Какие бывают способы рифмовки в литературе. Типы рифм

Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.

В типовых вариантах за 2011 год вопросы про мужскую, женскую рифму не встречались, были только про способ рифмовки, естественно, выпускник, видя слово рифма, по привычке вводил свой ответ.

Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму - Вариант 10 .

Как называется рифма , использованная во всех строфах стихотворения?

Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки - Вариант 15 .

Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте.

Теперь, думаю, стоит перейти к терминологии.

Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая. Назвал последние два с той целью, чтоб всякие умники не пытались сказать, что мы тут не то даём.

Пример мужской рифмы:

И море, и буря качали наш че"лн;

Я, сонный, был предан всей прихоти во"лн.

Две беспредельности были во мне",

И мной своевольно играли оне". (Ф.И. Тютчев "Сон на море").

Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.

У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =)

Пример женской рифмы:

Есть речи значе"нье,
Темно иль ничто"жно,
Но им без волне"нья
Внимать невозмо"жно,
Как полны их зву"ки
Безумством жела"нья!
В них слезы разлу"ки,
В них трепет свида"нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").

В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.

Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку , но повторим еще раз, не отходя от кассы.

В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ

По небу полуночи ангел лет ел (а)
И тихую песню он п ел; (а)
И месяц, и звезды, и тучи толп ой (Б)
Внимали той песне свят ой .; (Б)

Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа

Любовь и дружество до вас (a)

Дойдут сквозь мрачные затворы , (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)

Доходит мой свободный глас . (a)

Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ

О милых спутниках, которые наш свет (а)
Своим сопутствием для нас животворили
, (Б)
Не говори с тоской: их нет ;
(а)
Но с благодарностию: бы ли . (Б)

Это то, что бывает на ЕГЭ, всякие там сложные, открытые, бедные и проч. рифмы вы будете изучать на филфаке, к ЕГЭ необходим самый минимум, который я здесь вам осветил.

Односложные рифмы (или мужские) рифмы из слов, в которых ударный слог - последний.
Двухсложные рифмы (или женские) рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца.
Трёхсложные рифмы (или дактиллические) - рифмы из слов с ударением на третьем слоге от конца.
Четырёхсложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Пятисложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на пятом слоге от конца.
Шестисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Семисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Восьмисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Девятисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на девятом слоге от конца.

Другие типы рифм:

Гласные рифмы - односложные (мужские) рифмы с ударением на последнем звуке, где последнему ударному гласному предшествует гласный звук, звук «й» или мягкий знак.
Согласные рифмы - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме.
Женские рифмы - рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца. То же, что и Двухсложные рифмы.
Кольцевые рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Опоясывающие рифмы.
Опоясанные, Опоясывающие, Охватные рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Кольцевые рифмы.
Закрытые рифмы - рифмы, заканчивающаяся на согласный звук.
Открытые рифмы - рифмы из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Мужские рифмы - рифмы из слов, в которых ударный слог - последний. То же, что и Односложные рифмы.
Перекрёстные рифмы - рифмовка по принципу ABAB.
Смешанные рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах.
Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
Составные рифмы - рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными.
Стыковые рифмы - разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.
Супергипердактилические рифмы - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Тавтологические рифмы - эпифора; слово рифмуется само с собой.
Твёрдо-мягкие рифмы - рифмы, внутри которых мягкая согласная противостоит твёрдой.
Точные рифмы - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Тройные рифмы - рифмы из трёх созвучных слов в сложных строфах.
Усечённые рифмы - базовые равносложные рифмы, в которых пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.
Устоявшиеся рифмы - часто употребляемые связки не совсем сходных по звучанию слов.
Холостые рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т.о., под условным понятием «холостой рифмы» следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Четвертные рифмы - рифмы из четырёх созвучных слов в строфе.

Многие люди пишут стихи и при этом не могут объяснить, что такое рифма. Ее наличие не всегда украшает произведение, например, из-за своей примитивности. Иногда данное понятие путают с определением «созвучность», к которому относятся, к примеру, сочетания «тебя - меня». Итак, рифма - это звучное сочетание сходных частей слова, которые располагаются симметрично в строках стихотворения. В классическом стихосложении к основному ее признаку относится совпадение ударных гласных. Она выделяет звуковым повтором окончания строк произведения, подчеркивает междустрочную паузу, задавая тем самым ритм стихотворной формы. Поэтому важнейшей единицей ритма является строка, которая оформляется правильным типографским образом. Иногда придумать рифму бывает очень сложно, поскольку, неправильно подобранная, она уводит автора совершенно в другую от задуманного смысла произведения сторону.

Виды и формы рифм

Понять, что такое рифма, возможно через определение расположения ударений в словах и учета вида данной формы. Она бывает нескольких вариантов:

  • мужская (в этом случае ударение всегда падает на последний слог в строке);
  • женская (здесь ударение падает на предпоследний слог);
  • дактилическая (ударение приходится на третий слог с конца, по схеме «ударный - безударный - безударный»);
  • точная/неточная (точная - совпадение гласных и согласных звуков, неточная - совпадение в одном - двух звуках).

Помимо данных видов, выделяют следующие формы, которые раскрывают, что такое рифма. Во-первых, квадратные рифмы - они представляют собой самые простые варианты. Основная нагрузка в этом случае ложится на одно окончание, например: «мы в лес - там бес». Во-вторых, глаголы - тоже достаточно простая форма, но звучит намного лучше предыдущей, например: «купить - посадить». В-третьих, созвучия - совокупность слов, которые задают определенный ритм; основную нагрузку в них лучше делать на ударные гласные. В-четвертых, разбиения - в этом случае слово разбивается на несколько слогов и подбирается пара с подобными слогами, например: «сто полей - с тополей». В-пятых, трехмерная рифма - она считается верхом мастерства, и в стихотворении рифмуется практически каждое слово. Изучив основные виды рифмы, можно приступать к написанию стихотворной формы. Для этого следует уяснить некоторые правила.

Правила составления рифмы

1. Проще всего рифмовать глагольные формы. Однако данный способ больше подходит для новичков, среди профессиональных поэтов он считается банальным и достаточно грубым.

2. Для создания красивой формы лучше всего подбирать точную форму. Не стоит брать первое пришедшее на ум слово. Сначала стоит выписать все найденные варианты рифм, а затем выбрать из них наиболее подходящий. Не нужно бояться проговаривать слова вслух, поскольку в живой речи выявить недостатки рифмотворения проще.

3. Применять неточные формы стоит только в том случае, если это позволяет смысл текста. Этот делает стих более харизматичным и убирает из него плавность и певучесть.

4. Не стоит злоупотреблять банальными рифмами, которые давно превратились в штампы, поскольку теряется уникальность и оригинальность произведения. Примером таких штампов могут стать «розы - морозы», «любовь - морковь» и т. д. Вместе с тем стоит помнить, что рифма должна подбираться в тему произведения и соответствовать его общему настроению.

5. В том случае, если не получается подобрать рифму, можно воспользоваться словарем рифм, который можно найти в Интернете.

Таким образом, для того, чтобы стихотворение получилось правильно зарифмованным, рифмоваться должны строки. Для восприятия произведения немаловажную роль играет не только звук, но и смысл. Существует еще множество секретов, освоив которые, можно понять, что такое рифма, и научиться создавать восхитительные

Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка«ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)

Тебе - половина, и мне - половина! (В)

(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал - истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

(А. Ахматова)

3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом - (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

(А.С. Пушкин)

Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, (D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

(А. Данте)

РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

(Омар Хайям)

ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол - Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

(Д.С.Мережковский)

ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

(К. Бальмонт)

СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.

Опьяняетсмелыйбег,

Овеваетбелыйснег,

Режутшумытишину,

Нежатдумы про весну.

(В. Брюсов)

РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий -

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

(Б.Л. Пастернак)

РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы - (A )

В белоснежных одеяньях (B )

Непокорные вершины, (C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины... (С)

(В. Невский)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Литература:

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :

Рифма это созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской литературе зародилась не в стихах, а в античной ораторской прозе (гомеотелевтон, «подобие окончаний», см. Фигуры).

Пример насыщенной рифмы риторической прозы:

2 век н.э. (описание театра у Апулея, «Флориды»,
«Здесь посмотрения достоин не пол многоузорный, не помост многоступенный, не сцена многоколонная; не кровли вознесенность, не потолка распестренность, не сидений рядоокружениость; не то, как в иные дни здесь мим дурака валяет, комик болтает, трагик завывает, канатобежец взбегает и сбегает» (Ср. «плетение словес» в русской прозе стиля Епифания Премудрого).

Такая рифмованная проза культивировалась во время раннего Средневековья, и к 10 веку мода на нее стала на некоторое время почти господствующей и проникла в средневековую «ритмическую» (т.е. силлабическую и силлабо-тоническую) и «метрическую» (т.е. написанную по античным образцам) прозу. Здесь рифма связывала преимущественно концы полустиший и называлась «леонинской»(происхождение названия неизвестно; пример из Марбода Реннского, пер. Ф.Петровского):

Нрав мой смягчает весна:
она мне мила и чудесна.
Не позволяя уму
погружаться во мрачную думу.
Я за природой иду
и рад ее светлому в иду…

В этом эволюционном развитии загадкой остается ранний длинный гимн Августина против донатистов, в котором все строки единообразно кончаются на е, влияние на него со стороны рифм семитского (сирийского, арабского), а тем более кельтского (ирландского) стиха очень сомнительно.

Из средневековой латинской поэзии рифма переходит в средневековую греческую (поздние греческие романы), в германские языки (вытесняя из них более древний аллитерационный стих) и в славянские (где говорной стих низовых фольклорных жанров обычно был рифмованный, а речитативный и песенный более высоких жанров - нерифмованный). Постепенно латинская поэзия возвращается к древним нерифмованным образцам, а новоязычная средневековая европейская поэзия остается рифмованнной целиком; нерифмованный белый стих входит в нее как исключение (подражание античности) с 16 века, шире - в эпоху романтизма, и становится массовым лишь в свободном стихе 20 веке.

Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1-сложные рифмы: сущий - вящий - делавший - змий…; 2-сложные: сущий - дающий - делающий - знающий…; для Симеона Полоцкого «тебе - на небе» или «кому - иному» были правильными 2-сложными рифмами, хоть и смущают нынешних стиховедов своей разноударностью). Единицей созвучия в силлабо-тоническом стихосложении служит группа слогов, объединенная ударением (как стопа), по положению ударения здесь различаются рифмы мужские (ударение на первом слоге от конца, «огневой-роковой»), женские (ударение на втором слоге от конца, «огневою-роковою»), дактилические (ударение на третьем слоге от конца, «огневеющей-веющей»), гипердактилические (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах, «огневеющею-веющею»). Единицей рифмующего созвучия в чисто-тоническом стихосложении должно бы служить целое («огневой - от него - магниевый - гневом», классификация таких созвучий еще не выработана). Под воздействием традиции и под иноязычным влиянием часто встречаются смешанные случаи: так, современный русский тонический стих по традиции избегает разноударных рифм. (Эксперименты А.Мариенгофа с разноударными рифмами не получили продолжения в 20 веке).

Точность созвучия, требуемого для рифмы, определяется исторически меняющейся условностью (в силлабической рифме сперва считались достаточными 1 сложные рифмы, потом стали необходимыми 2-сложные ). Господствует установка «Рифма не для глаза, а для уха», однако в ряде случаев она нарушается (обычно рифмой продолжают считаться слова, образовывавшие созвучия в прошлом, как английское «love - move», русское «ея - семья»). Русская рифма в 18 веке требовала тождества всех звуков и, по возможности, всех букв (точная рифма; однако «быть - бить», «род - бьет» тоже считались точными рифмами); но еще в конце 18 века дозволяется рифма йотированная («силы-милый»; к ней близка рифма «с внутренним йотом», типа «я - меня»); с 1830-50-х - рифма приблизительная, с несовпадающими заударными гласными («много - богу»); в 20 веке - рифма неточная, с несовпадением согласных. Среди последних выделяются усеченная («пламя - память», «плечо - о чем»), замещенная, («ветер - вечер») и неравносложная («неведомо-следом»); иногда выделяют также переставную («ветка - некто») рифму. В некоторых поэтических культурах условности такого рода канонизованы (в ирландской поэзии все смычные или все сонорные звуки считались рифмующими между собой). В пределе неточная рифма сводится или к ассонансу (тождественным остается только ударный гласный звук, «рука - комар» - на таких ассонансах строилась старофранцузская и староиспанская поэзия), или к диссонансу (тождественны остаются согласные, меняется ударный гласный, «стан - стон» - такие диссонансы употребительны в современной англо-американской поэзии).

По наличию предударных опорных звуков выделяются рифмы богатые («ограда - винограда»): они ценятся во французской традиции и считаются комическими в английской и немецкой традициях; в русской поэзии они ценились у Сумарокова и его школы, вышли из употребления к начале 19 века и вновь стали модными в начале 20 века («левые рифмы»), как бы компенсируя расшатывание точности послеударного созвучия. Если в порядке стихового фокуса вереница опорных звуков протягивается до начала строки, то этот прием называется панторифмой («все-рифмой»). По лексическим и грамматическим признакам выделяются рифмы однородные (глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным и пр., считающиеся «легкими») и разнородные, омонимические («Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав»), тавтологические («Цветок», 1821, Е.А.Баратынского - обычно с расчетом на выявление тонких семантических расхождений между повторениями одного и того же слова), составные («где вы - девы»).

По положению в строке рифма в европейской поэзии канонизированы в конце стиха ; если конец стиха рифмует с концом полустишия, такая рифма называется внутренней. Теоретически возможны начальные рифмы («Как дельфин тропических морей, Тишь глубин я знаю, но люблю…» - В.Я.Брюсов), серединные рифмы и различные переплетения внутренних рифм, но они требуют времени на то, чтобы у читателя создалось непривычное рифмическое ожидание. Если таковое не создастся, созвучия будут ощущаться не как рифма, а как беспорядочный фонетический орнамент стиха.

По положению рифмических цепей в строфе различаются рифмы смежные (aabb), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (в том числе тернарные, aabccb), двойные, тройные; повторяясь, это расположение рифм служит важнейшим элементом строфики - как замкнутой (в приведенных примерах), так и цепной. В стихе рифма выполняет троякую функцию :

  1. Cтихообразующую - как средство разделения и группировки стихов (подчеркивание стихораздела, соотнесенность рифмующих строк);
  2. Фоническую - как опорная позиция для звукописи целого стиха («распыленная рифма»: «да что я, лучше что ли… из кожи вон, из штолен» у В.Маяковского) - или, наоборот, в стихах, насыщенных аллитерациями, где они имеют тенденцию сосредоточиваться в начале строки, а конец строки предоставлять рифмы (Брюсов);
  3. Семантическую - как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, с последующим подтверждением или нарушением этого ожидания («Читатель ждет уж рифмы: розы…» - отсюда важность уместного использования рифм банальных, таких, как «радость - младость - сладость» и т.п., и оригинальных, экзотических). Во всех этих функциях рифма подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от соответствия этому целому ощущается как «хорошая или «плохая».

Слово рифма произошло от греческого rhythmos, что в переводе означает - плавность, соразмерность.