Рабочая тетрадь по WORD. Набор и редактирование текста

ИСТОЧНИКИ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма».

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 1.

3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4.

1. Аристотель. Никомахова этика. Политика. / Аристотель // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293, 375-644.

2. Груневеген, П. Политическая экономия и экономическая наука/ П. Груневеген//Экономическая теория// под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.- С.680-687.

3. Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. С. 197-262

4. Шумпетер, Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер / под ред А.С. Автономова.- СПб.: Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2001.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля « экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. -Эволюция предмета экономической науки используйте статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука».

2. Составьте резюме, дайте краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составьте глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4. Составьте тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

Мир знаний очень интересен,
В нём много нераскрытых тайн…
Давайте окунёмся вместе
И разгадаем тайну языка!
Язык – культура нации, опора.
Он сила наша, красота!
Но изучать его так сложно…
Желание приходит не всегда…
Но если есть у педагога
ВДОХНОВЕНИЕ,
То сложная задача решена!

В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.

Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.

«Тетрадь-помощник»

Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Количественные числительные», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника.

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

  • Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.
  • Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Сетка времени:

1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.

Материально-техническое обеспечение: Электронная тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.

Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.

Страничка контроля домашнего задания


Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).

Задание :

1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).

БЛОК 1. Справочный материал

(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)

Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.

Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.

Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).

СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!

Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качестве числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.

Сорок (40) Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха " (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

И.п., В.п. – сорок.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.

Девяносто (90) Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).

И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.

Сто (100) и тысяча (1000) Сто и тысяча . Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту , тв. сътомь , м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).

И.п., В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.

Тысяча (1000) Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти ). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте ) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать ).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть (им. падеж двойственного числа от съто ) три и четыре+съта (им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто) . Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).

Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.

Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).

В количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Пять ручек Три журнала
Р.п. пятИ ручек !
Д.п. пятИ ручкам !
В.п. пять ручек !
Т.п. пятьЮ ручками !
П.п. о пятИ ручках !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Семьдесят тетрадей Шест…десят человек
Р.п. семИдесятИ тетрадей !
Д.п. семИдесятИ тетрадям !
В.п. семьдесят тетрадей !
Т.п. семьЮдесятьЮ тетрадями !
П.п. о семИдесятИ тетрадях !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Двести экземпляров Триста учебников
Р.п. двУХсот экземпляров !
Д.п. двУМстАМ экземплярам !
В.п. двести экземпляров !
Т.п. двУМЯстАМИ экземплярами !
П.п. о двУХстАХ экземплярах !
Падежи Склонение числительного Просклоняйте самостоятельно
И.п. Шестьсот книг Семьсот работников
Р.п. шестИсот книг !
Д.п. шестИстАМ книгам !
В.п. шестьсот книг !
Т.п. шестьЮстАМИ книгами !
П.п. о шестИстАХ книгах !

БЛОК 2. Практические задания

Упражнение 1. «Собираем пазлы»

Задание : Допишите части слова числительных.

Падежи Склонение числительного.
И.п. пять___ семь____ шесть коробок
Р.п. пяти___ _____десяти шести коробок
Д.п. пяти____ семи_______ шести коробкам
В.п. пять______ семь_______ шесть коробок
Т.п. ________стами _____десятью шестью коробками
П.п. о пяти____ семи_______ шести коробках

Упражнение 2. «Собираем конструктор»

Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.

Задание : просклонять числительные: 887, 644, 782 деталей (в зависимости от количества человек в классе).

БЛОК 3. Проверь себя

Задание 1 :Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2 . Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот
двенадцатого года. 5 . К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

Номера занесите в таблицу:

1 2 3 4 5 6

БЛОК 4. Контрольное задание

Задание : Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек.
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").

БЛОК 5. Домашнее задание

Задание 1 :Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2 : «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3 : Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.

БЛОК 6. Страницы «мудрости»

Задание : Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 3.

БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)

Скороговорки

1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)

2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод. 2. С 888 рублями я отправился в магазин. 3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443. 4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. 5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

Литература :

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9- класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 11-е изд., стереотип. – М. «Дрофа», 2002. – с. 148-151.
2. Обнорский С.П. и Бархударов С.Т. Хрестоматия по истории русского языка – М.: Просвещение, 1952.

Основные требования, предъявляемые к структуре рабочей тетради:

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчинённость, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объёма, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться в последствии.

Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, способствующий поэтапному формированию мыслительной деятельности учащихся и предназначенный для самостоятельной работы учащихся в аудитории, лаборатории или дома.

Рабочая тетрадь может быть использована для ведения конспектов, закрепления знаний и их контроля. Ее достоинства неоспоримы – экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Исходя из первого принципа задания в рабочих тетрадях можно разделить на следующие уровни:



§ первый уровень – это задания, ориентированные на выполнение алгоритмической деятельности и содержащие в себе подсказку (задачи на опознание, на различия, задачи-классификации);

§ второй уровень – это специальные задания для проверки знаний, позволяющие произвести изучаемые учебные элементы без внешней опоры или подсказки (задачи-подстановки, конструктивные, типовые задачи);

§ третий уровень – это задания, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

Для формирования мыслительной деятельности с заранее заданными качествами необходимо соблюдать следующие правила разработки рабочей тетради:

1. Чередование легких, типичных, часто встречающихся задач с нетипичными, редкими.

2. Использование предметных задач с необходимостью ориентироваться в предметном поле, определять значимые и менее значимые объекты, исключать из поля деятельности незначимые объекты.

3. Включение логических задач, решение которых требует умения правильно выявить условия задачи, выбрать необходимые данные и отсеять лишнее.

4. Использование психологических задач, в которых нельзя спешить с принятием решения, а необходимо действовать вдумчиво.

С целью подержания заинтересованности учащихся и разнообразия их деятельности используют различные виды и формы заданий. Применяют широкий спектр различных задач: тесты, ребусы, кроссворды, задания с пропущенными словами, творческие задачи, логические загадки.

Дифференцированный подход позволяет использовать рабочие тетради для учащийсяов с различными особенностями умственной деятельности и разным уровнем способностей и интеллектом. Для осуществления этого подхода используют разноуровневые задания.

Преимущества рабочих тетрадей очевидны:

§ это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;

§ рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;

§ рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота – наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности.

Группировка системы задач, обобщенные способы решения, которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности.

Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.

Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация – для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.

Целевая достаточность – достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области.

Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.


РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ЛИСТОВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Листы рабочей тетради по теме «Блюда из тушеного мяса и субпродуктов»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

КУРС: _______

УЧАЩИЙСЯА ГРУППЫ: _________

20___ - 20____ учебный год


Инструкция

В тетради представлены контрольные вопросы, тестовые задания, а также задания по выполнению технологических схем и таблиц, задания на развитие технического и логического мышления. Кроме того, практические задания, которые можно выполнять с помощью действующего Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

Выполнение некоторых заданий, носящих творческий характер, требует работы с дополнительной литературой, авторы которой не только приводят технологию приготовления пищи, но и обращаются к истокам кулинарии, истории создания блюд, возникновения их названий. В структуру тетради включены задания повышенной сложности.

Вопросы и задания, помещенные в тетради, помогут учащимся лучше усвоить важнейшие понятия курса, осмыслить их. При выполнении одних заданий учащимся необходимо дать точные и однозначные ответы, другие требуют от них поиска самостоятельного ответа. Работа с тетрадью может применяться на занятии и при выполнении домашнего задания.

Для оценки работы с листами рабочей тетради по каждому разделу включена таблица оценки.

Уважаемый учащийся!

Прежде чем приступить к выполнению задания, ознакомьтесь с инструкцией, повторите теоретический материал. Выполняйте задания аккуратно, разборчивым почерком.

Условные обозначения:

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

т4 ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Рабочий лист № 1.

1. Ознакомиться с п. 2-7 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради.

2. На основании данных, представленных в задании и Указаниях к решению задачи, сформировать агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2004 г. (табл. 3), дополнить баланс недостающими данными (дополняется студентом самостоятельно). Провести балансировку статей актива и пассива баланса (Актив = Пассив).

3. При выполнении п. З задания предусматривается:

Для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - выполнить построение прогнозного баланса;

Для специальности 060400 «Финансы и кредит» - выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом, представленным в п. 3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером и сформированным агрегированным балансом.

4. Проанализировать имеющуюся информацию по возможно большему диапазону направлений (табл. 4).

6. Финансовый цикл и продолжительность одного оборота элементов оборотного капитала следует определить по данным табл. 6.

7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией.

1. Проведем анализ динамики прибыли предприятия ОАО «Восход». Для этого составим расчетную таблицу 2.

Рассчитаем валовую прибыль, как разницу между выручкой и себестоимостью, рассчитать абсолютное и относительное изменения валовой прибыли, полученные данные занесем в таблицу 2.стр. 3

Динамика всех показателей положительная, стоит отметить также положительный факт роста валовой прибыли.

Расчетный удельный вес себестоимости реальной продукции в 2003 г.-удельный вес = 350000/477000 = 73,29%, в 2004 г. удельный вес = 370000/535800 = 69,05%. Это говорит о снижении производственной затратоемкости продукции ОАО «Восход» или о качественном росте прибыли, а не количественном, что может говорить о повышении эффективности управления производством, внедрении нового оборудования и технологий.

Таблица 2.4 Динамический анализ прибыли

№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения
абс., руб. отн., %
11 Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 58300 12,21
22 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 20000 5,7
33 Валовая прибыль 127500 165800 38300 30,04

2. Построим вспомогательную таблицу 3. и рассчитаем:

Чистый оборотный капитал по формуле: ЧОК=Дз+З+НП+Гп-Кз, данные запишем в стр. 6.

Коэффициент покрытия по формуле: Кп, = ,

Наблюдается положительная тенденция в динамике коэффициента ликвидности, что говорит об упрочнении финансового состояния предприятия.

Таблица 3. Анализ оборотного капитала

№№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения
абс., руб. отн., %
1 Дебиторская задолженность 80900 101250 20350 25,15
2 Запасы сырья и материалов 18700 25000 6300 33,69
3 Незавершенное производство 24100 28600 4500 18,67
4 Готовая продукция 58300 104200 45900 78,73
5 Кредиторская задолженность 19900 27050 7150 35,93
6 Чистый оборотный капитал 162100 232000 69900 43,12
7 Коэффициент покрытия 8,14 8,58 0,44 5,4

3. Рассмотрим условия вспомогательной таблицы 4. В случае ОАО «Восход» наблюдается замедление оборачиваемости капитала предприятия в ОА, что негативно складывается на увеличение суммы выручки.

2003 г.-500 дней

2004 г.-540 дней

Э = *Поб = 535000/360*(540-500) = 59520,

Такая сумма дополнительно приводится в оборот, если бы капитал в ОА оборачивался как в 2003 г. за 500 дней, то потребовалось иметь ОА на 59520 сумму меньше. Руководству предприятия необходимо уделить самое пристальное внимание управлению ДЗ предприятия, увеличение оборота продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г., т.е. ее замедлением, а так же несовпадение с оборачиваемостью КЗ, что опять-таки негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Таблица 4. Анализ оборачиваемости оборотного капитала

№ п/п Показатели оборачиваемости 2003 г., дни 2004 г., дни Изменения абс.
1 Запасов сырья и материалов 44,88 49,15 4
2 Незавершенного производства 23,93 23,94 0
3 Запасов готовой продукции 59,97 101,38 41
4 Дебиторской задолженности 60,99 68,03 7
5 Кредиторской задолженности 40 44,3 4
6 Продолжительность оборота наличности 149,77 198,2 48,43

ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

рабочий тетрадь автомобиль двигатель

Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.

Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки

ВИДЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:

· тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

· тетради по графическому моделированию;

· семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.

Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради -- тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.

Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений.

Задача автора -- вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота -- наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация -- для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность -- достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.