Национальность жителей трои. Где находится Троя и чем заменит древний город

Бессчетное количество цивилизаций и больших государств исчезли навсегда. Одним из наглядных примеров этого считается город Троя, известный еще как Илион. Он издавна волновал умы историков и археологов. Существует любопытная история его появления, существования и падения.

Дата образования и местонахождение города

История знаменитого города начинается с 3000 года до нашей эры. Находился он на полуострове Троада в Малой Азии. Сейчас эта площадь относится к Турции. Проживавший на этой местности народ называли тевкрами.

На площади, где располагалась Троя, с обеих сторон протекали реки Скамандр и Симоис. Имелся беспрепятственный путь в Эгейское море.

Следовательно, Троя в течение своего существования славилась выигрышным географическим положением не только в экономической области, но и в плане обороны при нападении врагов. Много веков древняя Троя являлась значимым торговым центром между Востоком и Западом, постоянно подвергалась набегам, поджогам и разграблениям.

Чем знаменит город Троя?

Государство в первую очередь известно миру Троянской войной. Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои – царь Приам, воевал с греками. Причиной стало похищение Елены. Она являлась женой Менелая, являвшегося правителем Спарты. Как оказалось, она сбежала с Парисом, являвшегося царевичем Трои. Последний не согласился вернуть Елену, что стало поводом для развязывания войны, продлившейся долгие 10 лет.

О разрушении города рассказывает другая поэма Гомера – «Одиссея». Война развязалась между троянцами и ахейскими племенами (древними греками), последние выиграли сражение благодаря военной хитрости. Греки построили внушительных размеров деревянного коня и привезли его к воротам Трои, после чего удалились.

Жители города допустили ввоз статуи внутрь стен, после чего прятавшиеся внутри нее воины захватили Трою.

Окончательное падение Трои

С 350 года до н.э. и до 900 года городом правили греки. В дальнейшем его правители постоянно сменяли друг друга. Сначала персы захватили город, позже он стал принадлежать Александру Македонскому. Только овладевшая Троей Римская империя вновь возродила город.

В 400 году до н.э. Троя попала в руки турков, которые окончательно ее и разрушили. Оставшиеся поселения людей в месте, где ранее существовал великий город, пропали в VI веке нашей эры.

Что находится сейчас на месте Трои?

Современная Троя совсем не похожа на то место, которое было описано Гомером. В течение долгого времени береговая полоса понемногу двигалась, поэтому город был обнаружен на совершенно сухой возвышенности.

В город-музей постоянно приезжают люди со всех уголков мира. Руины обладают превосходным внешним видом. Особый интерес на месте, где когда-то была Троя, вызывает копия той самой деревянной статуи коня. Любой может войти внутрь, примерив на себя роль греческого воина.

На территории раскопок есть музей, где можно изучить фотографии, образцы и вещи, позволяющие досконально ознакомиться с этапом раскопок Трои. Туристы могут пройти в храм Афины-Паллады, прогуляться внутри святилища богов и по концертному залу Одеон.

Упс, нет похожих постов...

Троя — место действия легендарной Троянской войны, которая нашла свое отражение в древнегреческой устной и литературной традициях.

Историками до сих пор ведутся дискуссии о существовании Трои. Большинство склоняется к тому, что Троя действительно существовала, так как это подтверждают найденные на местности археологические находки: часть из них подходит под описание Трои Гомером в «Илиаде».

Трою еще называют Хисарликой (турецкое название), Илиосом или Илией, а также Илиумом (так город величал Гомер).

Мифологическая Троя

Троя — основное место действия в «Илиаде» Гомера; напомним что произведение посвящено последнему году Троянской войны, которая произошла в 13 веке до нашей эры. Война длилась 10 лет: царь Агамемнон из Микен вместе с союзниками, греческими войсками, буквально осадил город. Цель захвата состояла в том, чтобы вернуть Елену Прекрасную, жену Менелая, царя Аргоса и брата Агамемнона.

Девушка была похищена троянским принцем Парисом, так как на конкурсе красоты была удостоена милости самой , которая признала в Елене самую прекрасную из женщин живущих на земле.

Упоминания о троянской войне также встречаются в других литературных источниках: например, в стихотворениях нескольких авторов, а также в «Одиссее» Гомера. Троя и позже стали одним из самых популярных сюжетов в мифологии и классической литературе.

Гомер описывает Трою как окруженный крепкой, непобедимой стеной город. В «Илиаде» также встречаются отсылки на то, что город был укреплен высокими и крутыми стенами с зубцами на концах.

Стены, должно быть, были необычайно крепкими, так как Троя смогла выдержать 10-летнюю осаду греков. Город мог бы спастись, если бы хитроумные греки не придумали ход конем — причем в буквальном смысле: данайцы построили огромного коня, которого как будто бы передали в дар троянцам, но на самом деле воины спрятались в него, и позже смогли пробиться в город, разбив силы противника.

Из греческих мифов было известно, что стены Трои впечатляли настолько, что люди верили, будто их возвели Посейдон и Аполлон.

Археологические находки Трои

Существующий с раннего бронзового века (3000 г. до н.э.) до XII века н.э. город, который принято называть Троей, находится в 5 км от побережья, но когда-то он располагался рядом с морем.

Территория Трои была ограничена бухтой, созданной устьем реки Скаманда, и город занимал стратегически важное положение между Эгейской и Восточной цивилизациями, а также контролировал выход к Черному морю, Анатолии и Балканам — причем и на суше, и на море.

Остатки города Трои впервые были найдены Фрэнком Калвертом в 1863 году н.э., затем изучение археологических артефактов продолжил Генрих Шлиман в 1870 году.

Ученый изучал Трою на протяжении 20 лет, до самой своей смерти в 1890 г. Так, Шлиману удалось обнаружить искусственный холм высотой 20 м, который остался нетронутым с древности. Находки Шлимана содержали ювелирные изделия и сосуды из золота и серебра, которые по описаниям были похожи на те, что описывал Гомер в «Илиаде».

Однако все артефакты были датированы более ранними датами и относились, возможно, к периоду жизни греков до Троянской войны.

Раскопки продолжались в течение 20-го века н.э. и ведутся по сей день.

По последним данным на территории предполагаемого города Трои могли находиться девять различных городов. Ученые создали специальную классификацию, обозначив эти города римскими цифрами: от Трои I до Троя IX.

История Трои, по мнению историков, началась с небольшого поселка. Затем в ней появились большие здания и стены-укрепления из камня и кирпича, позже появятся крутые стены высотой 8 метров и толщиной 5 метров (видимо, о них и упоминал Гомер в «Илиаде»), город занимал территорию в 270 000 квадратных метров.

Дальнейшая судьба Трои связана с пожарами и какими-то крупными разрушениями — это подтверждают находки археологов.

Многовековое существование Трои повлияло на развитие искусств и различных ремесел в соседних городах: археологи нередко находят реплики украшений, керамических изделий и военных принадлежностей, созданных мастерами других городов по образу и подобию тех, что некогда сотворили троянцы.

Для историка и археолога Троя – поселение бронзового века, впервые обнаруженное Генрихом Шлиманом в 19 в.

Местность, описанная Гомером и другими античными авторами, упоминавшими Трою, находится вблизи Эгейского моря недалеко от входа в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). К берегу здесь примыкают гряды невысоких холмов, а позади них простирается равнина, по которой протекают две небольшие реки, Мендерес и Дюмрек. Примерно в 5 км от берега равнина переходит в крутой откос высотой ок. 25 м, а дальше на восток и на юг вновь тянется равнина, за которой высятся более значительные холмы и находящиеся в отдалении горы.

Немецкий предприниматель Генрих Шлиман, археолог-любитель, был с детства очарован повествованием о Трое и проникся страстным убеждением в его истинности. В 1870 он начал раскопки холма, располагавшегося на краю откоса недалеко от деревни Гиссарлык, в нескольких километрах от входа в Дарданеллы. В перекрывающих друг друга слоях Шлиман обнаружил детали архитектуры и множество предметов, изготовленных из камня, кости и слоновой кости, меди и драгоценных металлов, что заставило научный мир пересмотреть представления о героическом веке. Шлиман не сразу распознал слои микенской эпохи и позднего бронзового века, но в глубине холма он наткнулся на значительно более древнюю крепость, хронологически вторую, и с полной уверенностью назвал ее градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 его коллега Вильгельм Дёрпфельд продолжал работу и в 1893 и 1894 открыл гораздо более обширный периметр Трои VI. Это поселение соответствует микенской эпохе и потому его-то и признали Троей гомеровской легенды. Теперь большинство ученых полагает, что холм у Гиссарлыка – это и есть реальная историческая Троя, воспетая Гомером.

В древнем мире Троя занимала ключевое положение как с военной, так и с экономической точки зрения. Большая крепость и небольшой форт на берегу моря позволяли ей с легкостью контролировать как движение кораблей через Геллеспонт, так и пути, соединявшие Европу и Азию по суше. Правивший здесь вождь мог облагать провозимые товары пошлиной или вовсе их не пропускать, а потому конфликты в этом регионе, о которых нам известно применительно к более позднему времени, могли начаться еще в бронзовый век . На протяжении трех с половиной тысячелетий это место была заселено практически постоянно, и на всем протяжении этого периода культурные и экономические связи соединяли Трою не с Востоком, но с Западом, с эгейской цивилизацией, частью которой в определенной мере была культура Трои.

Большинство зданий Трои имели стены из сырцового кирпича, возводившиеся на низких каменных фундаментах. Когда они обрушивались, обломки не расчищали, но лишь выравнивали место, чтобы возвести новые здания. В развалинах выделяют 9 основных слоев, каждый со своими подразделениями. Особенности поселений разных эпох можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Троя I.

Первое поселение представляло собой небольшую крепость диаметром не более 90 м. Она имела массивную оборонительную стену с воротами и квадратными в плане башнями. В этом поселении различаются десять последовательных слоев, что доказывает длительность его существования. Керамика этого периода вылеплена без гончарного круга, она серого или черного цвета и имеет полированную поверхность. Встречаются орудия из меди.

Троя II.

На развалинах первой крепости была построена бóльшая цитадель диаметром ок. 125 м. У нее также высокие толстые стены, выступающие башни и ворота. С юго-востока в крепость вел пандус, вымощенный хорошо подогнанными кусками плитняка. Оборонительная стена дважды перестраивались и расширялась по мере роста могущества и богатства властителей. В центре крепости частично сохранился дворец (мегарон) с глубоким портиком и большим главным залом. Вокруг дворца – двор, меньшие жилые помещения и склады. Семь этапов существования Трои II представлены послойно накладывающимися друг на друга архитектурными останками. На последнем этапе город погиб в таком мощном пламени, что от его жара кирпич и камень раскрошились и обратились в прах. Катастрофа была столь внезапной, что обитатели бежали, побросав все свои ценности и предметы домашнего обихода.

Троя III–V.

После разрушения Трои II ее место была немедленно занято. Поселения III, IV и V, каждое из которых размером превосходит предыдущее, имеют следы непрерывной культурной традиции. Эти поселения состоят из групп небольших домов, отделенных друг от друга узкими проулками. Распространены сосуды с лепными изображениями человеческого лица. Наряду с местными изделиями обнаруживаются, как и в более ранних слоях, привозные товары, характерные для материковой Греции раннего бронзового века.

Троя VI.

Первые этапы поселения VI отмечены появлением т.н. серой минийской керамики, а также первыми свидетельствами наличия лошадей. Пройдя длительный период роста, город вошел в следующий этап исключительного богатства и могущества. Диаметр цитадели превышал 180 м, ее опоясывала стена толщиной 5 м, искусно сложенная из тесаного камня. По периметру располагались по меньшей мере три башни и четверо ворот. Внутри концентрическими кругами располагались больших размеров здания и дворцы, поднимавшиеся по террасам к центру холма (верхних слоев вершины теперь не существует, см. ниже Троя IX). Здания Трои VI выстроены с большим размахом, чем ранние, в некоторых обнаружены столбы и основания колонн. Завершило эпоху сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последовательных стадиях Трои VI серая минийская керамика оставалась основным видом местного горшечного производства, ее дополняют несколько сосудов, ввезенных из Греции в эпоху средней бронзы, и многие сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

Троя VII.

После землетрясения эта местность была вновь заселена. Большая стена по периметру была вновь использована, как и уцелевшие части стен и многие строительные блоки. Дома сделались меньше, они теснились друг к другу, как будто в крепости искало укрытия значительно больше людей. В полы домов вделывались большие кувшины для припасов, скорее всего на случай тяжелых времен. Первая фаза Трои VII, обозначаемая VIIа, была уничтожена огнем, но часть населения вернулась и вновь обосновалось на холме, сначала в прежнем составе, но позднее к этим людям присоединилось (или временно их покорило) иное племя, принесшее с собой грубую изготовленную (без гончарного круга) керамику, которая стала характерной приметой Трои VIIb и, по-видимому, указывает на связи с Европой.

Троя VIII.

Теперь Троя сделалась греческим городом. Она была благоустроенной в первые периоды, но к 6 в. до н.э., когда часть населения ее покинула, пришла в упадок. Как бы то ни было, никакого политического веса Троя не имела. В святилище на юго-западном склоне акрополя совершались жертвоприношения – скорее всего, Кибеле; возможно, на вершине существовал также храм Афины .

Троя IX.

В эпоху эллинизма место, именовавшееся Илионом, никакой роли не играло, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. Александр Великий совершил сюда паломничество в 334 до н.э., его преемники также почитали этот город. Они и римские императоры из династии Юлиев – Клавдиев осуществили программу широкомасштабной реконструкции города. Вершина холма был срезана и выравнена (так что VI, VII и VIII слои оказались перемешанными). Здесь возвели храм Афины со священным участком, на холме и на ровной площадке южнее были построены общественные здания, также обнесенные стеной, а в северо-восточном склоне был построен большой театр. Во времена Константина Великого , в какой-то момент собиравшегося сделать город своей столицей, Илион процветал, но вновь утратил свое значение с возвышением Константинополя.

В один прекрасный солнечный день, во время своего путешествия по Западной Турции я переправился на бодро пыхтящем автомобильно-пассажирском паромчике через знаменитый пролив Дарданеллы и под восторженные крики чаек высадился в городке Чанаккале, центре одноимённой провинции. Хотя сам по себе это довольно старый город со своей историей, содержащий внутри себя османскую крепость XV-го века и кое-какие другие достопримечательности более поздних времён - не они были главной целью моего прибытия на материковую землю.

Место, которое давно интересовало и притягивало меня, находилось всего в 30 км к югу от Чанаккале. Я специально ничего не читал "факультативно" и не смотрел современные фотографии этого места, чтобы не зависеть от чужих мнений и составить своё собственное суждение от встречи "тет-а-тет". Ведь это была легендарная Троя, которую все мы знаем из древнегреческих мифов, воспетая Гомером в его бессмертных поэмах "Илиада" и "Одиссей"; седой город-крепость, овеянный славными подвигами античных героев и ставший ареной одной из самых знаменитых войн в мировой истории...

Долгие 27 веков и быстрые 27 километров до Трои

Как уже было упомянуто выше, от Чанаккале до поворота на Трою - примерно 27 км по отличной трассе-автобану Е-87. Если вы умеете и любите перемещаться по земле автостопом, вам не составит труда быстро проскочить столь небольшой отрезок дороги. К тому же на выезде из Чанаккале в нужную сторону есть удобная позиция для стопа, кольцевое движение автомобилей и светофор - так что скорее всего вы уедете достаточно скоро.

Дорожный знак на выезде из Чанаккале

Вот и я дошёл до позиции, и через несколько минут, скрипнув тормозами, около меня остановился новёхонький Mercedes Axor, шедший куда-то в сторону южного побережья. Я даже не успел как следует рассказать о себе и своём путешествии, а 25 километров пролетели, как одно мгновение - и вот я уже десантировался на повороте в сторону самой Трои.

До легендарного города осталось всего 5 км

До финиша оставался ещё пяток километров - и я уже хотел было неспешно попасть туда "своим ходом", но, не успел я пройти и километр, как меня догнала легковая машинка с двумя весёлыми турками, на коей за 5 минут мы и добрались до цели. Уже вечерело, солнечный диск неторопливо клонился к горизонту; через полтора часа парк закрывался, а посему посетителей почти не было - так что у меня появилась возможность остаться тет-а-тет с Историей...

Они были первыми

Ещё в 1822-м году шотландец Чарлз Макларен, редактор Британской энциклопедии, указал на холм Гиссарлык как возможное местонахождение мифической Трои. Спустя 25 лет разделявший это предположение английский археолог-любитель Фрэнк Калверт (служивший в то время британским консулом в Османской империи), решил проверить догадку Макларена в указанной тем местности. Это стало тем более возможным, что в 1847-м брат Фрэнка, Фредерик, приобрёл ферму площадью 8 км?, территория которой включала часть холма Гиссарлык.

Наряду с дипломатической работой Фрэнк Калверт в течение целого ряда лет проводил раскопки на своём участке Гиссарлыкского холма, где, по его расчётам, должна была находиться гомеровская Троя. К сожалению, сколько он ни копал, ничего существенного в подтверждение своей теории ему найти так и не удалось. Тем не менее, Калверт продолжал верить, что следы гомеровской Трои находятся совсем рядом, и после окончания Крымской войны он поделился своими соображениями с только что прибывшим коллегой, которому, по иронии судьбы, и суждено было открыть ту самую, знаменитую Трою, которую мы знаем и поныне. Кому же выпала такая удача?

Генрих Шлиман. Человек, превративший детскую мечту в грандиозное открытие

На свете было очень немного отчаянных людей, способных уже в немолодом возрасте круто повернуть свою жизнь и посвятить её остаток служению своей мечте. Ещё меньше тех, кому на этом поприще удаётся достичь успеха. Генрих Шлиман был таким редким исключением.

Ещё в раннем детстве его отец часто пересказывал сыну разные легенды, отчего в Шлимане-младшем проснулся серьёзный интерес к истории. Гибель Помпеи во время извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого будоражили воображение ребёнка. Да и вся его последовавшая бурная жизнь могла бы стать отличным сюжетом для авантюрно-приключенческого романа.

Начав свою трудовую карьеру в 14 лет в качестве скромного приказчика в бакалейной лавке в Пруссии, он через пять лет становится представителем крупной торговой компании, обнаруживает прекрасные способности к языкам (менее чем за три года ухитрился освоить голландский, английский, французский, итальянский, португальский - а затем и русский), после чего компания принимает решение направить молодого и многообещающего сотрудника в Санкт-Петербург. В январе 1846-го года 24-летний Шлиман отбыл в Россию.

Именно здесь его поджидала госпожа Удача, которую он сумел вовремя ухватить за хвост. Уже на следующий год Шлиман основал собственную торговую компанию и быстро добился коммерческого успеха. Он хватался за любую возможность, торговал селитрой, редкой краской индиго, резиной, сахаром и многим другим... Шлиман нажил огромное состояние на продаже золотого песка во время знаменитой Золотой Лихорадки в Калифорнии, умудрился заработать миллионы и на Крымской войне в России, и на Гражданской - в Америке. Умение пользоваться такого рода ситуациями было у него в крови.

Генрих Шлиман: удачливый авантюрист-миллионер и археолог-любитель

Добившись всего и полностью удовлетворив свои коммерческие амбиции, Шлиман уже в солидном возрасте решил вернуться к своей детской мечте и без помех заняться путешествиями, историей и археологией. Для начала он в совершенстве изучил весьма трудный древнегреческий язык, придерживаясь давно выработанного и проверенного метода: много читал вслух и заучивал наизусть. Естественно, он учился по оригинальным текстам "Илиады" и "Одиссеи". Совершив двухлетнее кругосветное путешествие, в июле 1868-го Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на археологическом поприще.

Новоиспечённый археолог

Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий гомеровской "Одиссеи" - там находился дом главного героя, - и Шлиман начал искать доказательства историчности поэмы. Первый археологический опыт вчерашнего дельца длился два дня. Разумеется, ничего серьёзного он не нашёл, но успел заявить, что несколько найденных в земле артефактов имеют прямое отношение к "Одиссее". Эта скоропалительность выводов впоследствии станет всем известной чертой Шлимана, а также исходной точкой для критики в его адрес.

Один из найденных артефактов

Затем он отправился к упомянутой в "Илиаде" равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман сравнил свои открытия с описаниями "Илиады" и стал склоняться к мнению, что нужно вести раскопки холма Гиссарлык. Убедительными доводами этой версии для него послужило само название места, по-турецки означавшее «крепость», а также общение с уже упоминавшимся выше Фрэнком Калвертом, который долгое время до Шлимана раскапывал этот холм.

Мир Гомера найден?

Шлиман понял: единственный способ доказать свою правоту - собственными силами найти Трою. Он начал планировать раскопки Гиссарлыка. Более года ушло на получение разрешения турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман приступил к осуществлению задуманного.

Раскопки Трои во время Первой экспедиции

Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям многих скептиков, увенчались ошеломляющим успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоёв, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая архаической и классической эпохам.

Однако сильнейшее порицание заслужил шлимановский способ ведения раскопок. Его стремление во что бы то ни стало отыскать Трою и нежелание видеть всё остальное привело в конечном счёте к трагедии: Шлиман фактически уничтожил Трою как археологический памятник. Он копал сквозь «неинтересные» - по его мнению! - слои и бездумно уничтожал всё «негомеровское».

Новые результаты шлимановских поисков Трои вызвали шквал критики со стороны профессиональных археологов. Видный учёный Эрнст Курциус, руководитель другой немецкой группы, работавшей на территории Олимпии, крайне неодобрительно высказался о неаккуратном способе шлимановских раскопок и его желании во что бы то ни стало доказать свою теорию и объявлять всё, что он извлек из земли, - остатками гомеровского мира. Многое из того, что не относилось к предполагаемой Троянской войне, бывший предприниматель прагматично игнорировал, а кое-что даже небрежно уничтожил. Культурные слои оказались сильно им повреждены, и сегодня профессионалам приходится восстанавливать картину, изучая то, что осталось после раскопок Шлимана.

Что же можно увидеть сегодня на месте легендарного города?
Приглашаю совершить фото-экскурсию по Трое

Святилище (Sanctuary)

В греческие и римские времена Троя была важным религиозным центром, как мы знаем из древних источников и из результатов раскопок.

Святилище перед вами, возможно, было основано еще в седьмом веке до нашей эры. Эти архаические развалины, как представляется, включали в себя алтари, большие участки стен и несколько зданий, возможно, храмов.

Наружные стены святилища были почти четыре метра высотой, что позволяет предположить, что это место было связано с некоторыми тайными обрядами, для исполнения коих приносимые жертвы на алтарях были отгорожены от непосвящённых. Святилище серьезно пострадали в уничтожении Илиона римским наместником Флавием Фимбрием, в 85-м году до н.э.

Сад Pithos

Такие сосуды служили служили в первую очередь как средство для сохранения оливкового масла, вина и хлеба, но также являлись отличными контейнерами для перевозки на морских торговых кораблях более мелкой и дорогой керамики. Эти чаны-амфоры делались нередко в человеческий рост и имели очень толстые стены - обычно их врывали в землю и использовали в домашнем хозяйстве как своеобразные холодильники.

Водопроводные трубы

Ещё древнеримский автор и архитектор Витрувий в своей книге "De Architectura" утверждал, что в то время существовали три основных типа водопроводных систем: каменные каналы, свинцовые и терракотовые трубы. Он считал терракотовые трубы наилучшим выбором, поскольку они были проще и экономичнее, чем возведение каменных каналов, и менее вредными для здоровья, чем свинцовые трубы. Эти толстые терракотовые трубы, найденные в Трое, вполне соответствуют описанию Витрувия, а также другим аналогичным находкам из многочисленных мест раскопок в Римской империи.

Главный въезд (The Ramp)

Здесь можно видеть остатки укреплённых стен Трои II, и здесь же, скорее всего, располагались главные, Восточные ворота цитадели, для въезда в которые был вымощен из плоских камней специальный наклонный пандус. Именно здесь, слева от ворот, Шлиман нашёл легендарный "Клад царя Приама".

Траншея Шлимана (The Schliemann Trench)

В течение первых трех лет раскопок под руководством Шлимана по центру кургана была вырыта огромная траншея, шириной в сорок и глубиной в 17 метров. Она была задумана как тест-траншея, с её помощью Шлиман надеялся найти ответ на вопрос, на какой глубине располагалась "Цитадель Приама".

Вид с холма Гиссарлык на "траншею Шлимана", лежащую за ним равнину и Эгейское море, которое несёт свои волны в 6 км отсюда

К сожалению, в ходе этой грубой операции множество важных в историческом, архитекурном и археологическом плане более поздних слоёв и построек были им частично или полностью разрушены. Плачевный результат - перед вашими глазами. :(

Восточная стена

Теперь вы смотрите на остатки наружной стены и укреплений периода Трои VIII - IX (третье столетие до нашей эры - ок. 500 н.э.)

За стеной лежал Нижний город, который мы знаем как греческий и римский Илион. Далее на север находится пролив Дарданеллы, на запад - равнина и одноимённая река под древним названием Scamander.

Театр Одеон (Odeion)

А сейчас вы находитесь перед римским античным театром (Odeion), который, среди прочего, был предназначен для презентации музыкальных спектаклей. Сзади него находятся развалины частично раскопанных терм (бань), которые также были построены во время Римской империи.

Одеон, бани и близлежащий Bouleuterion (здание для заседаний городского совета) располагались на краю агоры, рыночной площади, где была сосредоточена общественная жизнь Трои. Одеон имеет полукруглую сцену, со специальным углублением, в котором стояла прижизненная статуя императора Адриана (117-138 н.э.), выполненная в натуральный рост.

Троянский конь

На входе в музей под открытым небом в 90-х годах установлен макет знаменитого Троянского коня, проникнуть с помощью которого внутрь Трои придумал хитроумный Одиссей, а построил его один из самых известных ахейских воинов Эпей. По разным данным, внутри него спрятались от 30 до 50 храбрейших воинов греков, во главе с Менелаем, Одиссеем, Диомедом и Неоптолемом.

Кадр из фильма "Троя" - радостные троянцы празднуют свою мнимую победу над греками. Они ещё не знают, что их ждёт следующей ночью...

В этот же, современный конёк-горбунёк:) с удовольствием залезают многочисленные туристические дети (да и взрослые тоже), кои ежедневно приезжают на экскурсии из Стамбула, Измира и всего прочего мира. Видимо, им весьма лестно хоть на несколько минут почувствовать себя античными героями и таким образом прикоснуться к седой старине. Подобная же лошадка (которая принимала участие в съёмках фильма) также установлена на одной из площадей в Чанаккале.

Троянский конь ходит буквой Г и выигрывает

Троянский слоёный пирог

Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: от Трои-I до Трои-IX.

Историческая схема Трои: век за веком, тысячелетие за тысячелетием...

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Древнейшие артефакты

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
Это поселение сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м, а окружающая город стена местами достигала четырёхметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами - Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые Гомером) и Восточные. Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
Троя снова достигла утраченного величия. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города. Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Весьма изящный кувшинчик работы древних мастеров

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало семи тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу.

Реконструкция: примерно так могла выглядеть Троя в эпоху, описываемую великим Гомером

Троя-VIII, он же Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

Серебряная тетрадрахма из Трои, эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.

После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IХ, он же Илион/Илиум (около 85 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. Однако позже, без поддержки Рима Троя постепенно начала пустеть и погружаться в небытие. В VI веке н.э. на холме Гиссарлык опустели последние здания, и город канул в Лету...

Знаменитые посетители Трои

Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 году до н.э. город посетил персидский царь Ксеркс , а в 334 году до н.э. - Александр Македонский . Он принёс в дар духу Приама свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптолема (от руки этого героя пал царь Трои Приам), от которого вёл свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание.

Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины.

Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней - сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города.

Федерико Бароччи, "Бегство Энея из Трои"
(Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)


Асканий считается прародителем римских патрициев, а от его сына, Юла, и пошёл знаменитый род Юлиев. Другой римский император, Константин Великий , выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византии, ставшей впоследствии центром новой империи. С падением «великой и могучей» Римской империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвалились мосты и акведуки...

Клад царя Приама

31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить богатейшее собрание медных и золотых украшений, которое он в подтверждение своей теории немедленно назвал "Кладом царя Приама". Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности.

Тот самый шлимановский "Клад царя Приама"

Знаменитый "Клад Приама" (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений), предметы из которого ошибочно были приняты Шлиманом за сокровища мифического владыки, археолог нашел только во время своей второй экспедиции. Дальнейшая история этого клада похожа на сюжет приключенческого романа.

Согласно разрешению на раскопки, полученному археологом от турецких властей, он должен был оставлять половину любых ценных находок Турции. Но Шлиман поступил иначе - он тайно, контрабандными методами, вывез найденные сокровища в Грецию. Археолог-любитель руководствовался не желанием обогатиться, продав "Клад Приама" (его состояние и так было огромным), он считал, что этот клад должен принадлежать одной из европейских стран, а не Османской империи. Шлиман предлагал сокровища в подарок греческому королю, но тот по вполне понятным причинам отказался. Лувр тоже не заинтересовался предложением принять в дар ценные экспонаты.

София Энгастроменос, вторая жена Генриха Шлимана, в ожерелье и диадеме "царицы" из "Клада Приама", найденного её мужем в Трое

Руководство Британского музея непременно желало быть уверенным, что в ходе раскопок не были нарушены законы. Затем клад был предложен Эрмитажу, но и из России Шлиман тоже получил отказ, поскольку его репутация здесь была несколько подмочена (Шлиман одно время занимался, мягко говоря, недобросовестно, снабжением российской армии, имел в России семью и жену, с которой он развёлся вопреки российским законам). В конце концов уникальная находка оказалась в Берлине, в Музее древнейшей и древней истории, где и оставалась до начала Второй мировой войны.

Сокровища "исчезли" из Берлинского музея в 1939 году, в начале Второй мировой войны. Считается, что его спрятали в подземных бункерах, чтобы он не пострадал от бомбардировок. В 1945 году, во время капитуляции Германии, директор музея Вильгельм Унферцагт, опасаясь расхищения уникальной коллекции мародёрами, лично передал представителям советского военного командования три чемодана с троянскими сокровищами. Клад был увезён в Москву (преимущественно золото и серебро) и в Ленинград (керамика и бронза). С 1949-го года троянские находки по личному приказу Сталина хранились в режиме строжайшей секретности.

В Германии и Западной Европе ничего не знали о поступке профессора Унферцагта, и "клад" сочли утерянным. И лишь спустя почти полвека - после развала СССР, в 1993-м году стало официально известно, что «Клад Приама» находится в целости и сохранности - в запасниках Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Более того, в 1996-м в Москве на выставке "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" некогда секретные экспонаты были выставлены на обозрение широкой публике. Естественно, на Западе тут же поднялся шум: советскую (а заодно и её наследницу российскую) власть в очередной раз обвинили во всех смертных грехах вообще и расхищении чужих культурных ценностей в частности. Возник международный спор о том, какая именно страна - Россия, Германия, Греция или Турция - имеет право владеть ими. До сих пор консенсус так и не достигнут, а большая часть троянских сокровищ опять скрыта от людских глаз в музейных фондах.

Троя после Шлимана

После смерти Шлимана в 1890 году раскопки были продолжены его ассистентом Вильгельмом Дёрпфельдом . Дёрпфельд ещё при жизни своего старшего коллеги первым предположил, что слой, где нашли "клад Приама", на самом деле древнее, чем времена Троянской войны. Когда он высказал свою догадку Шлиману, тот помрачнел, ушёл к себе в палатку и молчал там четыре дня. Потом он признал, что Дёрпфельд прав. В последующие годы тот доказал, что Троя времен Приама находилась тремя слоями выше той, которую боготворил его предшественник.

Таким образом, попытка Шлимана убедить ученых, что события эпоса Гомера - не миф, а исторический факт, провалилась. Да, он сделал удивительные открытия, но они никак не связаны с тем, что он искал.

После Дёрпфельда археологические изыскания были прекращены почти на 35 лет. В Первую мировую войну в битве за Дарданеллы английский военный флот снарядами нанес холму Гиссарлык немалый урон; находки пригоршнями подбирали со дна воронок.

Вторая мировая война снова надолго прервала работу археологов; раскопки возобновились только в 70-х годах XX века и ведутся по настоящее время. Со второй половины XX века Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесённого сеткой музея-заповедника под открытым небом, и примыкающий к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Связь времён оказалась утерянной...

Троя и "Троя": Homer vs Hollywood

Новая волна интереса к истории "давно минувших дней" прокатилась по всему миру в 2004-м году, когда свет увидел одноимённый эпический фильм Вольфганга Петерсена, с целым собранием звёзд в главных ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Роуз Бирн, Питер О"Тул и других.

Смотреть этот фильм можно и нужно, однако, разумеется, не стоит рассчитывать, что это буквальная экранизация Гомера. Как выразился товарищ Алекс Экслер в своей рецензии - "это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно - да и смотрится, в общем, достаточно эффектно".

Естественно, в экранизации не обошлось без неточностей и ляпов, перечислять которые было бы слишком долго, поэтому ограничусь только своей любимой цифрой 7:

1. Ахилл погибает, не спасая свою возлюбленную Брисеиду во время штурма внутри Трои (как это показано в фильме), а во время боя, причём за стенами города и ещё до его падения - разгневав бога Аполлона, который и направляет стрелу Париса в пятку Ахилла.
2. Жену Гектора Андромаху взял в плен сын Ахилла, Неоптолем (кстати, тоже не показанный в фильме), а её ребёнка убили. В фильме вообще не называют её имени, а сама она со своим ребёнком спасается из Трои.
3. Первым на берег Трои сошел не Ахилл, а Одиссей. (В оригинале было предание, что первый, кто сойдет на троянскую землю, будет убит, поэтому никто не спешил прыгать с кораблей, а Одиссей прыгнул на свой щит.)
4. Согласно мифу, Менелай после войны увозит обратно на родину свою жену Елену, а Парис погибает. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой (классический американский хэппи-энд, кто бы сомневался).

Орландо Блум в роли Париса и Дайан Крюгер в роли Елены Прекрасной

5. В фильме по полю лавой скачет конница. Но во времена троянской войны греки не знали верховой езды, а лошадей только запрягали в колесницы. Также показано, как Елена зашивает раны Париса после схватки с Менелаем. На самом деле накладывание швов не было известно древнегреческой медицине и вошло в практику только через тысячу лет.
6. В оригинале Ахилл сам разрешает Патроклу вступить в бой с троянцами вместо него и даёт ему свои доспехи. В фильме нет сцен боя мирмидонян с амазонками и эхейцами, где Ахилл совершил самые великие подвиги. Также в фильме нет знаменитой Кассандры - вещей сестры Париса, которая предсказала гибель Трои из-за своего непутёвого брата.
7. И, наконец, самое главное расхождение фильма с оригиналом - отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. Также в фильме вообще не упоминается один из храбрейших героев - Диомед, чьи деяния играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражался с олимпийскими богами и даже ранил Афродиту и Ареса, а описание его подвигов занимает почти всю V книгу эпоса. Совместно с Одиссеем именно Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Кроме того, в оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война длилась чуть больше двух недель.

Иоганн Георг Траутман, "Падение Трои"
(Johann Georg Trautmann (1713–1769): Blick auf das brennende Troja)


В заключение - моё ИМХО

Так что если вам, господа читатели, доведётся побывать в описанных мной местах - вы можете при желании заехать в Трою, чтобы, так сказать, "отметиться" - вот, мол, и я побывал в столь легендарном месте, вслед за древними героями и вереницей царей и императоров. :) Поскольку самые интересные артефакты и ценные сокровища давно расползлись по музеям мира, а сама Троя после "экспедиций" Шлимана ныне представляет собой, как метко выразился один из учёных, "руины руин". Вся надежда на будущие открытия археологов, которые продолжают рыть вширь и вглубь, и, как известно, частенько преподносят весьма неожиданные, а иногда даже сенсационные сюрпризы...

Техническая информация

Историко-культурный парк "Троя" открыт с 8.30 до 19 часов; вход на территорию на время моего посещения стоил 15 лир (сейчас, возможно, дороже), для особо умудрённых личностей с разными солидными ксивами - по договорённости с контролёрами, вплоть до бесплатности:)

Если вы припёрлись туда с серьёзным рюкзаком (как я, например в своё время:)), его можно оставить (по договорённости) на попечение охранников-привратников; камеры хранения я там вроде не заметил. Хотя, возможно, она и есть.

Как добраться:

1. Если вы владеете навыками автостопа, то вам будет нетрудно проехать 30 км с севера - от Чанаккале, либо подобраться к Трое, наоборот, с юга страны по трассе E-87, она же D-550/560. ;)

2. Ну, а если вы всё же предпочитаете более цивильные виды транспортировки собственного тела, то из Чанаккале ежечасно отправляются минибасы по принципу "туда-обратно". Искать их нужно на местной локальной автобусной станции, неподалёку от моста через реку.

Археологический заповедник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Турции, на полуострове Малая Азия (его древнегреческое название - Анатолия), признанный той самой Троей, которую описал Гомер в своих поэмах «Илиада» и отчасти «Одиссея». Трою открыл в 1873 г. археолог-любитель Генрих Шлиман. Но в научном археологическом сообществе вывод Шлимана о том, что это та самая Троя, не считается бесспорным.

Руины древнего города на холме Тиссарлык. Независимо от того, подлинная ли это Троя, город, несомненно, был центром цивилизации на полуострове Малая Азия.

ОТ МИФОВ - К РЕАЛИЯМ

Сегодня Троя - это археологический комплекс на территории Турции, исторический памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из этого и будем исходить.

До 1870-х гг. Троя пребывала в статусе мифа, насыщенного массой событий, которые невозможно проверить, что есть органическое свойство всех сказаний, прошедших через многочисленные устные интерпретации. Основным источником знаний о Трое была поэма «Илиада» и отчасти «Одиссея» великого греческого поэта древности Гомера, жившего предположительно в VIII в. до н. э., хотя есть и другие гипотезы относительно его жизненного пути, вплоть до такого экстравагантного предположения, что он вполне мог быть современником Троянской войны между 1220 и 1180 гг. до н. э. (эти даты для многих историков тоже спорные). Одно несомненно - Гомер, талантливо и со страстью патриота Греции поэтизировал события той войны, в которой греки-ахейцы под водительством царя Микен Агамемнона девять лет осаждали Трою и победили. Гомер придерживался известных на его время сведений о троянских сражениях, как занесенных на папирусы, так и пересказанных в мифах и легендах, не только греческих. И нашелся человек, который безоговорочно поверил в ту канву событий, которую представил в «Илиаде» Гомер, и доказал, что уверенность его не была безосновательной.

Его звали Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), он был купец по роду занятий, археолог-любитель по увлечению и авантюрист по натуре. В 1846-1864 гг. Шлиман жил в России, принял российское гражданство, женился на русской женщине и заработал немалое состояние, в том числе на поставках во время Крымской войны 1853-1856 гг., но в основном - на золотых приисках Калифорнии. Почти все эти деньги он планировал потратить на доказательства того, что «Илиада» - исторически достоверный документ. В 1870 г. Шлиман получает от Османской империи разрешение на проведение раскопок на холме Гис-сарлык на полуострове Малая Азия: уже существовали косвенные доказательства того, что там, под многометровым слоем земли, находится крепость античных времен. Шлиман начал с того, что прорыл через весь холм ров 15 м глубиной, не задерживаясь на верхних слоях раскопа. Дойдя до руин зданий, он предположил, что одно из них - дворец царя Трои Приама. И наконец, 31 мая 1873 г. Шлиман обнаружил сокровища, названные им «кладом Приама». Среди его находок (в общей сложности более 10 000) кроме великолепных украшений было много и золотых бусин разных форм. По словам самого Шли-мана, весь «клад Приама» он нашел в одном месте, но так ли это или он собрал их в разных слоях, неизвестно. Широко известна фотография второй жены Шлимана, гречанки, в золотом уборе из «клада Приама». Она появилась после того, как Шлиман тайно вывез свои находки в Германию, и тут он проявил себя как купец, настоящий ученый вряд ли поступил бы так. Еще при жизни Шлимана было установлено, что «клад Приама» не мог принадлежать этому царю, он относится примерно к 2400-2300 гг. до н. э.

Археологический объект Троя сегодня представляет собой 46 культурных слоев, разделяемых на 9 условных эпох (также называемых слоями и датируемых в разных источниках с некоторыми отличиями). Кумтепе, или Троя 0, - неолитическое поселение; Троя I (3000-2600 гг. до н. э.) - город догреческой культуры, имел крепостную стену с бастионами; Троя II (2600-2450 гг. до н. э.) - крупный город минойской культуры; Троя III- IV-V (2450-1700 гг. до н. э.) - небольшие города; Троя VI (1700-1250 гг. до н. э.) была разрушена землетрясением; Троя VII-A (1250-1200 гг. до н. э.): период Троянской войны; Троя VII-B (1200-900 гг. до н. э.): захват полуразрушенного города фригийцами; Троя VIII (900-350 гг. до н. э.): городом владеют алеанские греки; Троя IX (350 г.дон. э. - 400 г. н. э.): значительный центр эллинистической эпохи.

По описанию Гомера и античных историков, местность, называемая Троя (Илион и т. д.), находилась в Анатолии, точнее - на западе полуострова Малая Азия, поблизости от побережья Эгейского моря и входа в Геллеспонт, это древнее название пролива Дарданеллы, соединяющего Мраморное море с Эгейским морем. Считается, что корабли ахейцев, осаждавших Трою, располагались между устьями рек Скаламандр и Симоэнт. Судя по исторической карте, там существовала небольшая бухточка, но не более километра длиной, и маловероятно, чтобы там поместились 1185 кораблей (по Гомеру). На схеме представлены основные слои археологического заповедника Троя.

ТРОЯ: «ДА», «НЕТ» И СНОВА «ДА»

С самого первого известия об открытии Шлимана не утихают споры о том, Троя это или не Троя На эту тему написаны сотни научных работ, книг, статей, и каждая новая находка археологов, связанная с Троей, сразу же становится резонансным событием в ученом мире.

«Я не иллюстрирую Гомера» - так I часто заявлял руководитель крупнейших раскопок нашего времени на Гиссарлыке, профессор университета в Тюбингене (Германия) Манфред Корфман (1942-2005 гг.), глава немецкой археологической школы. Находки его экспедиции позволили доказать, что во времена Троянской войны на холме жили не греки, а хетты. Его коллега, оппонент и соотечественник Эберхард Цангер написал в 1992 г. книгу, в которой попытался доказать, что концентрические рвы Трои аналогичны укреплениям... Атлантиды (по Платону). Корфман по этому поводу только смеялся. Но в главном выводы обоих ученых совпали: Троя возникла на местах не греческих поселений, хотя Корфман «по старинке» только копал, а Цангер. человек молодой, пользовался еще и снимками рельефа местности со спутника и радиолокационными сканами, сделанными с высоты 3000 м над землей. До 1995 г. в Трое не было найдено ни одного артефакта с греческой линейной письменностью, и вот, наконец, находка, а на ней - лувийские пиктограммы. Лувийцы - народность, родственная хеттам, сыгравшая наряду с хурритами и урартами важную роль в этногенезе армян. Возникло даже такое выражение - «армянская Троя». Было также высказано предположение, что керамика, которую находил в Трое Корф-ман, не микенская, а ее лувийские реплики. Приват-доцент Тюбингенского университета Франк Штарке в результате собственных изысканий пришел к выводу, что Троя - это хеттский город Вилуса. В 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно важное открытие. Это был грот, вытесанный в скале и определенный учеными как упоминающееся в лувийских текстах святилище бога Ка-скала Кура. Многие исследователи, однако, полагают, что греческая крито-микенская и лувийская культуры в Трое проникали друг в друга, и разделять их, а тем более противопоставлять - неверно.

В 1993 г. турецкая археологическая экспедиция профессора Хайята Эрканала нашла в 300 км к югу от Трои под пятиметровой толщей наносов похожий на Трою древний город Лиман-тепе («гавань на холме» в переводе с турецкого). Но было и отличие - стены Лиман-тепе более мощные, а сам город крупнее. У него была искусственная гавань, защищенная высокой стеной. От гавани греческие и другие торговцы продвигались в глубь Анатолии по реке. А город и гавань построили лувий-цы. Эрканал отыскал остатки еще 12 древних поселений. По его мнению, гораздо больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии и в дельтах рек. Но там раскопки вести затруднительно из-за толщины наносов. На греческих островах Лемносе, Лесбосе, Мелосе, Самосе, Хиосе были раскопаны крепости, структурно напоминающие и Трою, и Лиман-тепе. Руины крепости на Самосе немецкие археологи даже назвали «новой Троей».

Одно время Троя звалась Дардани-ей, по имени Дардана, царя Верхней Ме-зии (современная Сербия), женившегося на дочери Тевкра, первого царя Трои. Но в Верхней Мезии тоже была Дардания, и существует гипотеза, что именно там располагалась настоящая Троя. Сохранились этрусские мифы об Энее - герое Троянской войны (по Гомеру). По Титу Ливию, Эней и его спутники высадились на берегу Адриатического моря, и место высадки назвали Троей. Но, по греческим мифам, никуда Эней не уплывал после Троянской войны, а остался в Трое и управлял ею. Топонимы, связанные с Троей, существуют во Франции, в Испании, а также на Сардинии и Сицилии. Некоторые из них возникли определенно до Троянской войны. Хотя, вероятнее всего, это какие-то языковые параллели, но анализ всех «троянских» топонимов вкупе с раскопками и историческими изысканиями еще ждет своего часа.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В своем дневнике Шлиман описал, как его жена София проносила самые ценные вещи из «клада Приама» в корзине с овощами. Но многие ученые считают Шлимана фальсификатором. Наибольшее подозрение у них вызывает тот факт, что самые ценные золотые предметы Шлиман нашел... в последний день своего пребывания в Турции, впрочем, он несколько раз менял даты этой находки. Было высказано предположение, что это вообще изделия парижских ювелиров, потому как на них есть следы современных инструментов. Однако более поздние экспертизы доказали, что никто во времена Шлимана не мог иметь образцов подобных вещей для создания копий.

■ «Трояны» - вредоносные компьютерные программы, запускающие вирусы, имеют общее значение с понятием «Троянский конь», в значении «хитрая ловушка». По «Одиссее» Гомера и «Энеиде» Вергилия, после безуспешной осады ахейцы (данайцы) по совету хитроумного Одиссея построили огромного деревянного коня, на боку которого написали: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Ночью воины, спрятавшиеся внутри коня, выбрались из него, перебили стражу Трои, открыли городские ворота, и в город хлынули войска ахейцев. Отсюда произошла крылатая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих».

■ Император Константин Великий (272-337 гг.) имел намерение сделать Трою новой столицей Римской империи, но, побывав там и увидев, что море отступило от города довольно далеко, столицей сделал стоящий на берегу Босфора город Византии (Константинополь, Стамбул).

■ По одной из легенд о Трое, ее основателя звали Ил (отсюда и Илион). При его сыне Лаомедонте Троя овладела всей Малой Азией и Геллеспонтом, проводила оросительные каналы, а в строительстве участвовали боги Аполлон и Посейдон - под видом простых людей. Гераклу за что-то Лаомедонт пообещал хорошего коня, но обманул его, и герой в гневе разрушил город (очевидно, так описывается землетрясение), убил царя, а его дочь Гесиону отдал своему соратнику Теламону, царю острова Саламин. Гесиона заплатила выкуп за своего маленького брата Подарка, который после этого стал зваться Приамом («Выкупленным»). Когда Приам вырос, он отстроил город заново. Гесиона родила Тевкра, будущего царя, от которого пошел народ тевкров. Тевкрами троянцев называли в своих произведениях Эсхил и Вергилий, а Трою - Троадой.

■ Первым предположил, что Троя могла находиться на холме Гиссарлык, британский археолог Чарлз Макларен (1782-1866 гг.), его поддержал Фрэнк Калверт (1828-1908 гг.) - британский и американский консул на османских землях восточного Средиземноморья, археолог-любитель, начавший раскопки на холме за семь лет до Шлимана. Для масштабных работ ему не хватило средств. От него, собственно, Шлиман и узнал о Гиссарлыке.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Руины Трои, алтарь в храме Афины и стеновые укрепления с башнями. Музей раскопок.
■ «Троянский конь» (можно побывать внутри этой современной скульптуры из дерева).
■ Сад Пифос с ирригационной системой и керамическими сосудами античной эпохи.
■ Поблизости: руины храма Аполлона (V в. до н. э.), археологический заповедник Александрия Троянская (III в. до н. э.), османский замок XVIII в. у порта Бабалекёй, городок Айваджик (базар ремесленных изделий).

Атлас. Целый мир в твоих руках №238