Математические методы в дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии

1.2 Общенаучные методы

1.3 Психогенетические методы

1.5 Собственно психологические методы

1.6 Каналы получения информации об индивидуальности

1.7 Приемы и способы научной классификации

2. Понятие "Я-концепция"как центральное образование характера

Литература

1. Методы исследования в дифференциальной психологии

1.1 Классификация методов дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще - там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5,7).

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности - изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение - к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования - это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

1.2 Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека,

2) человек воспринимается как целостная личность,

3) отражается контекст жизни субъекта.


Таблица 1. Виды наблюдения

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс,

2) возможно многократное повторение опыта,

3) возможно ведение простого протокола,

4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся:

1) исчезновение естественности процесса,

2) отсутствие целостной картины личности человека,

3) необходимость специальной техники,

4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности ("купить в магазине" различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.

Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр).

1.3 Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11,12).

Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги "Наследственный гений". Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель - потомок и сиблинг - сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. derProband- испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные - отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Предметом изучения психологии является индивидуальный внутренний мир, закономерности его зарождения, становления, развития, реализации и угасания. Как научным методом психология пользуется системой средств целостного познания предмета в единстве его реальных и сущностных глубинных проявлений.

В научном методе синтезированные методология, методика и приемы исследования. их комплексное применение позволяет получить объективные, целостные знания о предмете науки.

Методология (греч. Methodos - способ познания и logos - учение) - учение об общей теории (позицию), с которой должен выходить исследователь психической природы Я человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и средства, которыми он должен пользоваться.

Техническая методология обобщает и предлагает целесообразные и эффективные способы и средства научного познания предмета науки. Поскольку психология сочетает в себе признаки и теоретической, и прикладной дисциплины, ее методология прибегает к средствам как научного познания, так и практического преобразования индивидуального мира Я человека. В унифицированном виде техническая методология синтезирует методики психологического исследования и методики преобразовательного психологического воздействия.

Методике в научном исследовании называют процедуру или последовательность осуществляемых познавательных и преобразовательных действий, операций и действий, которые реализуются в процессе изучения его предмета и направлены на решение задач исследования. Как составляющая научного метода психологии методику рассматривают на нескольких уровнях: первый уровень - общая методика психологического исследования; второй - методика осуществления конкретного типа научного исследования (теоретического, эмпирического, прикладного и др.); третий - подробно описана последовательность реализации того или иного средства, способа психологического исследования.

Дифференциальная психология использует в-психологические методы познания, к которым относятся, например, наблюдение и эксперимент, и специальные.

Специальные методы дифференциальной психологии разделяют на: методы теоретического анализа (моделирование, реконструкции, типологический), Психогенетические (генеалогический метод, метод приемных детей, метод близнецов), исторические (биографический метод, метод дневников, автобиографический метод, изучение продуктов деятельности, изучение литературно-исторических источников), диагностические (тесты), математические (методы математического моделирования, методы математической статистики * ки), организационные (лонгитюдном, сравнительно-возрастная, генетико-моделирующего формы организации исследования) и др.

Методы теоретического анализа

В дифференциальной психологии активно используют методы теоретического анализа, к которым относится моделирования, реконструкции, типологический.

Моделирование (франц. Modeler - лепить, формировать) - метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или Идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто математических).

Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводят некоторые сущностные свойства системы-оригинала. Частичная сходство позволяет использовать модель в качестве заменителя исследуемой системы. Относительная простота модели делает такую замену достаточно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенный способ проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях научного знания, в частности в дифференциальной психологии.

Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Систематически моделирования применяли в гештальтпсихологии, пытаясь найти физические аналоги формирование целостных психических структур (гештальтов) в природных процессах образования кристаллов, негеометричних конфигураций и др. Широкое использование этого метода в дифференциальной психологии и психофизиологии началось в 50-е годы XX в. "Когда возникновение кибернетики позволило моделирования различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Советские ученые Петр Анохин (1898-1974) и Николай Бернштейн (1896-1966) создали модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержащие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведения.

В дальнейшем появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование распространилось на самые сложные виды интеллектуальной деятельности, такие как игра и решения различных задач. Перспективным считают исследования психических процессов по аналогии с процессами вычисления. Американский исследователь, профессор компьютерных наук и психологии Гер-берт Саймон (1916-2001) и другие ученые видят сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства - это особенность можно плодотворно использовать в психологических исследованиях высших познавательных функций человека - интеллекта, систем принятия решений и тому подобное.

Представленные способы представляют одну из техник моделирования - моделирование по аналогии, что сродни кибернетическим и компьютерным видением логики взаимопереходе и взаимосвязей явлений. В дифференциально-психологическом исследовании моделирования используют также в техниках "воспроизведение содержания" и "воспроизведение логики познания", применяемые при обосновании содержательных характеристик сущности изучаемых явлений.

Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования заключается в построении "образа-модели" психологического явления, которое рассматривают как многомерное и багатозмистове, как такое, что реализует систему природных, социальных и духовных отношений. Поэтому построенные объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовимы, "межуровневого", что делает информативный образ исследуемого явления целостным и полным. Эту технику моделирования применяют к сложным смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, компетентности, жизненного пути и тому подобное.

Моделирование как воспроизведение логики познания заключается в создании теоретической модели, которая повторяет внутренние психические процессы (как правило, когнитивные) познания действительности. Например, психологи в сотрудничестве с инженерами-электронщики создали первые компьютеры, которые моделировали процесс обработки информации человеком. Метод используют для теоретизации сущности изучаемого предмета и способа его познания и преобразования. Эта техника моделирования направлена на постепенное воссоздание динамических психических характеристик исследуемого явления в его функционировании и развитии, а также на построение адекватного способа его познания. Двойная рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических процессов и состояний, с одной стороны, и моделирование этого процесса в экспериментальной ситуации у испытуемого - с другой) - основной механизм этой техники моделирования - требует высокой квалификации исследователя. Такая техника обеспечивает двойной эффект: позволяет выяснить теорию предмета и теорию способу его познания и воспроизведения.

Реконструкции (лат. Rе - префикс для обозначения повторного воздействия и construction - построение) в дифференциальной психологии - метод теоретического исследования психологических явлений, заключается в содержательной и структурной перестройке явления, которое исследует психолог.

Согласно выделяют содержательную реконструкцию, оперирующей содержательными признаками явлений, и структурную, направленную на изучение формально-логических признаков явлений. Предметом реконструкции могут быть как психологические явления, так и способы их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания и т. В рамках метода можно использовать различные техники. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация когнитивных пространств (рост специализации познавательных процессов, их структурирования и упорядочивания с развитием системы когнитивных реакций субъекта, способов поведения и форм взаимодействия с миром), к которым относятся исследуемые явления и в отношении которых исследователь должен использовать метод реконструкции. Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных когнитивных пространств, то возможно использование техники прямой реконструкции. По принадлежности явлений в различных пространств исследователь прибегает к опосредованной реконструкции, обязательно выбирая третьих, обобщенное по содержанию относительно первых двух, явление как опосредованную звено.

Качественную дифференциацию изучаемых явлений осуществляют также по признаку содержательной завершенности или когнитивной целостности. Например, интеллект анализируют как целостное, разноуровневое, интегральное образование индивидуальности, структурные компоненты которого, исследованы отдельно, не дают представления о его функциональные возможности как целостной системы. В зависимости от целей и задач исследования применяют креативную реконструкцию (осуществляется с включением новых структурных единиц, как правило, из других сфер психики, например эмоциональный интеллект объединяет аффективную и когнитивную сферу личности) или воспроизводственную (например, воспроизводят процесс преобразования информации: ощущение> восприятия> памяти пять> мышления> воображение). "Новое содержание" предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным или соответствующим "исходном содержания" по уровню завершенности и наполненности.

В общем метод реконструкции применяют не только как средство теоретизации, но и для анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследования.

Поскольку предметом дифференциальной психологии есть индивидуальные, типологические и групповые различия между людьми, типологический метод требует детального рассмотрения.

Типологический метод - метод научного исследования, ориентированный на выявление сходств и различий среди совокупности предметов, поиск надежных средств их идентификации, устойчивых сочетаний свойств явлений в системе переменных, их группировка с помощью идеализированной обобщенной модели.

Следствием типологизации является выделение определенных типов явлений, которые воспроизводят идеализированную модель реально существующих явлений и процессов.

В психологии прибегают к построению закрытых и открытых типологий (К. Абульханова-Славская).

Закрытая типология, как правило, сама является целью исследования и демонстрирует общую закономерность в перечне ее проявлений. Иногда этот вид типологии применяют для раскрытия отдельной свойства, существует как совокупность форм, в каждой из которых представлено различное соотношение исследуемых признаков. Для такой типологии важные количество признаков и типов, характер распределения средних и крайних типов, их взаимодополняемость, по которой описывается закономерность в целом. Примером закрытой типологии е типология специфически человеческих типов темперамента И. Павлова, по которой всех людей разделены на "художников" и "мыслителей" по критерию преобладание первой или второй сигнальной системы.

При исследовании высших психических функций используют открытую типологию (прогрессивную, или конструктивную), не имеет полного набора заранее установленных признаков, исчерпывающе характеризует типы. Если исходить из того, что различным уровням организации психического должны отвечать различные типологии, то высшем (личностном) уровню может быть адекватной именно открытая типология. Начиная с низшего (темпераментальные) уровня, где количество типов ограничено (закрытая типология четырех типов темперамента И. Павлова), наблюдается тенденция к индивидуализации личностных структур, на уровне характера проявляется в увеличении количества типов (например, типология акцентуаций характера подростков А. Личики насчитывает 10 типов).

Принцип типологизации заключается в интеграции двух тенденций психологического исследования: индивидуализации и унификации содержания психического. Поэтому основными характеристиками открытой типологии могут быть:

Характеристика, связанная с прогрессивным, процессуальным способом построения типологии, когда каждый следующий этап ставит ряд операциональных и теоретических вопросов, требующих обобщения и определения в типологии, строится;

Характеристика, предполагает раскрытие особенностей каждого типа в системе всех остальных. Такая типология отражает системный подход к исследованию психических явлений как многомерных и многоуровневых феноменов.

Основой типологизации является выявление сходства, различий и общности (т.е. обобщение) совокупности явлений, выделенных в процессе исследования, а затем - идентификация (то есть обобщения нового уровня) с идеализированной моделью изучаемого явления. Идеализированная модель - это предварительное теоретическое выяснение сущности предмета исследования, которое имеет прогностический характер. Именно идеализированная модель становится средством конкретизации и дополнения первичного определения предмета.

В дифференциальной психологии типологический метод имеет такую методику реализации:

1) выбор основ типизации и содержательное определение их как характерных признаков явления, проявления которого типизированных. Так, в типологии темпераментов И. Павлова основой типизации является свойства нервной системы человека: сила нервных процессов, их уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения. В каждом конкретном исследовании психолог выбирает основы типизации исследуемого явления, руководствуясь построенной теоретической моделью предмета исследования. Типизации подлежат как свойства, характеристики конкретных явлений, так и закономерности, условия, динамические характеристики процессов и т.п., однако каждому классу типизированных явлений должен соответствовать конкретный вид типологии;

2) выбор модели типизации, которая будет воспроизводить сущностные и динамические особенности явления и определять логику обобщения сущностных признаков предмета в тип. В психологическом исследовании используют различные модели типизации. При их выборе следует учитывать уровень родства сущности типизированного явления и логики типизации, которую воспроизводит модель. Так, если основы типизации находятся в диалектическом зависимости друг от друга, применяют модели типизации "прогрессивная дихотомия" и "динамическая модель типизации". Если основы типизации избран в онтологическом соотношении, то адекватным будет использование онтологически ориентированных моделей типизации;

3) выделение типов и построение типологии изучаемого явления. Она должна отражать структурную и содержательную зависимости, должно доказывать эмпирическое исследование;

4) подтверждение истинности построенной типологии с помощью анализа и содержательного обобщения данных эмпирического исследования. На этом этапе осуществляют необходимую коррекцию элементов построенной типологии, а определение типов дополняют эмпирическими характеристиками их проявлений;

5) завершающая стадия реализации типологического метода. На этом этапе построенную типологию, а также заложенную в ней модель типизации используют как средства анализа и интерпретации результатов проведенного исследования поскольку они целостно воспроизводят не только познавательную логику исследовательских действий психолога, но и сущностную построение предмета исследования как многомерного и многоуровневого явления.

Итак, типология является завершающим этапом познания предмета и воплощает его содержательный и структурно-организационный результаты.

Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным основаниям (Акимова М.К., 1982; Анастази А., 1982; Егорова М.С., 1997; Либин А.В., 1999; Машков В.Н., 1998, Нартова-Бочавер С.К., 2003).

По виду используемого опыта выделяют методы:

· интроспективные (основанные на данных субъективного опыта);

· экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют:

· наблюдение;

· эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей:

· номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения);

· идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По историчности выделяют:

· продольные исследования, или лонгитюды (в которых на протяжении некоторого времени изучались одни и те же люди);

· поперечные (возрастные) срезы, в которых исследование ведется на отдельных различных по возрасту группах людей.

По стабильности-изменению изучаемого явления различают:

· констатирующие методы (предназначенные для установления некоторой связи или закономерности без ее изменения);

· формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества, связи или закономерности отличается от начального).

По способу взаимодействия с полученными данными разделяют:

· эксперимент (в котором используется объяснение);

· герменевтику (в которой используется понимание и интерпретация).

По способу обработки данных выделяют:

· количественные методы;

· качественные методы.

Как правило, методы дифференциальной психологии разрабатывались в рамках определенного научного направления, впрочем, иногда покидая его границы. Поэтому существует много методик, отвечающих очень частным задачам. Нередко также метод, вначале предназначенный для исследования, позже начинал использоваться для психодиагностических целей (Хрестомат. 2.1).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы.

Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании.

Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

1. Наблюдение –целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Виды наблюдения

Преимущества метода заключаются в том, что:

· собираются факты естественного поведения человека;

· человек воспринимается как целостная личность;

· отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются:

❑ слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями;

❑ пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;

❑ отсутствие возможности повторного наблюдения;

❑ фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций; систематичность, стараясь избегать больших перерывов; маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы ).

2. Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что:

· можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс;

· возможно многократное повторение опыта;

· возможно ведение простого протокола;

· данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся:

❑ исчезновение естественности процесса;

❑ отсутствие целостной картины личности человека;

❑ необходимость специальной техники;

❑ отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента.

Лабораторный, какправило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии.

Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Дж. Морено, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи).

Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.

Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером моделирования в психологии может быть применение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуемый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, используемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно разбил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чашку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? К моделированию могут быть также отнесены такие приемы, как индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (Акимова М.К., 1982. С. 122–128; Егорова М.С., 1997; Мешкова Т.А., 2004; Равич-Щербо И.В., 1982. С. 101–121; Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л., 1999; Современная психология…., 2000).

1. Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения).

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый геносоциограммой

1.дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей,также природу, источники и последствия этих различий. наука о закономерностях психического варьирования.

психология, подобно молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

дифференциальная психология обращала внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

2.Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн в 1911 году. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским определением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений).

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления.Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И.Кант, И.Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естественно, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж.Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А.Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И.Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. качестве синонимов использовались понятия: характерология (И.Банзен, Е.Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст.Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А.Бине, Дж.Кеттелл, Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведение основного психофизического закона Фехнера – Вебера (Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, а Reiz – величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Позже голландский исследователь Ф.Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного наблюдения психического они имели поистине революционное звучание – психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

Впрочем, освободив психологию от комплекса неполноценности в связи с признанием себя наукой, экспериментальный метод, по мнению известной современной исследовательницы А.Анастази, несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые актив­но изучались на донаучном этапе.

2. использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономерности подвержены закону нормального распределения; (например, существует закон Зипфа, определяющий распределе­ние количества населенных пунктов разной величины. Этот закон выражает линейную зависимость: деревень и поселков много, а высоконаселенных городов мало)всегда необходимо убедиться, что изучаемое явление описывается именно нормальным распределением.

Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана теория «среднего человека» (человек стремится действовать так, как поступает большинство людей). Статистические методы – это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов. Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так, понятно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно меняться.представим себе, что средний балл, полученный школьниками за контрольную по алгебре, составляет 4 и для мальчиков, и для девочек. Но у мальчиков присутствуют и тройки, и пятерки, а все девочки активно списывали друг у друга и в результате получили по четверке. Понятно, что итог одинаков в каждой группе, а психолого-педагогический смысл, стоящий за средним баллом, совершенно различен.

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность. Например, отмечается, что удовлетворенность браком у супругов отрицательно коррелирует с тревожностью (это значит: чем больше они довольны семейной жизнью, тем спокойнее себя ощущают). Однако на основании этого факта мы не можем узнать, спокойны ли они оттого, что дома все в порядке, или довольны совместной жизнью потому, что обладают низкой тревожностью и вообще позитивным отношением к жизни.

И, наконец, факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции прослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор – переменная более высокого уровня обобщения. Факторные модели используются сейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества;

3. использование, данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, использованный впервые еще Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют также и генетический анализ.

3. Классификация методов дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики» используют различные способы получения данных

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) иэкстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент .

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических Первый: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Второй вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией , можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию» 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т. д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам).

Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблицг). Только они имеют в среднем 50 % общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводыДневниковый метод – вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем» коллегой).

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

  • 1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака -- феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связан ности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.
  • 2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

1. Методика условно-рефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей). 2. Методика кожно-галъванических реакций (КГР) -- изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения -- при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей -- «индукционная методика», под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального оминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии, и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. право-полушарие), а при восприятии невербального -- левое yxo. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и cоциометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

Беседа -- метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

Интервью -- особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой -- ведомым, вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

Анкетирование -- получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах -- более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) -- опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты -- графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Тестирование -- краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются). 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков. 3. Тесты восприятия. 4. Мнения (интересы, социальные установки). 5. Эстетические тесты. 6- Проективные тесты. 7. Ситуационные тесты (выполнение за даний в разных условиях). 8. Игровые тесты.

Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бес сознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютерной обработки.