Зачало евангельские столпы их практическое употребление в течение года. Молитва перед и после чтения евангелия: как правильно читать

Сам термин евангелие греческого происхождения и в переводе означает «благая весть» (εύαγγέλιον состоит из двух слов: εύ - «хорошо» и άγγελία - «весть»). Этим термином обозначены священные книги Нового Завета, в которых излагается жизнь, служение и учение Господа Иисуса Христа. Святое богослужебное Евангелие содержит в себе четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. В течение года прочитывается все Евангелие.

Евангелия располагаются в том же порядке, в каком идут во всех изданиях Нового Завета: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Перед каждым из четырех Евангелий помещено: - краткое жизнеописание апостола-евангелиста; - краткое содержание евангельских глав; - указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке - начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифры, используемые здесь для обозначения евангельского события, соответствуют цифрам черного цвета на наружных полях самого Евангелия; - предисловие к данному Евангелию, составленное блаженным Феофилактом Болгарским.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения за богослужением в конкретный день. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле евангельского текста. Хотя зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия от Луки содержит зачала 40-49). Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии от Матфея - 116 зачал; в Евангелии от Марка - 71 зачало; в Евангелии от Луки - 114 зачал; в Евангелии от Иоанна - 67 зачал.

Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от полу», которое стоит под знаком зачала без цифры.



Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания. Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения:

1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» - рядовые чтения подвижного круга богослужения. В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

2. «Соборник двунадесяти месяцей» - чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе. В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

3. «Евангелия обща святым» - чтения общие для каждого лика святых.

4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

20. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал. Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?

21. Прокимны, Аллилуарии, антифоны и причастны – где находятся и когда употребляются ? Общие сведения о Требнике и его содержание.

Прокимен - prokeimenoV, предлежащий, т. е. стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием

Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

Прокимен (от προκειμενος καννα - наперед лежащий) - стих, который произносится чтецом и повторяется ликами перед чтением паремий, Апостола и Евангелия. Прокимен служит как бы предисловием к чтению Священного Писания и выражает сущность празднуемого события или характеристику прославляемого святого

Где находиться – служебник, апостол,

Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или ветхозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия.

Антифоны (от греч. слова φωνη - голос) - «противогласие, попеременное пение на двух клиросах. Таковы «Утренние антифоны», которые поются на воскресной утрене перед чтением Евангелия. Другого содержания антифоны поются в начале литургии в будничные дни и на Господские праздники.

Антифоны - понятие нашей литургической практики весьма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песненного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от anti и fonew и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древне-греческое; оно было известным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу.

Церковный историк Сократ повествует о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ангельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви.

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает на языке нашего Типикона, за ними наименование "антифонов". Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее слава (первый антифон) поются в известные дни антифонно.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

Известные стихи псалмов, употребляясь в попеременном пении на литургии оглашенных, в самом ее начале, получили наименование или антифонов изобразительных [Пс. 102 и 145: "Благослови душе моя Господа..." и " Хвали душе моя Господа..."] или антифонов вседневных [Пс. 9, 92, 94, с соответствующими припевами.], к которым присоединяется потом и гимн "Единородный Сыне...".

3. Степенные антифоны

Часть торжественной полиелейной утрени, Степенны являются подражаниями так называемых степенных псалмов, т.е. 119-133 или "песней степеней". Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма, они-то и послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов восемь - по числу гласов. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.

4. Праздничные антифоны

Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, "Молитвами Богородицы" и "Спаси ны, Сыне Божий", или с тропарем самого праздника.

Причастен или "киноник" - это стих какого-либо псалма, который поется во время причастия священнослужителей в алтаре. Это - древнейшая традиция, общая как западным литургиям, так и некоторым восточным, например несторианской, литургии ап. Фаддея и Мария, литургии ап. Иакова, коптской литургии. Напев его торжественно-медленный, соответствующий таинственному моменту причащения клириков.

В Требнике содержатся чинопоследования различных Таинств и служб, относящихся к частному богослужению. Очевидно, что свое название книга получила в связи с тем, что частные богослужения называются также требами, так как совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц. По содержанию различается большой и малый Требник (который называется просто Требником). В настоящее время различные издания Требника являются в той или иной степени сокращением Большого Требника и часто отличаются между собой наличием (или отсутствием) некоторых редко совершаемых молебнов или особенных чинов (например, во многих малых Требниках отсутствует чин погребения монахов и другие специальные службы).

Требник можно условно разделить на две части, из которых к первой относятся последования Таинств (за исключением Евхаристии и Священства). Требник начинается молитвой жене «в первый день рождения отрочати». Затем следуют молитвы жене-родительнице, читаемые по прошествии сорока дней после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и сами молитвословия и священнодействия Таинств Крещения и Миропомазания, Таинства Покаяния, Таинства Брака, Таинства Елеосвящения. Вторая часть содержит чины и молебны на всякую потребу, из которых можно выделить последования об умерших: чин «на разлучение души от тела», различные чины погребения163 и панихиду. Также довольно важными и часто используемыми являются следующие последования: чин малого освящения воды, чин общего молебна, молитвы на освящение различных видов икон, «чин благословения в путьшествие» и благодарственный молебен, чины освящения дома и колесницы.

На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала.

Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях:

1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки»). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник).

2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник).

3. В некоторые воскресные и седмичные дни периода пения Постной и Цветной Триоди отменяются службы Минеи, в этих случаях читается только рядовое (дневное) Евангелие.

4. В дни памяти святых без знака, которым не положено в Уставе евангельское чтение, читается только рядовое Евангелие (например, 10, 27 сентября, 10, 30, 31 октября и др.).

5. В отдания Господских двунадесятых праздников читается только рядовое чтение (см. 21 сентября), исключая вариант, если в этот день случится память великого святого.



Два евангельских чтения положены на литургии гораздо чаще, чем одно, а конкретно в следующих случаях:

1. В воскресные дни, если случится Богородичный праздник или святой, которому в Типиконе назначается евангельское чтение (почти все святые в месяцеслове, кроме некоторых святых без знака, имеют особое евангельское чтение на литургии), читаются воскресное Евангелие и праздника (святого).

2. В седмичные дни в случае памяти святых с полиелеем, славословием и шестеричных, а также вообще всех тех святых, которым в Типиконе назначается Евангелие, читаются рядовое зачало и зачало святому. Причем рядовое читается первым во все дни седмицы, кроме субботы. Лишь в субботние дни периода от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее предваряет чтение святого и только затем читается рядовое (см. Типикон, глава 12-я), исключая периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников. Однако от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых и по субботним дням первым читается рядовое чтение (см. Типикон, глава 49-я, последование Недели о мытаре и фарисее, 5-е «зри»).

3. Если в седмичный день случится недвунадесятый праздник Господский или Богородичный, соединяемый со службой святому, которому Устав назначает отдельные Апостол и Евангелие (например, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа и др.), то читаются два зачала, причем прежде идет Евангелие праздника, затем святого. В этом случае рядовое чтение дня седмицы переносится на предыдущий день (см. Типикон, 1 сентября).

4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Евангелия. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября). Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы - 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Евангелия праздника и святого.



Три Евангелия читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда одно из чтений присоединяется к какому-то из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Евангелий ничем не отличается от чтения двух зачал. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Евангелий на литургии:

1. В предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия. Это объясняется тем, что рядовые чтения, положенные в день самого праздника, в указанных случаях переносятся на предыдущий день (если праздник случится в понедельник, то на следующий, на вторник). Если же и рядовой святой в этот день имеет отдельное Евангелие, то получаем, что необходимо прочитать три чтения: рядовое чтение настоящего дня, рядовое чтение грядущего дня и чтение святого. Легко понять, что два рядовых чтения в этом случае объединяются «под зачало», то есть читаются как одно чтение, а затем отдельно читается Евангелие святого (см. Типикон, 20 ноября). Кстати, в этом случае часто не возникает никаких проблем с объединением двух рядовых чтений, так как нередко они идут последовательно, друг за другом, или же находятся довольно близко.

В качестве иллюстрации обратимся к двум конкретным случаям. Так, 25 июня 2008 года, день памяти преподобномученицы Февронии, приходится на вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице. Накануне, в понедельник, празднуется Рождество Иоанна Предтечи, великий праздник, так что рядовое Евангелие понедельника переносится на вторник. Следовательно, во вторник читаются зачало 40-е от Матфея (рядовое чтение понедельника), 41-е зачало от Матфея (за вторник) и от Луки зачало 33-е (святой). Первые два зачала читаются подряд как одно чтение: началом является вводная фраза зачала 40-го, а заканчивается это составное чтение там, где обозначен конец зачала 41-го. Таким образом, получается единый отрывок Мф. 11, 2–20. Затем в качестве отдельного, второго Евангелия читается зачало святой.

Другой пример: 20 ноября 2008 года, предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы и память преподобного Григория и святителя Прокла, приходятся на среду 24-й седмицы по Пятидесятнице. Следующий день, четверг,- двунадесятый праздник, потому рядовое чтение четверга переносится на среду. Таким образом, 20 ноября читаются три Евангелия: рядовое чтение среды (с учетом Воздвиженской преступки получается Лк. зач. 90), рядовое чтение за четверг (Лк. зач. 92) и чтение святым (Ин. зач. 36). Первые два рядовых Евангелия читаются под зачало как одно чтение, причем интересно, что зачало среды, само имеющее «преступку», заканчивается там, где начинается чтение четверга, так что не произойдет даже никакого смыслового разрыва между рядовыми чтениями. Затем отдельно читается Евангелие святым.

2. Если в неделю случится Господский недвунадесятый праздник, соединяемый со службой святому (1 сентября, 26 октября, 1 августа), то читаются три Евангелия: праздника, рядовое воскресное «под зачало» и святого. Очевидно, что объединяются в одно зачало именно чтения Господского праздника и воскресное, так как воскресная служба также посвящается Господу Иисусу Христу. Причем всегда это первое составное Евангелие будет чтением с преступкой, так как чтения праздника и воскресное могут находиться даже в различных Евангелиях.

3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, зачастую также читается три Евангелия, так как в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи. Таким образом, в Неделю пред Воздвижением, например, будут читаться следующие чтения: Недели пред Воздвижением (зачало 9-е от Иоанна), рядовое воскресное «под зачало» и святого Минеи (см. Марковы главы 7 сентября и 8 сентября, «аще в неделю»).

Евангелие — нет более ценимой книги для христианина. Четыре книги, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, описывают жизнь, учение, смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И в богослужении Православной церкви чтение Евангелия занимает особенное место. Богослужебное Евангелие, обычно богато украшенное, всегда лежит на Престоле, и только иногда выносится для поклонения верующим. Чтение Евангелия всегда приходится на смысловые вершины богослужения. Главное место чтения Евангелия — это Литургия. Для удобства понимания, обычно Литургию делят на три части, вторая часть, начинающаяся с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и до отпуста оглашенных: «Елицы оглашенные изыдите», называется Литургией оглашенных, или Литургией слова. В древней церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным). Вершиной этой части Литургии является чтение Священного Писания Нового Завета (Апостол и Евангелие). Данные чтения и следующая за ними проповедь назидала как церковную общину, так и людей, готовящихся в нее войти. Евангелие читается и на воскресной утрени, и на праздничной утрени, когда совершается полиелей. Чтение Евангелия на утрени может быть необычным: вспомним последование 12 Страстных Евангелий, которое у нас обычно совершается в Великий Четверг вечером. Но бывают и другие случаи, когда Евангелие читается на менее важных службах, и тогда его чтение ставит эти службы в совершенно особое положение. Например, Евангелие может читаться и на вечерне, но это редчайший случай: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток. Конечно, это дни совершенно особые, имеющие исключительный богослужебный устав.

Есть еще более удивительный случай — чтение Евангелия на часах. Часы — это самая скромная служба, но три раза в год совершается особое последование, которое в Русской церкви получило название Царские Часы. Эти необычные часы совершаются в Навечерие Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток. Но, называя эти часы Царскими, церковный устав полагает их совершение накануне самых великих праздников. Читают Евангелие на часах и в первые три дня .

Не всегда современный верующий человек может посещать великопостное богослужение. Если ходить в храм Великим Постом только по воскресным дням, то сложно почувствовать великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Служба в выходные, по крайней мере, ничем не отличается от обычной. Но, если побывать на службах в будние дни, то возникает некое недоумение — на службах не читается Евангелие. Да, на вечерне и на шестом часе читаются паремии — особые Ветхозаветные чтения из книг Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи. Но привычного чтения Евангелия, по крайней мере в первые недели Великого поста, нет. В этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. А это имеет прямое отношение к чтению Евангелия. Евангелие — это непременная радость, благая весть, так переводится название этих книг на русский язык. И Церковь мудро рассудила, что Евангелие, как и совершение полной Литургии, возможно только в субботу и воскресенье Великого поста. Но все же, мы начинаем слышать Евангелие на часах в будние дни поста. В разных храмах это происходит по-разному. Где-то только с шестой седмицы Поста, где-то по средам и пятницам, начиная со второй седмицы, а где-то мы слышим Евангелие на часах почти весь Великий пост.

Типикон, предписывает вычитывать всех четырех Евангелистов (Евангелие от Иоанна вычитывается не до конца) на часах понедельника, вторника и среды Страстной седмицы. Данная традиция, появилась в XI веке и постепенно распространилась по всему православному миру. Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужения других дней церковного года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. К примеру, Литургия Великого Четверга изображает Тайную вечерю, утреня 12 Евангелий и часы Великой Пятницы — события ночи и утра Страстей и Распятие Господа, а евангельские чтения вечерен Великих Понедельника и Вторника повествуют о поучениях Христа, произнесенных Им на Елеонской горе, то дневное время первых трех дней Страстной седмицы оставалось лишенной какой-либо конкретной символики. Поскольку из Евангелия известно, что в эти три дня Господь днем учил в Иерусалимском храме, то в качестве воспоминания этих событий и было избрано чтение священником (изображающим, таким образом, Самого Христа) Евангелия (как Слова Христова) в храме (указывающем на Иерусалимский храм) в течение всего долгого дневного времени понедельника, вторника и среды (для этого Евангелие и читается целиком).

Наполнение чтений часов не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца. Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (хотя в этом именно и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. Но, конечно, вычитывание Евангелия вне Страстной седмицы придает будним великопостным службах несвойственную им по Уставу торжественность. Лучшим вариантом сокращения, но с сохранением исключительного места в часах лишь Страстной седмицы, является практика вычитывания лишь одного Евангелия от Иоанна Богослова. Так делают в некоторых духовных школах Русской Православной Церкви.

Протодиакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

(12 голосов : 5,0 из 5 )

(по поводу отступок текущего года)

П. М. Мироносицкий

Уставные затруднения в текущем году. – Предельно ранняя Пасха минувшего, 1915, года задала, как известно, немало задач блюстителям Церковного Устава. Она сказалась, между прочим, и на совершении в текущем году круга евангельских чтений. В частности, затруднительным и далеко не бесспорным оказался для наших уставщиков вопрос о литургийном Евангелии в воскресенье 17 января. Это видно, между прочим, из того, что в некоторых епархиальных органах заблаговременно были напечатаны руководственные указания и расписания чтений на текущий год. Укажем на статьи двух епископов: Преосвященного Фаддея в «Волынских епархиальных ведомостях», № 38–39 («Об отступках в чтении Евангелий в нынешнем году») и Преосвященного Пахомия в черниговском духовном журнале «Вера и жизнь», № 23–24 («Порядок чтения воскресных евангельских зачал»). Названные авторы дают несогласные указания. В то время как первый указывает на воскресенье 17 января зачало 62 Матфея («О жене ханане́янке»), второй находит, что в этот день должно быть прочитано зачало 85 от Луки («Десять прокаженных мужей»). На практике же, например в Петрограде, к вышеназванным двум зачалам прибавилось еще зачало 93 от Луки («О слепце Иерихонском»), в разных храмах читались разные зачала, по усмотрению настоятелей.

Уже одно это разнообразие решений рассматриваемого уставного вопроса показывает, что в самом Уставе недостает ясности и его указания требуют толкования и изъяснения. Попыток таких толкований сделано немало, но к сожалению, как показывает опыт текущего года, ими не только не достигнута окончательная ясность, но в иных случаях, как увидим ниже, внесены новые осложнения в неясно изложенный Устав о порядке евангельских чтений.

В настоящей заметке мы попытаемся представить общее обозрение ряда церковных чтений и лишь попутно разобрать особенный случай текущего года.

Чреда евангелистов. По мудрому установлению Церкви годичный круг богослужений, и в частности литургийных евангельских чтений, начинается от Дня Пасхи и простирается до следующей Пасхи. Солнце Правды, Христос, востав из Гроба, посылает свои светила, евангелистов, осиявать землю на всякий день. И первым светилом над церковной твердью восходит Иоанн, который уже в пасхальную литургию озаряет нас первыми словами своего благовествова́ния: «В начале бе Слово». Путь Иоаннов простирается на семь седми́ц Пятидесятницы, за исключением лишь трех дней (вторника Пасхи, Недели жен мироносиц и четверга Вознесения), когда читаются зачала из других Евангелий.

Иоанново благовествование заканчивается в литургию Пятидесятницы (Троицы). А на другой день, в Понедельник Святого Духа, восходит светило Матфеево и господствует в продолжение семнадцати седмиц, впрочем вместе с Марком, который после полных одиннадцати седмиц (77 дней) единовластия Матфеева выступает с понедельника 12-й седмицы по Пятидесятнице и в течение следующих шести седмиц (12-й – 17-й) оглашает своим благовествованием будние (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пяток), оставляя Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Так Матфей сначала один, потом сопутствуемый Марком, озаряет евангельским светом следующие за Пятидесятницей семнадцать седмиц, то есть 119 дней, в том числе семнадцать суббот и семнадцать Недель (воскресений). Эти седмицы в Уставе так и называются Матфеевыми.

За Матфеем начинает свое поприще Лука и благовеству́ет сначала один, в течение двенадцати полных седмиц, затем с Марком, который опять приемлетбудние дни, оставляя Луке все субботы и Недели.

Содружество Луки с Марком продолжается до Триоди в течение четырех седмиц (13-й – 16-й), а затем и в период Триоди – в седмицы мытаря́ и фарисея и блудного и оканчивается в субботу мясопустную. Эти дни и недели именуются в Уставе Лукиными и обнимают в сумме период в восемьнадцать седмиц, точнее 125 дней, в том числе 90 будничных дней (60 Лукиных и 30 Марковых), 18 суббот и 17 воскресений (все Лукины).

Затем следует седмица сырная с зачалами из Луки и Матфея, субботы и Недели Великого поста, где преобладает Марк, доселе владевший лишь днями седмичными… И мы, наконец, по Страстно́й седмице, приходим ко вратам новой Пасхи.

Праздник Воздви́жения Креста – перелом пасхального года. Итак, все поприще евангельских чтений явно распадается на четыре звена, или отдела: I. Пятидесятница (7 седмиц и один день, 50 дней), II. «Матфеевы седмицы» (17 седмиц, или 119 дней), III. «Лукины седмицы» – до Триоди (16 седмиц, точнее 111 дней) и IV. Триодь. Всего 50 Недель, столько же суббот и столько же будних пятери́ц, за вычетом пятериц Великого поста, оставленных без евангельских зачал.

Эта роспись евангельских чтений осуществлялась бы на практике без всяких затруднений, если бы евангельский год всегда равнялся 50 седмицам. Но на самом деле мы знаем, что Пасха есть праздник переходящий, и каждая следующая Пасха то уходит (восходит) от предыдущей за пределы ее годовщины, то приближается к ней (снижается), предваряя эту годовщину, и пасхальные годы поэтому бывают то длиннее (расширяясь до 55 седмиц), то короче (сжимаясь до 50). При этом указанные расширение и сжатие могут происходить на обоих, так сказать, концах пасхального года, то есть вследствие перемещения предыдущей или последующей Пасхи ранняя предыдущая Пасха расширяет пасхальный год, но то же делает и поздняя последующая; поздняя предыдущая Пасха сокращает пасхальный год, но то же делает и ранняя последующая.

Спрашивается: 1) Как же при таком постоянном «преплавании» годовых седмиц в зависимости от Пасхи может быть твердо установлен и прикреплен вышеописанный ряд Евангелий всего года? 2) Какими евангельскими зачалами должны быть оглашаемы седмицы того пасхального года, в котором число седмиц более 50?

Начало Лукиных зачал. Обратимся теперь к частным вопросам, касающимся устава чтений. И, прежде всего, остановимся на вопросе, когда, с какого дня должно начинать чтение Евангелия от Луки и полагать начало Лукиным седмицам. И связи с этим вопросом легче будет решить и другой вопрос: когда оканчивать седмицы Матфеевы?

Сказание (I) говорит в ответ на этот вопрос следующее: «От Луки же Святое Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении Креста…». Подчеркиваем здесь выражение «от начала», показывающее, что Евангелие от Луки должно начинаться именно с первого положенного зачала, 10-го («Во время о́но Ирод четвертовла́стник…»), а оно положено на понедельник, подобно тому, как и Евангелие от Матфея начинается также с понедельника; с понедельника присоединяется и Марк и к Матфею, и к Луке.

Итак, понедельник не есть только самый ранний срок для вступления Луки, но единственно возможный день для этого вступления. Не может быть поэтому принято мнение Преосвященного Фаддея, полагающего в вышеназванной статье (с. 571), что в текущем пасхальном году «с 15 сентября (то есть со вторника ) должно (было) читаться Евангелие от Луки, то есть рядовые зачала седмицы, следующей по указателю (то есть по «Сказанию») за Неделей 17-й».

Возникает теперь новый вопрос: в какой же именно «понедельник по Воздвижении Креста» следует начинать Евангелие от Луки? Для огромного большинства случаев вопрос этот решается совершенно просто: понедельник есть день, следующий за воскресеньем. Ближайшее к Воздвижению воскресенье есть Неделя по Воздвижении. Итак понедельник, следующий за этой Неделей, и есть искомый понедельник – начало Лукиных седмиц.

По числам сентября этот понедельник будет переходить в зависимости от перемещения самого Воздвижения. Это можно видеть из такой таблицы:

Эта табличка показывает, что из семи возможных случаев в шести понедельник по Воздвижении следует за Неделей по Воздвижении. Но седьмой случай создает некоторое затруднение. Это – случай, когда само Воздвижение бывает в Неделю. Мы знаем, что по Уставу при этом совпадении недельная служба со всеми своими особенностями совершенно упраздняется: Недели как бы нет. Но все-таки следующий день называется понедельником, и мы должны решить, с этого ли понедельника (15 сентября) начинать Лукино благовествование, или с понедельника 22 сентября, следующего за Неделей по Воздвижении, то есть следовать ли букве выражения «понедельник по Воздвижении», или подчиниться большинству случаев, создавшему вывод: понедельник по Воздвижении следует за Неделей по Воздвижении.

В иерусалимских таблицах Глизония принято последнее решение: Лукины седмицы там начинаются в период 16–22 сентября, в зависимости от дня, на который приходится Воздвижение.

Преосвященный Пахомий в вышеупомянутой статье пространно доказывает правильность именно этого порядка, ссылаясь, в качестве аналогии, на Устав чтения Псалтири, изложенный в 17-й главе Типикона. По этому Уставу чтение трех кафизм на утренях начинается также с понедельника по Воздвижении, но здесь ясно указывается, что этот понедельник следует за Неделей по Воздвижении.

Еще раньше Преосвященного Пахомия тот же довод приводил г-н Лотоцкий в статье об отступках 1904–1905 пасхального года («Тульские епархиальные ведомости», 1904, № 23–24).

Мы к этому доводу по аналогии прибавим еще и тот довод по существу, что Недели Лукины должны начинать свой исход и вести свой счет от Недели, то есть от воскресенья, подобно тому как Иоанновы седмицы ведут счет от Недели Святой Пасхи и Матфеевы – от Недели Пятидесятницы. Недели Лукины, начинаясь после Воздвижения, не могут считать своей исходной точкой день Воздвижения. Единственной Неделей, от которой они могут вести свой счет, может быть только Неделя по Воздвижении.

Наконец, чтобы не оставалось никакого сомнения в справедливости предлагаемого толкования, мы укажем на греческий текст вышеприведенного места из Сказания (I), где прямо говорится: τὸ δὲ κατὰ Λουκὰν ἅγιον εὐαγγέλιον ἀναγινώσκεται ἀπ ἀρχῆς τῇ β. τῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν κυριακῆς, – то есть: «Святое же Евангелие от Луки читается от начала в понедельник Недели по Воздвижении ». Вместо недели (κυριακῆς) славянский переводчик поставил Креста, и это ясное место сделалось сбивчивым.

Наконец, по свидетельству de Matthaei, в некоторых кодексах это место читается иначе, и еще яснее: «Лука начинает читаться от Недели (воскресенья) по Воздвижении (ἀπὸ τῆς κυριακῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν), ибо тогда бывает и равноденствие, так называемый новый год » .

Окончание Матфеевых зачал. Остановившись таким образом на определенном решении относительно начала седмиц (зачал) Лукиных, мы теперь легко можем решить и вопрос об окончании зачал Матфеевых. Об этом в Сказании (I) читаем: «От Матфея же Святое Евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, я́же есть Святаго Духа, до пятка́ по Воздвижении Креста».

Нет сомнений, что пяток по Воздвижении Креста указан здесь в качестве крайнего срока, до которого может простираться чтение зачал Матфеевых, ибо за этим пятком следуют суббота и Неделя по Воздвижении, а затем понедельник – начало Луки. Матфеевы зачала могут перейти через Воздвижение, по никогда не могут переступить через Неделю по Воздвижении, и потому – в двух случаях из семи возможных – они должны быть закончены до Воздвижения, а именно, когда Воздвижение придется на пяток и на субботу. Это представлено в нижеследующей таблице:

В последних двух случаях пяток по Воздвижении будет уже после понедельника Лукина и потому не может быть пределом Матфеевых чтений. В этих случаях конец Матфеевых зачал падает на четверток или на пяток накануне Воздвижения.

Семнадцатая Неделя Матфеева. Воздвиженские отступки. В настоящем (1915–1916) пасхальном году, начавшемся самой ранней Пасхой (22 марта), имел место редкий уставный случай: была прочитана на своем месте не только вся 17-я седмица Матфеева, но и Неделя 17-я (6 сентября), то есть зачало 62 – «О жене ханане́янке». В небольшом по размерам Сказании (I) этому зачалу посвящено довольно большое замечание, изложенное (то есть переведенное), к сожалению, столь неудачно, что было бы напрасным трудом найти в нем подлинный смысл без помощи греческого текста. Вот эти строки, цитируемые во всех пособиях и руководствах по Уставу и служащие единственным основанием для учения о «внутрь-Пасхе» и «вне-Пасхе»:

И у́бо седмьна́десять седми́ц, суббо́т и неде́ль то́кмо и́мут, за е́же мали́жды чита́тися седмьна́десятим седми́цам Матфе́овым, но а́ще бу́дет вну́трь Па́сха. Аще бо вне́ Па́сха бу́дет, ника́коже си́речь и́мать чита́тися и сия́ седмаяна́десять седми́ца, возвраща́йся вспя́ть и отню́дуже хо́щеши чти́ пя́ть дне́й.

Греческий текст дает здесь совершенно ясные мысли, а именно: «Семнадцатая седмица имеет только субботу-неделю» (σαββατοκυριακὸν μόνον ἔχει), то есть за 17-м воскресеньем не следуют (в расписании зачал) седмичные зачала: у этой 17-й Недели нет продолжения, ею заканчивается Матфеев ряд. Почему? – Потому что «редко (мали́жды, σπανίως) приходится читать эту 17-ю седмицу, даже если Пасха внутрь (ἔσω πάσχα), если же Пасха вне (ἔξω πάσχα), то никогда (οὐδαμοῦ, ника́коже) не приходится. Если же однако (ἐι γουν, а переводчик читал: ἤγουν, си́речь) придется читать и эту 17-ю седмицу, возвращайся вспять и откуда хочешь читай (из Матфея) пять дней» (то есть до следующей субботы).

Но Сказанием (I) не предусмотрено дальнейшее затруднение. Указанными пятью днями мы дойдем до субботы пред Воздвижением (то есть в истекшем пасхальном году), займем дни 7–11 сентября. Но лишенными евангельских зачал оказываются еще вторник (15-е), среда (16-е), четверток (17-е) и пяток (18-е) после Воздвижения. Это лишение не предусмотрено никаким Уставом. Не говорит о нем и Преосвященный Пахомий в своей статье, как не говорит, впрочем, и о первой пятерице дней, потребной для чисел 7–11 сентября .

Затруднение может быть решено только единственным способом: возвращение вспять, то есть отступка, должна быть сделана не на одну, а на две пятерицы дней. Эта двойная отступка будет необходима только для тех годов, в которые Пасха приходится на 22 или 23 марта. В остальные годы с ранней Пасхой (24–31 марта) достаточно одной пятидневной отступки.

«Внутрь-Пасха» и «вне-Пасха». Нельзя здесь обойти молчанием вопрос, что такое «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха», упоминаемые в вышеприведенном темном месте «Сказания». Оно говорит: «17-я седмица читается редко, даже если и внутрь-Пасха; если же вне-Пасха, то никогда не читается». Очевидно, говорится о той Пасхе, которая влияет на Матфеев ряд – может и дать, и не дать место 17-й седмице, то есть о предыдущей, начальной Пасхе данного пасхального года. Выше, в обозрении всей годичной схемы евангельских чтений, мы уже выяснили, как Пасха может давать и не давать место седмицам Матфеевым. Мы видели, что ранняя Пасха дает место, поздняя же сокращает Матфеев ряд, и чем она позднее, тем большее число седмиц оставляет непрочитанными. В «Сказании» ранняя Пасха называется только точнее: «внутрь Пасха».

Чтобы уразуметь истинное значение этого термина, надо представить себе, что всякий пасхальный период, или год, начинается, собственно говоря, с Триоди, которая вся – и по содержанию своему и по значению – обращена к грядущей Пасхе, а не к протекшему времени. Заканчивается же пасхальный год Неделей по Просвещении, до которой доходит зависящая от предшествующей Пасхи очередь гласо́в осмогласия и утренних Евангелий и до наступления которой исчерпываются Лукины седмицы, то есть все седмичные зачала. Отношение новой Пасхи к истекшему пасхальному году может быть двоякое: 1) новая Пасха может своей Триодью вплоть придвинуться и примкнуть к Неделе по Просвещении, или же 2) отступать от нее, делая промежуток или разрыв («отступку») между Неделей по Просвещении и Неделей мытаря́ и фарисея. Первая Пасха будет «внутрь-Пасха» (ἔσω πάσχα), вторая – «вне-Пасха» (ἔξω πάσχα).

Для примера рассмотрим случай Пасхи 1915 года. Она была самая ранняя (22 марта) Пасха, самая глубокая «внутрь-Пасха». Это сказалось в том, что ее Триодь началась в самую Неделю по Просвещении (11 января) минувшего пасхального года: Пасха 1915 года вошла как бы внутрь предыдущего пасхального года. Кроме Пасхи 22-го, столь же глубокими «внутрь-Пасхами» являются Пасхи 23 и 24 марта. При Пасхах 25–31 марта Триодь начинается в следующее за Неделей по Просвещении воскресенье. Это будут тоже «внутрь-Пасхи», хотя и менее глубокие. Непосредственность их связи с предыдущим пасхальным годом скажется в том, что первая Неделя Триоди совпадет с рядовым, очередным гласом того года. Так, если в Неделю по Просвещении был глас 1-й, то в Неделю мытаря́ и фарисея будет глас 2-й. Так как очередь гласо́в ведется от Пятидесятницы, то мы и имеем право сказать, что новая Пасха в период 25–31 марта будет как бы входить в состав старого пасхального года, будет «внутрь-Пасхой».

Все остальные, то есть все апрельские Пасхи, будут «вне-Пасхами», ибо между их Триодью и Неделей по Просвещении будет перерыв, или разрыв: с прежним пасхальным годом они связываются, так сказать, искусственными средствами, о чем речь будет ниже.

По обычному мнению, принятому у нас в пособиях по Уставу, терминами «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха» обозначаются не сами Пасхи, а продолжительность пасхального года, то есть сравнивают данную Пасху с будущей Пасхой, и если от Пасхи до Пасхи менее года, то это, говорят, «внутрь-Пасха», если же более года, то это «вне-Пасха». Так, протоиерей в своем «Пособии к изучению богослужения Православной Церкви», приводя в пример пасхальный год 4 апреля 1865 года – 27 марта 1866 года, называет его «внутрь-Пасхой», а следующий год – 27 марта 1866 года – 16 апреля 1867 года – называет «вне-Пасхой» .

Этому толкованию следуют и г-н Булгаков и г-н Лотоцкий, который в упомянутой уже статье говорит, что в 1904–1905 пасхальном году, «то есть от 28 марта 1904 года до 17 апреля 1905 года, имела место вне-Пасха, и притом максимальная» .

По нашему мнению, указанное толкование терминов Сказания (I) не выдерживает критики. Из слов «Сказания» ясно видно, что «внутрь-Пасхой» или «вне-Пасхой» должна быть названа именно определенная Пасха – Пасха,начинающая текущий пасхальный год и влияющая на состав Матфеева ряда. В сентябре всякого года на седмицах Матфеевых скажется, была ли Пасха этого года «внутрь» или «вне». Следуя же вышеизложенному общепринятому толкованию, мы не можем установить связи между Пасхой и 17-й седмицей Матфеевой. Текущий пасхальный год, 22 марта 1915 года – 10 апреля 1916 года, следует назвать «вне-Пасхой», если принять толкование отца Никольского, а если так, то в сентябре 1915 года мы, следуя «Сказанию», должны бы были сказать: аще же вне Пасха будет, ника́коже, тогда как в действительности в этом-то именно году мы и читали седмицу 17-ю, потому что 22 марта есть«внутрь-Пасха» .

Еще пример. Предстоящий пасхальный период 10 апреля 1916 года – 2 апреля 1917 года, по толкованию отца , надо бы назвать «внутрь-Пасхой» (меньше года), но ни в 1916, ни в 1917 годах 17-я Неделя Матфеева не будет читаться, ибо в оба эти года будет «вне-Пасха». Вообще, зачало «О жене ханане́янке» читается мали́жды, то есть редко, именно потому, что «вне-Пасха» случается гораздо чаще , чем «внутрь-Пасха» . Понимаемые же в смысле разъяснений протоиерея Никольского «вне-Пасхи» и «внутрь-Пасхи», как известно, постоянно чередуются!

Вопрос о субботах и Неделях. Из предыдущего изложения нельзя не видеть, что древние церковные уставоположники с величайшей тщательностью определили пределы евангелистов, «откуду начинают и до где стаю́т». Тем удивительнее та легкость, с которой новые уставщики в своих указаниях и руководствах переходят эти пределы и уставы.

По Уставу, бывшему доселе предметом нашего изложения, под названием Матфеевы седмицы и Лукины седмицы разумеются седмицы евангельских зачал, назначенные не только для будних дней, но и для субботы и Недели, следующих за каждой пятерицей будней. Поэтому читать после понедельника по Воздвижении Матфеево воскресное зачало так же невозможно, как и зачала будничные. Равным образом невозможно читать Лукино воскресное зачалораньше Воздвижения.

Уставщики-практики, напротив, находят, что вышеизложенный Устав о пределах периодов Матфеева и Лукина обязателен лишь для будничных дней, субботние же и воскресные зачала этому Уставу не подлежат. Так, протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению Устава» (изд. 7-е, с. 399) говорит: «Коли Пасха будет поздняя, то от Пасхи до Воздвижения пройдет менее 17 Недель, и тогда из Евангелия от Матфея зачала для суббот и Недель будут читаться и после Воздвижения Креста»!

Обратный случаи имеем в указаниях Преосвященного Фаддея, который, изображая Устав истекшего пасхального года, пишет, между прочим: «В Неделю 18-ю (13 сентября, то есть до Воздвижения!) нужно читать, кроме Евангелия Недели пред Воздвижением, и рядовое Евангелие Недели 18-й (то есть от Луки!); в Неделю 19-ю (20 сентября) следует читать, кроме Евангелия по Воздвижении, и рядовое Недели 19-й (от Луки!)».

Оснований для такого отношения к Неделям нигде мы не находим, и потому приходится лишь признать его привычным недоразумением, происхождение которого попытаемся ниже объяснить.

Седмицы календарные и седмицы евангельские. Происхождение описанного недоразумения можно объяснить, с одной стороны, неправильным пониманием терминов «вне-Пасха» и «внутрь-Пасха»; с другой – практическим неудобством Сказания (II), то есть того указателя евангельских чтений, который печатается в конце богослужебного Евангелия и представляет список всех евангельских зачал, расположенных по седмицам, с непрерывным счетом этих седмиц и их Недель от Пятидесятницы. Но надо различать календарные седмицы и седмицы евангельские, календарные воскресенья и воскресенья (Недели) евангельские: они далеко не всегда совпадают, вернее, почти никогда не совпадают.

Календарная седмица, являясь периодом в 7 дней, повторяется в течение года и годов с железной неподвижностью и однообразием. Так же, в церковном году, повторяется более обширный период восьми гласо́в осмогласия. Как после четверга не может настать суббота, так и после седмицы гласа 4-го не может наступить седмица гласа 6-го, минуя 5-й глас. Так же вращается, наконец, еще более длинный период одиннадцати утренних Евангелий. Вот почему есть возможность прикрепить гла́сы к календарным седмицам и утренние Евангелия к календарным воскресеньям. Если нам скажут, что завтра будет, например, 18-е воскресенье после Пятидесятницы, то мы можем даже арифметически вычислить, что завтра будут петь 1-й глас, ибо, вычитая из 18 воскресений первое (Всех святых), отданное 8-му гласу, и получив 17, мы путем деления 17 на 8 узнаем, что период осмогласия обернется за это время дважды, и остаток (1) показывает очередной, первый глас. Это правило будет верно и в отношении 32-й, например, Недели, в которую поется глас седьмой: (32 − 1) ÷ 8 = 3 и 7 в остатке. Еще проще вычисляются утренние Евангелия – путем деления недельной цифры на 11, причем остаток показывает порядковое число Евангелия. Например, 28-я Неделя – 28 ÷ 11 = 2 и 6 в остатке, шестое Евангелие (при 3-м гласе осмогласия).

В ряде же седмиц евангельских, напротив, лишь некоторые седмицы прикреплены к определенным седмицам пасхального года: таковы 7 седмиц (8 Недель) Триоди Цветной и 10 седмиц Триоди Постной. Первые имеют исходную Неделю в Пасхе предыдущей, вторые опираются на Пасху предстоящую. Что касается седмиц Матфеева и Лукина ряда, то они не могут быть прикреплены к седмицам календарным, ибо подвергаются изменениям, о которых говорено выше, а именно, седмицы зачал евангельских или отстают от течения календарных седмиц (при пропуске), или повторяются в двух седмицах (при отступках), или догоняют течение седмиц, хотя и поздно (при переносе). И все это делается вследствие разнообразия сроков Пасхи. Вот почему является крайне неудобным вести сплошной счет седмицам Матфеевым и Лукиным от Пятидесятницы, в особенности же с указанием при этом гласо́в Октоиха. Следуя этому сплошному счету, указываемому Сказанием (II), Неделя о Закхее (Луки зач. 94), например, есть Неделя 32-я, глас 7-й. А между тем в текущем, например, году она была 37-м воскресеньем от Пятидесятницы и потому совпала с 4-м гласом. Судя по Сказанию (II), Неделя о чудесном лове рыбы (Луки зач. 17) есть 18-е воскресенье от Пятидесятницы, глас 1-й. На самом же деле такое совпадение может быть только в те годы, когда Пасха бывает в дни 31 марта – 6 апреля, то есть в семи случаях из 35 возможных.

Указанные неудобства могут ставить неопытных уставщиков в крайнее затруднение. А потому весьма желательно усвоить из «Святаго Евангелия, в порядке церковных чтений изложеннаго», порядок счисления от Пятидесятницы лишь для евангельских седмиц Матфеевых. Для Лукиных же ввести счет отНедели по Воздвижении и называть, например, Неделю о чудесном лове – Неделей 1-й по Воздвижении, Неделю о гадаринском бесноватом (23-я) – Неделей 6-й по Воздвижении и т. д.

Но и при этом необходимо иметь в виду, что указанное счисление будет относится лишь к евангельским седмицам ряда. Но ряд может прерываться и счет нарушаться зачалами, стоящими вне ряда. О них следует сказать особо.

Евангельские зачала вне ряда. Это – зачала предпразднственные и попразднственные. Таковы в ряду Матфеевом Неделя пред Воздвижением с субботой, о них мы уже говорили. В период Лукиных чтений таких «изрядных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых пра́отец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рождеством Христовым, с субботой, 3) Неделя по Рождестве Христовом, 4) Неделя пред Богоявлением (Просвещением), 5) Неделя по Богоявлении (Просвещении).

Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре последние имеют свои зачала евангельских чтений и нарушают таким образом рядовое течение воскресных Лукиных зачал . А именно Устав (см. Типикон) прямо и решительно повелевает оставить, то есть не читать рядовые зачала в Недели святых пра́отец и святых отец; умалчивает о рядовом зачале в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении, а относительно Недели по Рождестве допускает возможность чтения ряда под зачало, но при условии «аще не будет отступки» .

Эта возможность снятия с очереди воскресных зачал Лукиных оказывается благотворной в тех случаях, когда предстоит Пасха, более или менее отодвигающая связанную с ней Триодь от Недели по Богоявлении, то есть «вне-Пасха».

Связь Недели по Богоявлении с Триодью. Неделя по Богоявлении есть та точка пасхального года, с приближением которой взор церковного уставщика обращается к грядущей Пасхе, ибо здесь происходит сцепление протекшего ряда седмиц с будущей Триодью. При установлении этой связи Триоди с Неделей по Богоявлении могут иметь место шесть случаев и способов, в зависимости от понижения (приближения) и повышения (удаления) предстоящей Пасхи.

Нельзя, наконец, умолчать о случае, когда третье от конца Лукино недельное зачало (91-е) может быть «предпрочтено» до Рождества Христова. Это в те годы, когда Воздвижение Креста Господня бывает в пятницу или субботу: в эти годы Неделя пра́отец бывает 13-й, а не 12-й в ряде Лукиных Недель (то есть после повоздвиженской Недели), и в запасе окажутся лишь Недели 14-я и 15-я. Тогда может оказаться нужда в новом зачале, кроме 17-го Матфеева. Устав Глизония рекомендует в таком (редком) случае брать и 16-ю Матфееву Неделю (зачало 105: Притча о талантах)Луки 85 - о десяти прокаженных. Это зачало есть 12-я Неделя Лукина и должно быть прочитано еще до Рождества, именно перед Неделей пра́отец: в эту последнюю Неделю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76 - о званых на ве́черю), рядовое же зачало 12-й Недели (зач. 85 - о десяти прокаженных) становится на место зачала Недели 11-й. Таким образом, зачало 12-е (29-е) не снимается с очереди. Но Преосвященный Пахомий следует таблицам Глизония. Глизоний же делает в ряду Лукиных Недель много перестановок. Так, 7-я Неделя у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й, после 9-й всегда следует 13-я, которая, появившись преждевременно, устраняет из ряда упомянутое зачало 12-й Недели, и оно оказывается непрочитанным. Вот почему у Глизония оно (зачало 12-й Недели. - Ред.) и появляется в промежуточные перед Триодью Недели. Однако все-таки непонятно, почему оно, для нынешнего года, вступило в очередь прежде 14-й Недели, зачало которой (93-е) тоже не читано. Упомянутые перестановки Недель у Глизония, к сожалению, ничем не обоснованы и потому представляются произвольными." href="#i19" name="i19_">19) .

Седмичные чтения. Остается упомянуть об отступке на седмичные зачала, ибо до сего времени мы говорили о зачалах недельных в преддверии Триоди. Седмичные зачала добываются путем отступки вспять, то есть с конца вглубь Лукиных седмиц, откуда берутся одна, две, три и более седмичных пятериц с субботами. Матфеева Неделя 17-я, когда читается в ряде Лукиных Недель, влечет за собой и предшествующую свою седмицу.

Такой перенос 17-й «Матфеевой» (в сущности, Марковой) седмицы к Неделе о Закхее дает мысль о возможности (в году с поздней предыдущей Пасхой) использовать седмицы Матфеевы, которые, когда бывает «вне-Пасха», остаются непрочитанными на своем месте. Применяя такую отступку , мы, вместо того, чтобы повторить зачала святого Марка из Лукина ряда, дочитываем зачала того же Марка из ряда Матфеева.

Ред. ). Если же предстоит «вне-Пасха», они соблюдаются непрочитанными для заполнения отступки перед Триодью.

13 . При отступке в четыре Недели, перед зачалом Недели Лукиной 15-й (32-й), о Закхее, читается зачало 17-й Матфеевой Недели – о жене ханане́янке, которое на ряду (в Матфеевых Неделях. – Ред. ) читается только в случае самой ранней Пасхи (22 марта).

14 . Заполнение седмичных дней при отступке совершается посредством возвращения вспять, то есть повторением зачал, уже читанных.

Печатается по изд.: «Церковные ведомости», 1916, №№ 7 и 9. Под «текущим годом» в статье имеется в виду 1916 год, с Пасхой 10 апреля ст. ст. Автор, П. М. Мироносицкий, был знатоком Церковного Устава и церковнославянского языка. Его перу, в частности, принадлежат аргументированные статьи в защиту церковнославянского языка при богослужении, а также две известные работы по литургике: «Воскресения день. Пасха – Христос Избавитель в песнопениях пасхальной утрени», СПб., 1912, и «Пятидесятницу празднуем. Тайна Пресвятой Троицы и Уте́шитель – Дух Святый в песнопениях Недели Пятидесятницы», СПб., 1913. Данная статья, замечательная по уставному содержанию, вышла в 1916 году в Петрограде и отдельной брошюрой (48 с.). В 1956 году она была напечатана с незначительными сокращениями без подписи автора в «Журнале Московской Патриархии» (№ 12, с. 16–25). – Ред. Ред. ), Преосвященный автор повсюду и многократно называет Глизония (Γλυζώνιος) Гавзонием!

Таблицы Глизония, с некоторыми изменениями и неисправностями и без упоминания автора, печатались еще ранее 1904 года – в книге Ив. Косолапова «Месяцеслов Православной Кафолической Церкви», Изд. 2-е. Симбирск, 1880.

Novum Testamentum graece… Т. 1, 1. С. 727 – примечание 46.

Преосвященный Фаддей, как мы видели, считает возможным занять дни 15–18 сентября уже Лукиными зачалами. А протоиерей Константин Никольский благополучно обходит этот вопрос потому только, что слишком неточно делает свои вычисления в отношении года с Пасхой 22 марта: по его мнению, в такой год (то есть, например, в текущий 1915–16) семнадцатая Неделя (воскресенье) будет Неделей пред Воздвижением (?) . За 17-й Неделей (воскресеньем) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия («Пособие к изучению Устава», изд. 7, с. 401). Но известно, что в 1915 году 17-я Неделя пришлась на 6 сентября, а Неделя пред Воздвижением была 13 сентября (накануне Воздвижения) и не могло быть пяти дней между этой Неделей и Воздвижением.

«Пособие к изучению Устава», изд. 7, с. 400.

«Настольная книга для священно-церковно-служителей», изд. 3, с. 693.

«Тульские епархиальные ведомости», 1904, № 23.

Διὰ τὸ πολλάκις συμβαίνειν γίνεσθαι τὸ πάσχα ἔξω, как читаем в некоторых греческих кодексах напрестольною Евангелия.

Соответственно с этим, очевидно, толкованием в «Православном календаре» на 1916 год на воскресенье 25 сентября (неделю спустя после Недели по Воздвижении) назначается знаменитое зачало 62 от Матфея («О жене ханане́янке»). До́лжно, впрочем, заметить, что и на предшествующие этому воскресенью будние дни назначены не Лукины зачала, а зачала 17-й седмицы Матфеевой. Таким образом, Устав о начале Лукиных зачал здесь всецело игнорируется.

Неделя пра́отец также имеет постоянное зачало (Луки зач. 76 – о званных на ве́черю), но оно взято из ряда Лукиных Недель (28-я = 11-я).

Но при этом следует иметь в виду, что само Рождество Христово может случится в Неделю и тогда устранение рядового зачала неизбежно.

Несмотря на такую ясность приведенного указания, Глизоний в своих таблицах всегда ставит зачало 17-й Недели Матфеевой после Недели о Закхее, непосредственно перед Триодью!

Мы видим таким образом, что не было никакого основания читать 17-е Матфеево недельное зачало в текущем году 17 января: как потому, что в нем не было надобности, так и потому, что 6 сентября в этом же церковном году совершилась такая редкость, как чтение этого зачала на ряду.

В начале статьи было упомянуто, что, по мнению Преосвященного Пахомия, в текущем году 17 января следовало читать евангельское зачало Луки 85 – о десяти прокаженных. Это зачало есть 12-я Неделя Лукина и должно быть прочитано еще до Рождества, именно перед Неделей пра́отец: в эту последнюю Неделю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76 – о званых на ве́черю), рядовое же зачало 12-й Недели (зач. 85 – о десяти прокаженных) становится на место зачала Недели 11-й. Таким образом, зачало 12-е (29-е) не снимается с очереди. Но Преосвященный Пахомий следует таблицам Глизония. Глизоний же делает в ряду Лукиных Недель много перестановок. Так, 7-я Неделя у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й, после 9-й всегда следует 13-я, которая, появившись преждевременно, устраняет из ряда упомянутое зачало 12-й Недели, и оно оказывается непрочитанным. Вот почему у Глизония оно (зачало 12-й Недели. – Ред. ) и появляется в промежуточные перед Триодью Недели. Однако все-таки непонятно, почему оно, для нынешнего года, вступило в очередь прежде 14-й Недели, зачало которой (93-е) тоже не читано. Упомянутые перестановки Недель у Глизония, к сожалению, ничем не обоснованы и потому представляются произвольными.

По-видимому, она именно и предусмотрена 7-м примечанием в «Святом Евангелии, в порядке церковных чтений».