Все о вампирах в наше время. Реальны ли вампиры? Миф с точки зрения науки

В эпоху Возрождения про существования вампиров задумывались при неожиданном всплеске смертей в одной местности. После романтизации образа вампиров интерес к ним перерос в культ. Вы удивитесь, в реальной жизни они признаны официально.

Вампиры стали одним из популярных видов нечисти в сюжетах фильмов, песен, стихов и картин. Этим существам приписывают ужасные деяния, и в легендах очень сложно отличить правду от вымысла.

Кровопийцей может стать любой, кто решился на самоубийство либо идет против церковных канонов.

Есть поверье - если на похоронах через гроб перепрыгнет черный кот, или у покойного приоткроются глаза, значит умерший, превратится вампиром. Заметив нечто странное, в могилу клали чеснок или веточки боярышника.

Вампиры в реальной жизни

В 21 веке, в начале нулевых африканскую республику Малави охватила эпидемия вампиризма. Местные жители забросали камнями несколько десятков людей, на которых пало подозрение в кровопийстве. А власть обвиняли в сговоре с вампирами.
В 2004 году, родители Тома Пере, испугавшись, что сын станет кровососом, раскопали могилу и сожгли его сердце.

Первая публикация о существовании вампиров была в 1975 году. В ней говорилось, что смерть при укусе происходит из-за отравления трупным ядом. А визиты мертвых в гости к родным, вызваны галлюцинациями впечатлительных людей. Сейчас в любой стране существует вера в вампиров, только называют их по-разному.

Список распространенных каст нашего времени:

  • В Америке их называют Тлахуелпучи, днем это люди, ночью - летучие кровососущие мыши.
  • Австралийские существа Йара-мо-йаха-ху имеют длинные конечности с присосками, которыми они пьют кровь.
  • В Румынии Воркалак, вампир-собака.
  • Китайцы верят в лисицу-вампира, ею становятся умершие от побоев и насилия девушки.
  • В Японии обитают Каппы, утонувшие дети, питающиеся кровью купающихся.
  • Индию населяют бессмертные Ракшасы, принимающие любой вид.

Люди вампиры в наше время

Научные исследования опираются на два противоположных мнения существах, пьющих кровь.

Первый – вампиры нереальны, а легенды построены на устрашающих народных байках. Опираясь на биологию и медицину, симптомы и опровергаются. «Нетленность» тела может быть вызвана специфическим составом почвы, неестественные позы мертвых объясняются наказанием давних времен – захоронением заживо.

Второй – в основу мифа о существовании вампиров легло генетическое заболевание – Порфирия. В теле больного не формируются кровеносные тельца, что приводит к нехватке железа, за счет этого кожа становится бледной и подверженной солнечному ожогу. Люди с порфирией не воспринимают запах чеснока, кислота, находящаяся в нем, отрицательно влияет на слабый организм. Чаще болезнь является последствием родственных браков. Инцесты в большей степени были зафиксированны на территории Трансильвании, откуда пошли легенды о Дракуле.

Существует синдром Ренфилда. Это расстройство психики, когда больной пьет кровь животных и даже людей. Таким заболеванием страдают некоторые из серийных убийц.

Мнение вампирологии

Наука о вампирах утверждает существование их в реальном мире, но не определяет кто они. Одни исследователей считают, что это умершие, перенесшие генные мутации или же укушенные вампиром-животным. Особенности передаются по наследству.

Другие вампирологи утверждают, что вампирами стали последователи ритуала «кровозжирания». Например, древние ацтеки верили, что поедая человеческую кровь, становишься бессмертным.

Есть мнение, что вампиры это люди, заключившие сделку с дьяволом на вечную жизнь, которую нужно подпитывать кровью.

Поисками свидетельств существования вампиров в 1974 году занялся ученый Стефан Каплан. Он создал центр по изучению кровопьющих существ в Нью-Йорке. По заявлениям исследователя, он отыскал большое количество живых вампиров, которые с виду оказались обычными людьми.

Какие выводы сделал Каплан:

  • Они действительно существуют в нашем мире.
  • Боязнь солнца преодолевают с помощью защитных очков и крема.
  • Ногти и клыки не вызывают подозрений.
  • Жажда крови не сильна, достаточно одной стопки несколько раз в неделю.
  • Они не агрессивны и могут создавать счастливые семьи. Друзья, понимая, снабжают их кровью.
  • Кровососы могут пить животную кровь, но вкус у нее иной.

Окружение считает их психически нездоровыми, но ученый утверждает, что жажда физиологическая, а не психическая проблема. Не стоит к ним относиться как диким, агрессивным существам.

Рассказы о вампирах очень стары и стали частью фольклора. Именно тайна, которая их окружает, все больше разжигает интерес. Верить есть ли некие существа, которые питаются кровью, выбирать каждому.

Вампиры или подобные им существа встречаются в мифах всех народов. В России их также называют упырями или вурдалаками. Интересно, есть ли в преданиях о пьющей кровь нечисти хоть доля истины?

Теории происхождения вампиров

В Восточной Европе вампирами называли оживших покойников, пивших по ночам кровь живых людей. Вампиром мог стать самоубийца, преступник или колдун, а также человек, которого постигла насильственная смерть. Кроме того, к вампиризму, согласно поверьям, могло привести рождение ребенка в «рубашке» (плодной оболочке), зачатие, совершившееся в определенные дни, отлучение от церкви или неправильное исполнение похоронных ритуалов.

Потенциальными вампирами считали и тех, кто появлялся на свет с зубами или хвостом (иногда такая патология случается). И, разумеется, укус вампира превращал в вампира и его жертву…

Как «вычисляли» вампиров и что с ними делали?

О вампирах говорили, что они не стареют, обладают сверхъестественной физической силой, не отбрасывают тени и не могут отражаться в зеркале. Верили также в то, что вампиры боятся чеснока и не могут войти в дом без приглашения.

Свидетельством присутствия в окрестностях вампира считалась гибель домашней скотины и людей, чаще всего близких предполагаемого вампира. При подозрении на вампиризм могилу вскрывали. Если мертвец выглядел как живой, то есть щеки у него были румяными, возле рта виднелась кровь, и так далее, то его старались уничтожить. Для этого нужно было отрезать усопшему голову, вбить в его тело осиновый кол или сжечь… Порой обходились более мягкими обрядами вроде повторного похоронного ритуала, обрызгивания святой водой или изгнания из мертвого тела нечистой силы (обряда экзорцизма).

Естественнонаучные версии

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum

in tumulis» . Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина – отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Что же касается «живых» трупов, которые наблюдались при эксгумации, то это может быть объяснимо некоторыми особенностями разложения. Например, тело может разлагаться с разной скоростью, в зависимости от таких условий, как температура, влажность и так далее. В процессе разложения труп распухает от газов, а кожа становится более темной, изо рта и носа может течь кровь… Под влиянием разложения тело может и шевелиться, отчего возникает иллюзия, что мертвец двигается…

Наконец, существует психическое расстройство под названием «синдром Ренфилда», при котором больного тянет пить кровь людей или животных. Им страдали некоторые серийные маньяки, например, Петер Кюртен из Дюссельдорфа и Ричард Трентон Чейз из США. Они убивали своих жертв и пили их кровь.

Так что поверье о вурдалаках, встающих из могил по ночам – скорее всего, не что иное, как вымысел. Вампиризм как явление действительно существует, но это чисто медицинская проблема, в которой нет ничего мистического.

Сегодня вампир — один из самых трендовых персонажей. Популяризации этих красиво-опасных сущностей немало способствуют сериалы и готические субкультуры. Признайтесь, вам когда-нибудь хотелось встретить вампира в реальной жизни? Нет ничего невозможного.

Существуют ли вампиры в реальной жизни?

Американский исследователь Джон Эдгар Браунинг утверждает, что регулярно употребляют человеческую кровь тысячи людей. Он посвятил немало времени и сил изучению данной темы и даже согласился стать донором одному из своих «подопытных» — чего не сделаешь ради науки.

Как выяснилось, в наше время употребление чужой крови — не дань модному веянию и не сатанинский . Люди с таким необычным пищевым пристрастием называют себя «медицинские вампиры» . Они вынуждены принимать пару-тройку столовых ложек примерно раз в несколько недель.

Это единственное средство, которое помогает им избежать крайне неприятных и порой опасных для жизни симптомов: острых приступов головной боли, слабости, спазмов желудка. Во время приступа артериальное давление приближается к нижней критической отметке, при малейшей двигательной активности, например, попытке встать или хотя бы приподняться, пульс учащается до 160 ударов в минуту. Спасти от очередного приступа способна только своевременная порция крови.

Где они её берут? Нет, они не бродят по ночным улицам в поисках жертв, донорство осуществляется исключительно на добровольных началах. Согласитесь, с просьбой пожертвовать немного крови не обратишься к первому встречному, необходимо найти человека, которому вампир мог бы довериться.

Процедура получения крови напоминает медицинскую: кожа протирается спиртом, скальпелем делается небольшой надрез, затем ранка обрабатывается и перебинтовывается — никаких клыков и укусов в шею . Браунинг даже был немного разочарован, когда узнал, что показался вампиру «невкусным»: тот предпочитал ярко выраженный металлический привкус, видимо, в такой крови больше железа.

Медицинские вампиры не страдают психическими отклонениями и не находят в своей особенности ничего романтичного. Они бы рады избавиться от своей потребности, поисков доноров, необходимости скрывать от общественности свою болезнь и в особенности рецепт, но, похоже, выбора у них нет. Официальной медицине неизвестно о таком заболевании, и, следовательно, не предусмотрены методы излечения.

Есть ли они в России?

Тот факт, что на сегодняшний день только американские учёные отдают проблеме вампиризма должное, не означает, что среда обитания вампиров ограничивается территорией Северной Америки. Скорее всего, определённый процент таких людей присутствует в каждой стране, включая Россию. Попробуем отвлечься от штатовских будней, сделать поправку на близкие и знакомые реалии и представить, как живётся российскому вампиру.

Придётся взглянуть в лицо жестокой правде: многие из них вынуждены убивать. Практически каждый рано или поздно оказывается вне социума в силу ночного образа жизни : вампиру проблематично иметь постоянную работу и вовремя переоформить утерянные или просроченные документы. Таким образом, вампиров следует искать в асоциальных кругах.

Криминальная среда с её жёсткой иерархией и строгими нормами поведения вампиру чужда. Тем не менее, он может действовать как одиночка-беспредельщик. Существует версия, что за серийными убийцами, такими как Чикатило, мог стоять вампир. Знание психологии помогало определить исполнителя с нужными задатками, такими как низкая самооценка, жажда величия, неустойчивая психика, внушаемость.

Такого легко убедить, что очистить город от проституток — святое дело, а будучи пойманным, он с великой радостью примерит лавры Джека-Потрошителя и возьмёт на себя все нераскрытые убийства, совершённые в округе. Серия убийств в том самом регионе после задержания маньяков не прекращалась. Вполне возможно, что виной тому не обострение у последователей, а планомерная работа вампира над новым исполнителем.

Молодёжные тусовки — не менее привлекательная среда для вампира . Он не привлечёт ненужного внимания среди колоритных ролевиков, а отклонения в поведении ему легко простят. Здесь также имеют место быть наркотики и драки, и, как следствие, несчастные случаи. Необязательно со смертельным исходом, достаточно всего лишь повреждения кожного покрова. Кто потом поверит неформалу, которого давно не видели трезвым, что один из товарищей пил его кровь?

Вампиру по душе профессия или имидж свободного художника , ведь это повод приглашать в студию хорошеньких девушек в качестве моделей. Дальше дело техники: очаровать, загипнотизировать, запугать, чтобы заставить отдавать свою кровь до полного истощения. Похожий случай произошёл в Санкт-Петербурге: очередную жертву спас влюблённый в неё парень, убив вампира.

Вампир может найти пристанище среди цыган, где не спрашивают документов, не вникают в подробности биографии и в некоторых семьях по сей день жив древний культ кровавой индийской богини Кали.

Доказательства существования

Современные вампиры объединяются в закрытые группы. В отличии от средневековых тайных обществ, в них решаются куда более земные и насущные вопросы: от обмена координатами доноров до проведения независимой исследовательской работы.

В повседневности члены группы стараются не отличаться от обычных людей: среди них есть юристы, официанты, учителя и врачи, многие из них весьма успешны. Практически никто из них не интересуется фильмами о вампирах, так как не отождествляет себя с вымышленными персонажами .

Им приходится держать свою особенность в тайне: никому не хочется прослыть извращенцем или чудовищем . Многие опасаются более серьёзных последствий, если станет известно, что они пьют кровь, например, лишиться работы или родительских прав.

Тем не менее, они предпочитают действовать, а не сидеть, сложа руки: собирают и по возможности анализируют как можно больше данных о своём заболевании, чтобы затем предоставить информацию в научные и медицинские центры. В таком случае появится шанс, что будет разработано альтернативное средство от их болезни. По крайней мере, проблема получит официальное название, и её не придётся скрывать от окружающих.

Вампирскому сообществу уже удалось добиться некоторых результатов в Америке: некоторыми из них заинтересовались научные учреждения разных штатов, проводятся первые исследования необычной болезни. Одним из первых пациентов стал 37-летний житель Атланты, который, став «кровопийцей», победил астму и в целом стал чувствовать себя значительно лучше .

За последние несколько лет появилось несколько публикаций о вампирах в таких авторитетных изданиях и крупнейших средствах массовой информации, как Critical Social Work и ВВС Future .

Публикации посвящены существованию вполне адекватных людей, страдающих данной особенностью организма. В статьях представлены результаты пока немногочисленных исследований и комментарии экспертов — научных сотрудников государственных университетов штатов Техас и Айдахо, неравнодушных к проблеме вампиризма.

Например, удалось установить, что у данного заболевания несколько иная природа, чем у хорошо известной медикам порфирии — редкой патологии, приводящей к дефициту красных кровяных телец и распаду гемоглобина . Внешние проявления имеют много общего с описанием мифических вампиров, возможно именно они и послужили прототипом многочисленных легенд.

Самые распространённые мифы о том, что вампиры боятся ультрафиолета и не переносят на дух чеснок, вполне обоснованы: прямые солнечные лучи обжигают истончённую кожу, а чеснок усугубляет симптомы. В запущенной форме порфирия приводит к деформации суставов — характерным скрюченным пальцам, потемнению кожи и волос, покраснению глаз от конъюнктивита, атрофии губ и дёсен, визуальному удлинению резцов — вампирских клыков, которые также иногда меняют цвет, приобретая красноватый оттенок.

Среди симптомов зафиксированы психические отклонения, коих не наблюдается у медицинских вампиров. Случаи летального исходя составляют 20% от общего числа больных. К счастью, это достаточно редкое заболевание: один такой диагноз на 100-200 тысяч человек (данные варьируются) . Бытует мнение, что сам граф Дракула, точнее, его прообраз Влад Цепеш был одним из носителей заболевания.

С лёгкой руки Брэма Стокера Дракула стал самым известным вампиром всех времён и народов . Его прототип Влад ІІІ Цепеш и в наши дни весьма почитаем в Румынии как воевода и правитель. Тем не менее, это имя вызывает двоякие чувства: он также славился невероятной жестокостью.

Цепеш в переводе означает «сажающий на кол» — красноречивое свидетельство, что его недруги не знали пощады, их ожидала медленная мучительная смерть. По некоторым данным, повелитель любил принимать пищу вблизи умирающих жертв.

Имя Дракул — «сын дракона» досталось ему вместе с титулом и престолом по наследству от отца Влада ІІ , произношение Дракула получило распространение во время его правления в XV веке.

В его биографии были и другие пугающие факты: Дракула хранил несметные сокровища в земле и под водой, ни один из тех, кто доставлял клады к месту захоронения, не оставался в живых. Так поступали колдуны-чернокнижники, заключившие союз с дьяволом.

В силу обстоятельств Дракула перешёл из православия в католичество, в те времена бытовало поверье, что вероотступник превращается в упыря . Зловещая репутация сохранилась за воеводой даже после : ходили слухи, что тело бесследно исчезло из могилы.

Сегодня трудно сказать наверняка, где здесь правда, а где художественный вымысел. Известно, что кровосмешение — одна из причин генетической патологии — было распространено среди знатных особ . У Дракулы был практически неограниченный и неконтролируемый доступ к крови, не исключено, что он использовал её также для магических ритуалов.

Следует заметить, что порфирия также долгое время оставалась непризнанной, лишь в середине прошлого века учёные начали воспринимать её всерьёз.

Научный мир призывает общество быть толерантным по отношению к современным вампирам, обращает внимание на сознательное и этичное поведение представителей групп. Взаимное доверие поможет исследованиям, направленным на поиски средства от этого малоизученного заболевания .

В культуре каждого народа можно встретить упоминания о кровососущих чудовищах. Однако, чтобы понять, существуют ли вампиры в реальной жизни, или они - просто плод фантазии людей, необходимо разобраться в самой сути этих созданий.

Основные характеристики вампиров

Вампир в мифологии народов Европы - низшее существо, которое оживало после смерти и питалось кровью человека или .

Разные предания приписывают им множество сверхъестественных умений. Среди них:

  • способность превращаться в животных;
  • умение насылать порчи и болезни;
  • нечеловеческая сила;
  • регенерация;
  • бессмертие.

Обращение

В Средние века люди верили, что таким кровожадным чудовищем можно не только родиться, но и стать. Поэтому условно их делят на категории:

  1. Перворожденные.
  2. Убитые насильственной смертью.
  3. Люди, заключившие контракт с Дьяволом.

Перворожденные

К данной категории принадлежат все порождения Тьмы, чьим рационом становится жизненная сила человека. Она включает в себя божеств и их прислужников, демонов и монстров, порожденных потусторонними силами.

Примерами таких существ выступают:

  1. Амам - демон в древнегреческой мифологии, который карал грешников. Он выпивал их жизненную силу, а само тело разрывал на куски.
  2. Кали - индийская богиня, символ разрушения. Считается одним из самых кровожадных божеств в индуизме.
  3. Чивататео - в ацтекской мифологии прислужники Лунных Божеств. Они похищали по ночам детей и выпивали их кровь.
  4. Сахмет - супруга Бог Птаха в египетской мифологии. Являлась покровительницей сражений. Считалось что она, мучимая жаждой, заставляла людей устраивать массовую резню, чтобы насытиться.
  5. Эмпусы - , помощницы Гекаты. Они заманивали детей, чьи родители прогневили богиню, в пещеры и там выпивали их кровь.
  6. Акшар - демоны шумерской мифологии. В основном охотились на детей и беременных женщин.

Убитые

Обычно это были взрослые люди, у которых остались незавершенные дела. Однако стать вампиром могли и дети, особенно некрещеные.

Характерные представители данной группы:

  1. Стрига - в молдавской и румынской мифологии повешенный человек, который превратился в вампира.
  2. - в мифологии славянских народов оживший мертвец, которого неправильно похоронили. Он каждую ночь вылезает из своей могилы и наносит вред людям и скоту. Согласно легендам, у него примитивные животные повадки, он не чувствует ничего, кроме голода, и не помнит кем был при жизни.
  3. Мора - некрещеная девушка, которая наложила на себе руки. Согласно славянской мифологии, она преследовала неверных мужей и нерадивых жен. Мора мстила им за то, что они не ценят того, чего у нее никогда не будет.
  4. Убор - возродившийся человек, которого несправедливо убили. В болгарской мифологии - это дух, который пылает жаждой мести своим обидчикам.

Обращенные

Существует также множество легенд, согласно которым люди намеренно заключали сделки с демонами и другими чудовищами, меняя свои жизнь и кровь на их помощь. Такие сделки обычно имели печальные последствия для людей. Они становились безмолвными рабами сущностей, и были вынуждены выполнять все их поручения.

Считалось также, что такими вампирами становились ведьмы и маги после своей смерти.

Защита

В зависимости от вида и характерных особенностей вампира способы борьбы с ним различались в разных верованиях. Однако можно выделить несколько, которые упоминают почти всегда.

К ним относятся:

  1. Чеснок. Люди верили, что эти создания плохо переносят его аромат, а потому его часто использовали в погребальных ритуалах. Обычно на шею покойника вешали бусы из чеснока или помещали его в рот.
  2. Осиновый кол. Считалось, что осина обладает магическими свойствами, а потому кол из этого дерева может упокоить воскресшую нечисть.
  3. Серебро. Гвозди, колья, цепи и остальные вещи, сделанные из серебра, также часто использовали при захоронении. Люди верили что, как и осина, оно обладает магическими свойствами и не даст мертвецу выбраться из могилы.

В разных литературных источниках также можно встретить упоминания о том, что в гробы клали серпа, косы или просто камни. Все это делалось для того, чтобы помешать вампиру покинуть свой гроб.

Людской вампиризм

Точно ответить на вопрос о существовании вампиров в реальной жизни, ученые смогли только в середине XX в. До этих пор мнения даже самых видных ученых расходились.

Первое упоминание

В XVIII в. были предприняты первые попытки научного определения вампиризма у человека.

Согласно найденным записям, в 1725 г. был похоронен землевладелец Петер Благоевич. Однако, меньше чем через месяц его односельчане начали умирать один за другим. Каждый из них говорил, что видел труп Петера, а спустя несколько дней, умирал сам. Для установления правды местные жители вызвали священника и военных. Выкопав гроб с его отелом, они обнаружили, что следы разложения почти не затронули его, но волосы и ногти на руках значительно отросли. А также вокруг рта виднелась засохшие потеки крови.

Отчет священника о расследуемом деле был доставлен в высшие инстанции, а затем напечатан в крупных газетных изданиях.

С этих пор люди, а особенно сельские жители, стали раскапывать могилы и протыкать кольями сердца умерших. Также появилось много обрядов для захоронения, чтобы избежать превращения мертвого человека в вампира.

Научное обоснование

Только после перехода медицины на более высокий уровень, учеными было установлено, что вампира, как мифического чудовища не существует, а все мистические проявления людского вампиризма можно объяснить с научной точки зрения.

Физические заболевания

Ряд болезней человека может вызывать симптомы, которые делают его похожим на вампира. В Средние века медицина не была настолько развита, а потому определить, что это физическое отклонение, а не проявление мистической силы было нельзя. Таких людей не лечили, а сразу подвергали уничтожению по незнанию.

Так, из-за комы или нарколепсии человек мог впадать в вегетативное состояние. В таком характерными особенностями такого состояния являются:

  • пониженное давление;
  • слабое поверхностное дыхание;
  • отсутствие реакции на внешние раздражители.

Определить, что он все еще жив, медицина на то время не могла и его хоронили. Благодаря вегетативному состоянию и запасам воздуха в гробу, смерть наступала через несколько часов, а то и дней. Из-за этого ожидаемая степень разложения отличалась от фактической.

Легко объяснить и «рост» ногтей и волос. После смерти в человеческом организме прекращается выработка глюкозы, что делает процесс деления клеток нереальным. Однако вместе с этим организм покидает и влага. Благодаря этому обнажается больше волос, а ногти кажутся длиннее.

Психологические заболевания

Иногда потребность пить кровь прослеживается у психологически неуравновешенных людей. Они также не принадлежат к темным существам, а просто являются больными.

Действия, продиктованные верой

Нередко ритуальные жертвоприношения, в частности обмен кровью, носили религиозный характер. Совершая обряд, верующие пользовались кровью и телами животных, а иногда и людей. Места таких церемоний могли находить и посторонние. Непосвященные не могли объяснить свои находки и приписывали их мифическим силам.

Классификация видов человеческого вампиризма

Клинические случаи проявления человеком желания крови или приобретения характерных внешних признаков можно поделить на такие группы:

  1. Физиологическое заболевание.
  2. Психологическое отклонение.
  3. Потребность в эмоциональном насыщении.

Физиологические заболевания

К болезням данной группы относятся такие:

  1. Порфирия.
  2. Кома.
  3. Нарколепсия.
  4. Бешенство.

Порфирия

Наследственное генетическое заболевание, приводящее к нарушению пигментного обмена и повышению содержания порфиринов в крови и тканях. Эта болезнь поражает внутренние органы и отражается на внешности человека.

К симптомам относят:

  1. Бледность кожи вследствие нехватки гемоглобина.
  2. Светобоязнь. Под воздействием ультрафиолета кожный покров разрушается, причиняя больному страдания.
  3. Разрушается структура хрящевой ткани: пальцы приобретают скрюченную форму, уши и нос заостряются.
  4. Губы истончаются, открывая резцы, а десна кровоточат.
  5. Зубы могут принимать розоватый оттенок.

Порфирия лечится только пересадкой косного мозга. Однако даже она не дает 100% гарантии.

Кома

Угрожающее жизни состояние, которое характеризуется резкой потерей сознания, отсутствием реакции на внешние раздражители, поверхностным дыханием и замедленным пульсом. Причинами может быть как травма, так и инфекция.

У больных наблюдается понижение уровня гемоглобина и как следствие обретение характерной вампирской внешности.

Нарколепсия

Физиологическое состояние, которое проявляется в медлительности, вялости, усталости. Больные испытывают непреодолимую дневную сонливость и страдают бессонницей по ночам. Иногда сразу после пробуждения или засыпания возникают галлюцинации.

Наше тело не способно долго выдерживать нарушение жизненного цикла. Из-за хронической усталости начинают проявляться вспышки агрессии, которые резко сменяются апатией.

Также это заболевание характеризуется отсутствием аппетита. В результате снижается уровень гемоглобина, что приводит к изменениям во внешности.

Бешенство

Это еще одна болезнь, которая может привести к проявлению характерных особенностей внешнего вида вампира.

К симптомам относятся:

  1. Угнетенное состояние, бессонница.
  2. Повышается чувствительность к внешним раздражителям: яркому свету, громким звукам.
  3. Появляется боязнь воды, галлюцинации, навязчивые идеи.
  4. Усиливается слюноотделение. Иногда жидкость из белой становится розоватой. Это говорит о наличии крови в слюне.
  5. Проявляется нездоровый аппетит. Желание употребить несъедобное или опасное. У больных наблюдается жажда крови и повышенная агрессивность.
  6. Паралич лицевых мышц и опорно-двигательной системы.

Данное заболевание смертельно.

Психологические отклонения

Появление склонности к вампиризму также можно объяснить с психологической стороны. В 1992 г. Ричард Нолл впервые описал случай человеческого вампиризма, причиной которого стало психическое отклонение его пациента. Позже это заболевание получило название синдром Ренфильда.

Он состоит из таких этапов:

  1. «Главный случай» - случайное действие или обстоятельство в результате которого больной ощутил вкус собственной крови и нашел его интригующим.
  2. Аутовампиризм. Человек наносит сам себе раны, чтобы понаблюдать за процессом кровотечения и снова ощутить тот неповторимый вкус. Он учится, как правильно вскрыть главные вены и артерии, чтобы получить более непосредственный доступ.
  3. Параллельно с этим развивается зоофагия - поедание живых существ или испитие их крови.
  4. Следующая стадия развития синдрома - появление навязчивой идеи испить крови другого человека.

Согласно статистическим данным подвергаются данному заболеванию преимущественно мужчины.

Энергетический вампиризм

Обычно, человек-донор сам теряет часть энергии и после общения с таким видом вампира испытывает усталость и апатию.

Люди, склонные к поглощению энергии другого человека, общительны и легко заводят разговор с незнакомцами. При отсутствии необходимой подпитки впадают в апатию и депрессию.

Вампиры в животном мире

Кольчатые черви

Среди этого вида гематофагами являются пиявки. Они питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и др. Нередко их используют в народной медицине для очищения ран и разжижения крови.

Нематоды

Членистоногие

У данного типа есть несколько подтипов, которые также являются гематофагами.

Ракообразные

Паукообразные

Многие семейства клещей принадлежат к гематофагам. Помимо дискомфорта, который они доставляют при питании, клещи также являются переносчиками разных тяжелых заболеваний.

Из пауков стоит выделить вид пауков-скакунов. Они предпочитают питаться насекомыми-гематофагами.

Насекомые

Это самая многочисленная группа настоящих вампиров в живой природе. К ней относятся:

  1. Двукрылые насекомые. Самки комара, слепни, мошки.
  2. Клопы. Постельные клопы и семейство Хищнец.
  3. Блохи.
  4. Некоторые представители отряда чешуекрылых и имаго.

Позвоночные

У данного типа есть три подтипа, где можно встретить представителей гематофагов.

Рыбы

Птицы

Млекопитающие

Среди млекопитающих гематофагам принадлежат вампировые летучие мыши. Всего насчитывается 3 вида:

  • обыкновенный вампир;
  • белокрылый вампир;
  • мохноногий вампир.

Все они проживают в Центральной и Южной Америке. Питаются они только свежей кровью млекопитающих, иногда нападают и на людей. Их слюна обладает анестезирующим свойством и во время укуса жертва ничего не чувствует.

Заключение

Существование мифического чудовища вампира впервые было описано в середине XVIII в., а вначале XIX в. учеными было опровергнуто его мистическое существование. В современном мире человеческий вампиризм можно встретить как один из симптомов физического или психологического заболевания. Также это явление распространено и в мире животных. Нет никаких доказательств

Сейчас очень популярны стали книги и фильмы о вампирах, их жизни и взаимодействии их с простыми людьми. После прочтения книги или просмотра фильма подростки часто задаются вопросом — существуют ли вампиры в наше время ? Откуда вообще взялись они, где было первое о них упоминание и грозят ли нам чем то подобные культы? Сегодня мы узнаем мнение одного ученого, а так же рассмотрим пару важных аспектов этого увлечения.

Для начала предлагаем вам ознакомиться с видео, записанного с американского телеканала, в котором поднимается вопрос увлечения вампирами среди подростков. Что может быть в этом опасного?

Откуда же взялись сами вампиры с точки зрения истории? Существуют ли они на самом деле?
Вампиры - мифологическая или фольклорная нечисть. Являются нежитью, питающимися человеческой и/или животной кровью. Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.

Народные поверья о вампирах
Похоже, что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение. Вампира можно убить, вонзив кол или что-то серебряное (пулю, кинжал) в сердце или сжечь.

Славянские вампиры
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься.
Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир, включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом.

Вампиры, как и остальная «нечистая сила» славянского фольклора, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой (либо экзорцизма, обряда изгнания нечистой силы).
С именем сербского вампира Савы Савановича (Sava Savanović) широкую общественность ознакомил Милован Глишич (Milovan Glišić) в своём романе «Девяносто лет спустя» («Posle devedeset godina», «Ninety Years Later»). Другой «Дунайский вампир» Михайло Катич стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в «Ордене Дракона» (там же состоял и отец Дракулы), а ещё благодаря своей привычке - очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в XV веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий он до сих пор блуждает где-то неупокоённым.

В старорусской анти-языческой работе Слово Святого Григория (написанной в XI-XII веке) заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам.

Румынские вампиры
Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.
Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).
Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.
Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Цыганские верования в вампиров
Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма Стокера «Дракула», в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.

Прародина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет - это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишача (pishacha) - немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается» непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении.

Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови - это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga) сражались с демоном Рактабиджа (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.
Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию в ночь на 25 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Поскольку святилище Сары Кали находится под землёй, местные жители издревна с подозрением относились к ночному поклонению «цыганской святой», и среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские оргии.

Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (mullo) (мертвец, покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа.

Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным аппетитом.
Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.

Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.

Согласно покойному сербскому этнологу Татомиру Вукановичу ((Tatomir Vukanović)), цыгане из Косово верили, что вампиры невидимы для большинства людей. Однако они могли быть увидены «братом и сёстрой, которые близнецы, родились в субботу и надели свои подштанники и рубашки шиворот навыворот». Так что поселение могло быть защищено от вампиров, если найдут таких близнецов. Эта пара ночью могла увидеть вампира на улице, но сразу после того, как вампир их увидит, ему придётся убегать.

Некоторые общие черты вампиров в фольклоре
Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур.
Вампир - относительно бессмертное существо, убить его можно, но он - не стареет. В различных произведениях европейского фольклора упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Вампир - это сверхъестественное существо и обладает физической силой, которая во много раз превосходит силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях.

Внешность европейского вампира состоит в большей степени из особенностей, по которым его можно отличить от обычного трупа, стоит только вскрыть могилу подозреваемого вампира. Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу (возможно и бледную), он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся.
Наиболее обычные способы уничтожить вампира - это вонзить осиновый кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили вверх ногами, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Китайские рассказы о вампирах также утверждают, что если вампир наткнётся на своём пути на мешок риса, он/она пересчитает все зёрна. Подобные мифы записаны и на индийском полуострове. Южноамериканские рассказы о ведьмах и других видах злых или вредных духов и существ также говорят о подобной склонности их героев. Известны случаи, когда людей, подозреваемых в вампиризме, хоронили вниз лицом, а в рот заталкивали большой кирпич, либо камень. Такие останки обнаружила в 2009 году итало-американская группа ученых-археологов в историческом центре Венеции. Останки предполагаемого вампира с вбитым в рот кирпичом.

Предметами, защищающими от вампиров (так же как и от других сверхъестественных существ) были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южноамериканским суевериям. В восточных легендах от вампиров часто защищали священные вещи типа печати Синто.

Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков, змей, сов, воронов и многих других. Вампиры из европейских легенд не отбрасывают тени и не имеют отражения. Возможно, это связано с отсутствием души у вампира.

Есть поверье, что вампир не может войти в дом без приглашения. В частности, это упоминается в романах С. Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», Стивена Кинга «Жребий», сериалах «Дневники вампира», «Баффи истребительница вампиров», «Ангел», «Настоящая кровь» и аниме-сериале «Усопшие» (Shiki). А также в фильмах «Участь Салема», «Впусти меня» и «Ночь страха».
В христианской традиции вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

Споры о вампирах в XVIII веке
В XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.

Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали Петера Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.
В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны.

Тем не менее Антуан Августин Кальме (Antoine Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию работы в 1751 году, Кальме был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой. Какими бы ни были личные убеждения Кальме, его явная поддержка веры в вампиров имела в то время значительное влияние на других учёных.

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

Новая Англия
В XVIII-XIX веках вера в слух про вампиров дошла не только до ушей короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам своей семьи становились причиной заболевания этой болезнью. Наиболее известный (и последний записанный) случай был с девятнадцатилетней Мерси Браун, которая умерла в американском Эксетере в 1892 году. Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил её из гробницы через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезано и сожжено в пепел. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе «Дракула».

Современные верования в вампиров
Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

В современном фольклоре Пуэрто Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в середине 1990-х.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя (Eric Chiwaya), основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

В Румынии в феврале 2004, некоторые родственники покойного Тома Петре (Toma Petre) опасались, что он стал вампиром. Они вытащили его труп, вырвали его сердце, сожгли его и смешали пепел с водой, чтобы потом это выпить. В январе 2005 года появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме, Англия. Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой.

В 2006 году американский математический физик Костас Эфтимиу (англ. Costas J. Efthimiou) (доктор философии по математической физике, доцент Университета Центральной Флориды) вместе со своим учеником Сохангом Ганди (англ. Sohang Gandhi) издали статью, которая использовала геометрическую прогрессию, чтобы попытаться разоблачить особенности питания вампиров, утверждая, что если каждое кормление вампира порождает ещё одного вампира, то это лишь вопрос времени, когда всё население Земли будет состоять из вампиров, либо когда вампиры вымрут. Однако идея о том, что жертва вампира сама становится вампиром, появляется не во всём вампирском фольклоре, и не является общепризнанным среди современных людей, верящих в вампиров.

Природный феномен, распространивший веру в вампиров
Вампиризм из фольклора обычно связывался с серией смертей из-за неопределённых или загадочных заболеваний, обычно в одной и той же семье или в одном маленьком сообществе. Эпидемиальный характер очевиден в классических случаях с Петером Плогожовицем и Арнольдом Паоле, а также в случае с Мерси Браун и в вампирских суевериях Новой Англии в целом, когда специфическое заболевание, туберкулёз, ассоциировалось со вспышками вампиризма (см. выше).
В 1725 году Майкл Ранфт (Michaël Ranft) в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» впервые сделал попытку объяснить верования в вампиров естественным путём. Он говорит, что в случае смерти каждого крестьянина, кто-то другой (скорее всего человек, имевший какие-либо отношения с умершим), кто видел или трогал труп, в конце концов умирал либо от этого же заболевания, либо от безумного бреда, вызванного одним только видом покойного.

Эти умирающие люди говорили, что умерший являлся им и пытал их различными способами. Другие люди в этой деревне выкапывали труп, чтобы посмотреть, что он делает. Ранфт дал следующее объяснение, когда говорил о случае Петера Плогожовица: «Этот храбрый человек погиб внезапной насильственной смертью. Эта смерть, какой бы она ни была, могла спровоцировать у выживших видения, которые были у них после его смерти. Внезапная смерть породила беспокойство в семейном кругу. Беспокойство было в паре со скорбью. Скорбь приносит меланхолию. Меланхолия становится причиной бессонных ночей и мучительных снов. Эти сны ослабляли тело и дух до тех пор, пока болезнь в конце концов не приводила к смерти».

Некоторые современные учёные возражают, что истории о вампирах могли появиться под влиянием редкого заболевания, называемого «порфирия». Эта болезнь портит кровь, нарушая воспроизводство гема. Считалось, что порфирия была наиболее распространена в маленьких деревнях Трансильвании (примерно 1000 лет назад) где возможно имело место близкородственное размножение. Утверждают, что если бы не эта «болезнь вампиров» - не было бы мифов ни о Дракуле, ни о прочих кровопиющих, светобоящихся и клыкастых персонажах. Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии - это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч), причём, если она зафиксирована у одного из родителей, то в 25 % случаев ею заболевает и ребёнок. Также считается, что болезнь является следствием инцеста. В медицине описано около 80 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. Эритропоэтическая порфирия (болезнь Гюнтера) характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца, что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию.

При порфирии небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. Кожа начинает приобретать коричневый оттенок, становится всё тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов со временем кожа покрывается шрамами и язвами. Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека. Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания.

Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Ещё один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться красными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих её форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века.

Есть сведения, что в Средние века, якобы, больных лечили свежей кровью, дабы пополнить дефицит красных телец, что, конечно, невероятно, так как употреблять в таких случаях кровь «перорально» бесполезно. Страдающие порфирией не могли есть чеснок, так как сульфоновая кислота, выделяемая чесноком усиливает повреждения, вызываемые заболеванием. Заболевание порфирии может быть вызвано и искусственным путём, путём употребления некоторых химических препаратов и ядов.

Некоторые формы порфирии связаны с неврологическими симптомами, которые могут вызвать психические расстройства. Однако предположение что страдающие порфирией страстно желают гема из человеческой крови или что потребление крови может уменьшить симптомы порфирии, основаны на серьёзном недопонимании заболевания.

Бешенство - это ещё одно заболевание, связанное с вампирским фольклором. Страдающие этой болезнью избегают солнечного света и не смотрят в зеркала, а возле рта у них вспенившаяся слюна. Иногда эта слюна может быть красной и напоминать кровь. Однако, как и в случае с порфирией, нет свидетельств, указывающих на то, что бешенство могло вдохновить на легенды о вампирах. Некоторые современные психологи выделяют расстройство, называемое «клинический вампиризм» (или синдром Ренфилда (англ. Renfield), в честь поедающего насекомых приспешника Дракулы из романа Брэма Стокера) при котором жертва одержима питьём крови людей или животных.

Было несколько убийц, которые осуществляли похожие на вид вампирские ритуалы над своими жертвами. Серийных убийц Петера Кюртена (нем. Peter Kurten), терроризировавшего окрестности Дюссельдорфа (иногда его называли немецким Джеком Потрошителем), он подстерегал своих жертв на просёлочных дорогах, убивал их и выпивал их кровь, и Ричарда Трентона Чейза (англ. Richard Trenton Chase) в бульварной прессе называли вампирами, после того как их обнаружили пившими кровь убитых ими людей. Были и другие случаи проявления вампиризма: в 1974 году был пойман 24-летний Вальтер Локк, похитивший 30-летнего электрика Хельмута Мэя он прокусил вену на его руке и выпил чашку крови. В том же году полиция Англии даже получила приказ о патрулировании кладбищ и о поимке подобных субъектов. До этого, в 1971 году, случился судебный прецедент, имеющий отношение к проявлению вампиризма, в одном из городков Северного Уэльса местный магистрат вынес судебное решение, запрещающие рабочему фермы Алану Дрейку пить кровь.

Поиски вампиров в могилах
Когда гроб подозреваемого в вампиризме вскрывали, иногда обнаруживалось, что труп выглядел необычным образом. Это часто воспринималось как доказательство вампиризма. Однако трупы разлагаются с разной скоростью, в зависимости от температуры и состава почвы, и некоторые признаки разложения не являются широко известными. Это приводило охотников за вампирами к ложному выводу, что мёртвое тело не разлагалось вовсе, или к интерпретации признаков разложения как признаков продолжающейся жизни.

Трупы распухают из-за того что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид - изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.

У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп - это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук, когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии, ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица - появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.