Тестирование объектива перед покупкой. Важные рекомендации проверки объектива перед покупкой как с рук, так и в магазине Проверка объектива перед покупкой

Зачем покупать б.у когда можно купить новый, ну скорее всего из экономии.

Где купить б.у объектив? молоток, авито, из рук в руки. Можно и на ебее, но с интернет покупкой без осмотра объектив сложно проверить, потому так покупать можно, когда есть уверенность в том, что у Вас есть возможность устранить в объективе неисправности скрытые продавцом.

На что следует обратить внимание при покупке объектива "с рук"?

Конечно, речь идет о не очень дорогих объективах. Дорогие эльки, наверное, лучше покупать новыми или брать в аренду, благо, такая услуга есть и по ценам вполне приемлемо.

Ну а теперь к техническим нюансам. Много я видел объективов, много их поковырял.

Первое - у кого Вы покупаете объектив, на манеру разговора и прочее. А лучше на внутреннюю интуицию. Ведь как у всех творческих профессий у фотографа развита интуиция, особенно на людей, не пренебрегайте этим.

Если Вам не нравится продавец, просто не покупайте. Ведь покупка у неприятного индивида не будет в радость и это потом передадут Ваши фото.

Линзы - основная деталь объектива, под углом осматриваем поверхность на предмет царапин, а также проверяем просветляющий слой должен быть ровным. Пыль на поверхности приемлема, но лучше взять с собой инструмент для чистки оптики, так как на поверхности могут оказаться пятна, которые продавцом будут объясняться попаданием капелек дождя, а на самом деле могут оказаться повреждениями просветляющего слоя.


Имейте при себе фонарик (можно использовать вспышку мобильного телефона в режиме подсветки) для того чтобы осмотреть меж линзовое пространство, к нему такие же рекомендации как и к поверхности. Единственное, если заметили отпечаток пальца на линзе, попробуйте удалить его (инструмент то мы взяли), не удаляется - значит, он с другой стороны линзы, то есть объектив разбирался и очень халтурным мастером, отказывайтесь не задумываясь.

Кстати, пыль в меж линзовом пространстве говорит об интенсивном использовании объектива, а не то что он год лежал в коробке, по уверению продавца.

Вычистить ее без разборки невозможно! Многие уверяют, что она не влияет на качество картинки, тогда почему мы так бережно храним наши объективы от пыли??? При определенном попадании света пыль даст такой непредсказуемый эффект, что...

Внимательно осмотрите корпус - сколы и глубокие царапины на корпусе неприемлемы, они появляются от падений и ударов, что не добавляют срока службы.

Нет сколов и царапин, переходим к осмотру винтиков. На них также не должно быть царапин. Если винтики черные, то они должны быть однотонными - без проблесков и разных оттенков, это хоть как-то гарантирует, что объектив не ремонтировался.

Многое уже проверили, может теперь пробный кадр?

Рановато, переключите объектив в режим ручной фокусировки и покрутите кольцо. Заеданий и непонятных звуков (шелестов) быть не должно. Переключите в авто режим и плавно и мягко, но уверено, покрутите кольцо фокуса, заедания, рывки и треск говорят о скорой кончине узла фокусировки. Проверив фокус-узел, также проверьте зум.

Осмотрите контакты, продавец говорит, что пользовались один раз после покупки, а на контактах явно выраженная канавка? продавец, мягко говоря, лукавит.

Крышечки тоже не обойдите вниманием, сколы и царапины появляются от долгого или небрежного обращения. Естественно, крышка может быть от другого объектива, ну на сей счет, поинтересуйтесь у продавца.

Вот теперь пристегиваем объектив к тушке. Фотик не воспротивился? Не выдал ошибку? Значит электронику можно считать исправной, до поры до времени))) Ошибку фотик может дать и на проверке диафрагмы, и на автофокусировке, и при срабатывании затвора.

Ставим колесико режимов на "М" и зажимаем максимально диафрагму, то есть ставим самое большое число, какое возможно, затем несколько раз нажимаем на кнопочку расположенную на тушке под объективом, для ее закрытия. Смотря в объектив можно увидеть как реагируют лепестки. Мягко и без скрежета - это хорошо, в обратном случае не стоит брать этот объектив. На лепестках не должно быть потертостей, искривлений и масла.

Ну а теперь контрольные снимки. Фокусируемся в авто режиме на ближний объект и снимаем. Учитывайте минимальное расстояние фокусировки данного объектива, указывается на корпусе, обычно, после цветочка - это минимальное расстояние от объекта до фокальной плоскости фотоаппарата, то есть до матрицы, на котором данный объектив может сфокусироваться. Потом фокусируемся на самый дальний объект. Все должно происходить относительно быстро, если объектив тупит, подумайте об отказе от него. У разных моделей объективов и при разной степени освещенности скорость фокусировки может варьироваться.

Все проблемы при выборе б.у. объективов сводятся к одному: объективом пользовались. А это значит, что им много фотографировали, ставили и снимали с камеры, где-то хранили, попадали с ним под дождь, много и часто крутили зум, протирали линзы… Как же выбрать б.у. объектив и не вляпаться? На что обратить внимание при покупке? Как определить мёртвое стекло? После основательной и рассказа о том, меня завалили вопросами про объективы, и спустя время я наконец-то решился написать соответствующую статью. В ней разложил по полочкам основные проблемы, которые возникают при выборе б.у. объективов, и попытался рассказить, как с ними не столкнуться.

Отсутствующие крышки/бленды

Перед осмотром б.у. объектива посмотрите в интернете, идёт ли с ним в комплекте бленда . Если идёт, то спросите у продавца её.

Само по себе отсутствие бленды — не решающий фактор, но к дорогим моделям бленду найти очень тяжело, а часто и дорого, поэтому отсутствие оного девайса — отличный повод поторговаться.

Что касается крышек, у любого продаваемого объектива всегда должны быть в наличии 2 крышки, передняя и задняя. Без задней крышки покупать объектив ВООБЩЕ нельзя, за переднюю можно торговаться (если у объектива на затёрто просветляющее покрытие и нет отпечатков пальцев, в противном случае покупать стекло не стоит). Кроме того, помните: крышки большого диаметра и нестандартных размеров (62, 68, 77, 82 мм) бывает найти достаточно трудно. Скорее всего, вам придётся заказывать их на ebay или ещё где. А если вы покупаете объектив третьих фирм (Tokina, Sigma, Tamron и так далее), то вы с большой вероятностью вообще не сможете найти на него крышечку с нужным вам названием фирмы. Придётся купить или крышку без надписи, или с моделью вашего фотоаппарата.

Если объектив хранили без крышек , то практически 100% вероятность того, что у него будет повреждено просветляющее покрытие, будет множество микроцарапин на задней линзе (а это ооооочень плохо), в механизмах будет полно пыли, которая потом перекочует в шахту фотоаппарата и во внутренности объектива.

Затёртое просветляющее покрытие на задней линзе

Первая проблема, она же главная. На стёклах любого более-менее современного объектива есть просветляющее покрытие, которое делает изображение более резким, избавляет его от хроматических аберраций и комы, устраняет зайцы и блики, и, как следствие, позволяет объективу быстрее фокусироваться. При осмотре б.у. объектива стоит очень внимательно к этому относиться.

Как проверить просветляющее покрытие? Возьмите объектив, поверните его передней линзой к свету и посмотрите на отражения, которые в нём возникают. Вы увидите радужные блики, чаще всего фиолетового цвета. Иногда бывают зелёные, но самое главное — при небольшом повороте объектива вы должны увидеть, что эти блики равномерны на всей плоскости передней линзы.

Если вы видите неравномерности в отражении, блик прерывается или ступенчато меняет цвет в разных частях линзы, то с просветляющим покрытием проблемы. Визуально это выглядит как затёртое, неопрятное стекло. Чаще всего страдает центр линзы.

Отпечатки пальцев на линзах объектива

Также на просветляющем покрытии могут быть видны отпечатки пальцев: соли и жиры, содержащиеся на руках, в некоторых случаях могут реагировать с просветляющим покрытием, и тогда отпечаток остаётся на линзе навсегда. Если при осмотре объектива вы обнаружили на линзах отпечатки пальцев или рук, стоит насторожиться: во-первых, с прибором обращались не бережно, во-вторых, скорее всего, вы уже никогда не сможете их оттереть (даю гарантию, что продавец пытался это сделать, но не смог).

Отпечатки пальцев тоже ухудшают качество картинки, уменьшают контраст, резкость, и вообще.

Пыль на линзах

Осматривая объектив на свету, обратите внимание на количество пыли. Наличие нескольких пылинок снаружи на передней и задней линзах — не страшный симптом. Пыль может появляться на линзах, это норма. Вы можете тут же, при продавце, сдуть пылинки грушей. Не надо лезть туда кисточкой, чтобы не нервировать продавца и не дать ему повода для спекуляций. Займётесь этим потом.

Пыль на внешней стороне передней линзы практически не влияет на картинку до той поры, пока вы не начинаете фотографировать при ярком контровом освещении. Стоит в кадр попасть солнцу или другим ярким источникам света, каждая пылинка начинает бликовать. Как минимум это ведёт к потере контраста, а как максимум — к полному его отсутствияю, невозможности фокусировки в солнечный день, некрасивым бликам и зайцам при попадании в кадр ярких источников света.

Пыль на внутренней линзе объектива (той, которая ближе к фотоаппарату) влияет на картинку более ощутимо: при закрытой диафрагме на снимках могут появляться серые точки пылинок.

Сдув пыль с наружной стороны линз, откройте диафрагму объектива и посмотрите его на просвет.

Как открыть диафрагму объектива Canon/Nikon? — напишу статью позже.

Оцените количество пылинок, которые осели внутри объектива . Небольшое количество пыли на внутренних линзах — норма для любого более-менее старого объектива, но не норма для топовых моделей ведущих производителей фототехники. Помните, что, покупая бюджетное стекло, вы заведомо миритесь с его слабой (или отсутствующей) пылевлагозащитой. У дорогих стёкол (например, Nikkor 24-70 2.8G, Canon 24-70 2.8, Nikkor 70-200 2.8G, Canon 70-200 2.8, Canon 85 1.2, Nikkor 85 1.4G и т.д.) пылевлагозащита находится на совершенно другом уровне, а значит наличие пыли внутри может свидетельствовать о неаккуратной эксплуатации в грязных условиях, либо о кустарном ремонте (смотрите внимательно болты). Строго говоря, это еще не повод отказываться от покупки, но повод поторговаться или призадуматься. 2-3 пылинки никак не повлияют на картинку.

Если же пыли очень много , от покупки лучше отказаться.

Пыль внутри объектива ведёт к потере контраста, а чистка его в сервисе может обернуться для вас половиной стоимости объектива, при этом результат не гарантирован: может статься, что забранный из сервиса объектив вообще не будет фокусироваться, и вы ничего не докажете.

Общий износ объектива от нормального использования


Объективы изнашиваются не так быстро, как фотоаппараты, и поэтому зачастую работают долгие и долгие годы. Однако, тут есть некоторые нюансы.

Осматривая объектив, потрясите слегка его возле уха в тихом месте и внимательно послушайте: постукивание в недрах устройства свидетельствует о том, что механизм уже «устал». Если речь о недорогих объективах, то это чуть ли не норма, но если вы выбираете линзу старшей модели, стоит призадуматься.

Покрутите кольца зума, фокусировки и регулировки диафрагмы (все, что есть): каждое кольцо должно вращаться плавно, равномерно, с постоянным и ровным усилием, слегка «вязко», но не тяжело. Если при вращении кольца ощущаются рывки и подклинивание, если кольцо сидит не жёстко и болтается, это может говорить о сильной выработке механических частей.

Переключите все выключатели объектива, которые есть (мануальный фокус, стабилизатор, ограничение дистанции фокусировки). Они должны включаться упруго, мягко, без хруста, с чётким (и даже приятным) щелчком. Если переключатели подклинивают, переключаются с разным усилием, хрустят, это может сказать вам об их износе, песке внутри объектива, либо об общем износе объектива.

Недорогие объективы не предназначены для постоянного многочасового использования в жёстком профессиональном режиме, т.к. все их рабочие механизмы изготовлены из пластика или не слишком качественного металла. Как следствие, если объектив не из профессиональной линейки попадает в руки к профессионалу, очень быстро объектив разбалтывается, механизмы зума и фокусировки приобретают люфты, начинает болтаться даже блок линз, что приводит к нарушению плоскости фокусировки (полкадра могут быть нерезкими) и к возможной поломке (разрывы шлейфов, заклинивание зума, залипание диафрагмы,)


Осмотрите пластик и металл объектива. Как правило, производители покрывают его приятным глазу и руке матовым напылением. Оно может быть равномерным или состоять из небольших текстурных «капелек», но должно быть достаточно равномерным по всему объективу.

От долгого профессионального использования, неаккуратного хранения и переноски матовое напыление на пластиковых и металлических деталях полируется и становится блестящим. При этом выпуклые части блестят сильнее, чем все остальные. Вообще такая затёртость подержанных объективов не является чем-то криминальным. Однако, если продавец уверяет, что объективом практически не пользовались, то знайте: врёт. Можно как минимум торговаться.


Осмотрите резинки. Резиновые кольца зума, фокусировки и другие (если есть) должны сидеть плотно, не проворачиваться при использовании объектива, выглядеть аккуратно.

Как правило, проблема разбухших и растянутых резинок свойственна объективам фирмы Nikon. От постоянной эксплуатации резинки пропитываются кожным салом и другими компонентами, выделяющимися на руках фотографа. В результате резина разбухает и вытягивается, кольца начинают проворачиваться и даже сваливаться с объектива, выглядят неопрятно. Само по себе это, опять же, норма для старых объективов. Но если продавец уверяет, что объективом «пользовалась бабушка раз в год на Пасху», то не верьте: разбухшие резинки возникают от реально частого и интенсивного использования. Торгуйтесь.

Кстати, мой опыт подтверждает, что разбухшие резинки можно спасти : достаточно замочить их минут на 10-15 в бензине для зажигалок или очищенном бензине «Галоша», после чего вынуть, просушить сутки и примерить обратно. Если резинка всё ещё велика, процедуру повторять до победы.

Механические повреждения объектива

Если нормальные следы использования, как правило, не являются существенной помехой при покупке объектива, то механические повреждения уже должны вас насторожить. Они могут свидетельствовать о том, что объектив побывал в серьёзных переделках. Правда, бывают повреждения как серьёзными, так и не очень.

Осмотрите пластик и металл на предмет царапин .

Лёгкая потёртость в нижней части объектива (где обычно серийный номер) — практически норма для б.у. линз, ведь камера вместе с объективом, как правило, именно этой частью прикасается к поверхностям, на которых лежит.

Неглубокие царапины на краске и пластике должны насторожить вас в чуть большей степени: они свидетельствуют о том, что объектив не слишком бережно хранился и, возможно «летал».

Гораздо серьёзнее нужно относиться к следам резких ударов на углах объектива : внимательно осмотрите переднюю кромку, на которую обычно прикручиваются фильтры и цепляется крышка. Именно переднему краю чаще всего достаётся при неосторожном обращении, когда фотоаппарат, вися на шее фотографа, встречает разнообразные препятствия в виде других фотографов, деревьев, камней (в походе) и т.д.

И уж совсем серьёзно задуматься нужно, если есть царапины на линзах.

  • Царапина на задней линзе (даже самая маленькая!) — это всё, это конец. Покупать такой объектив можно только за бесценок.
  • Царапина на передней линзе не столь фатальна: если она не прямо в центре, а ваш объектив имеет фокусное расстояние от 50мм и больше, то вряд ли вы когда-нибудь заметите хоть сколько-то сильного влияния царапины на изображение. Но вот если вы рассматриваете широкоугольный объектив (обычно в диапазоне 8-28мм), то царапина может очень сильно попортить вам настроение. Солнце, попавшее в кадр, будет иметь вид блямбы вместо красивой 9-лучевой (6,8,13-лучевой) звезды, а если вы снимаете интерьер, и у вас много источников света, то вы рискуете получить полный букет зайчиков, которые вряд ли будут украшать ваше фото.

Если вы собираетесь профессионально расти в пейзажной и интерьерной фотографии, то проследите, чтобы чистота передней линзы была идеальна.


Осмотрите байонет объектива (ту часть, которой он крепится к камере). На младших моделях объективов (которые, как правило, идут в комплекте с недорогими камерами) байонет пластиковый, и от интенсивного использования с частой сменой объективов пластик истирается, на нём появляются вмятины, борозды, и объектив перестаёт жёстко «держаться» в своём гнезде. Это негативно влияет на плоскость резкости, может привести к нарушению контакта с камерой. Объектив с убитым байонетом брать нежелательно.

Объективы. Особенности, отличия, проблемы.

Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Ваш фотоаппарат – сложный механизм, состоящий из микросхем и технических узлов. Но, читатели, чтобы понимать, как с ним работать, хотя бы общее его устройство нужно знать.

Есть еще одна важная причина необходимости более полной информации о собственной камере – это возможность проверить ее функции и состояние в магазине, непосредственно перед покупкой.

Напоминаю, что в одной из статей мы уже занимались , но те советы касались в целом всего фотоаппарата. Давайте еще раз повторим, на какие важные аспекты работы техники стоит обратить внимание. Это:

  • Внешний вид (без царапин, пятен и т.д.);
  • Корректная работа всех автоматических и ручных настроек;
  • Точность и исправность фокусировки;
  • Количество “битых” пикселей.

Сегодня будет представлен более конкретный разбор: как проверить объектив перед покупкой.

Первичный осмотр

Взяв объектив в руки, внимательно посмотрите на него с разных сторон. Нет ли царапин, потертостей? Клеммы могут многое рассказать о том, использовался ли объектив когда-либо.

Даже на новенькой оптике может быть пара царапинок – нестрашно. А вот целая дорожка из них считается четким показателем постоянных манипуляций с фотоаппаратом и объективом.

Вмятины и трещины свидетельствуют о том, что объектив роняли или сильно ударяли по нему. Даже активная тряска очень негативно сказывается на внутренних настройках. Дополнительно проверьте винты и крепления: деформации там появляются на тех экземплярах, которые уже побывали в ремонте.

Теперь обратите внимание на стекло. Под определенным углом к свету на нем (и за ним, внутри объектива) можно заметить ворсинки и пузырьки. Допускается малое их количество на технике. Маленькие царапины на передней линзе невредны для фотографии, в отличие от задней, которая ближе всего к матрице или пленке.

Внутри оптики всегда будет присутствовать пыль, защититься от нее полностью невозможно — так что не расстраивайтесь!

Настоятельно рекомендую не только окинуть взглядом ваше приобретение, но и активно все покрутить: все кольца должны хорошо вращаться, плавно, но не слишком свободно. И байонет на объективе (плюс внешняя вспышка и светофильтры), и объектив на камере должны крепиться на совесть.

Состояние электроники

Сюда относится проверка всех функций камеры. И чтобы это было проще и нагляднее сделать, сфотографируйте что-нибудь с разными настройками. Просмотрите меню, все режимы, включая ручной. В магазине не стоит стесняться спрашивать что-либо у консультанта и осуществлять самостоятельную проверку. Важно оценить качество работы:

  1. (ББ) и цветопередачи.

Эти основные показатели должны работать соответственно своему назначению. Так, диафрагменные лепестки должны открывать или закрывать отверстие объектива в зависимости от выставленного значения и влиять на видимость объектов в кадре.

Выдержка должна уметь замораживать движение и предметы в кадре, делая их резкими и четкими, или же размывать. Повышение или понижение ИСО должно оказывать влияние на освещенность кадра, а ББ правильно передавать цвета и оттенки реальности.

Тестирование фокусировки

Несомненно, фокусировка играет не последнюю роль в создании картинки высокого уровня. Фокусировка позволяет выделить нужный объект и сделать его максимально четким, при этом остальное может быть размытым и являться лишь фоном. И она должна работать правильно: именно та точка, область, куда попадает фокус, и должна быть в резкости, отчетливой и с различимыми деталями.

Можно говорить о двух типах смещенного фокуса, которые встречаются у фотоаппаратов. Бэк-фокус обозначает задний фокус, а фронт – передний. Следовательно, при наведении точки фокусировки на предмет, эта точка (или область) смещается и оказывается позади или спереди, но не на самом объекте. А раз изменился фокус, значит, стала совершенно иной глубина резкости.

Чтобы проверить этот параметр, нужно навести камеру на , имеющую шкалу. И сфотографировать ее на открытой диафрагме, стабилизатор выключен, а фотоаппарат ставится на штатив. Для точности оценки изображение лучше изучить в увеличенном масштабе на компьютере.

Различным объективам свойственны свои, большие или меньшие, погрешности фокуса. По шкале вы должны оценить, насколько делений объектив не попал в нужную точку.
Если в реальной съемке объект находится далеко, то иногда идеально точно сфокусироваться на него просто невозможно. И возникает, например, передний фокус, тогда главный герой фотографии становится если и не размытым, то не вполне четким при скрупулезном рассматривании.

В принципе, это нельзя назвать ошибкой, но бывают случаи более печальные, с серьезными отклонениями от нормы. Поэтому и авто, и ручной режим объектива на бэк (фронт) фокус проверяйте обязательно.

“Болезни” объектива

Объективы несовершенны. И в силу того что они не могут сравниться с устройством человеческого глаза, то обладают некими проблемами в восприятии. Чаще всего говорят о двух видах аберрации:

  • геометрические;
  • цветовые искажения на изображении.

В первом варианте прямые линии на итоговом кадре могут получиться вогнутыми и выпуклыми, что особенно характерно широкоугольным объективам.

В другом виде цвета подвергаются таким изменениям, что появляются некие сине-фиолетовые ореолы вокруг объектов с высоким контрастом.

Иногда дополнительно появляется эффект виньетирования, когда края кадра кажутся слегка затемненными. В силу слишком закрытой диафрагмы, на углы фотографии света попадает мало, отсюда эти участки будут темными по сравнению с остальными.

Проверить ”болезни” довольно просто. Не нужно искать какие-то специальные изображения, на обычных снимках все будет хорошо видно. Сфотографируйте здания, удаленные на определенное расстояние от вас. Вы заметите, что их стены не являются идеальными прямыми.

Чтобы посмотреть хроматические аберрации, достаточно сделать кадр чего-либо на фоне яркого неба или другого источника света. Приблизите кадр и увидите цветное свечение объекта, которого на самом деле нет, оно лишь на фото.

Отдельная история касается ситуации, когда объектив покупается с рук, то есть б/у. Здесь все описанные пункты также обязательны к выполнению, проверка должна быть еще более тщательной, чтобы избежать в будущем неприятных сюрпризов. При этом придираться все же нужно в меру, ведь вы прекрасно понимаете, что оптикой уже пользовались, возможно, не один месяц и даже год.

Серьезную помощь в защите вашего объектива от пыли, грязи, царапин и попадания большого количества солнечных лучей вам окажет специальный фильтр. Я лично почти сразу после покупки приобрел УФ-фильтр и не жалею. Он прозрачный, на цвета изображения никак не влияет, абсолютно не мешает. С ним моя оптика чувствует себя прекрасно и всегда чистенькая.

Продолжая данную тему, хочу вам посоветовать, отличный курс, который зарекомендовал себя среди фотографов. Он специально предназначен для новичков, для тех, кто только начинает осваивать основы фотографии. В нем собраны практические советы по настройке и использования зеркальной фототехники. Называется он «Моя первая ЗЕРКАЛКА ».

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев зеркального фотоаппарата CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев зеркального фотоаппарата NIKON.

На этом говорю, до свидания. Всем пока! Заходите на мой блог, подписывайтесь и скоро вас ожидают новые интересные статьи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

При покупке. Дело в том, что проблем с современными объективами хватает: неработающий или неточный автофокус, пыль под передней линзой, внешние повреждения наконец. Так на что же стоит обратить внимание? Рассмотрим шаги, которые стоит выполнить, когда вы покупаете объектив.

Проверяем внешний вид

Это самое очевидное, но, не смотря на это, почему-то многие халатно относятся к внешнему осмотру объектива. На что именно здесь стоит обратить внимание? Начать осмотр нужно с корпуса. На нем не должно быть потертостей и царапин. То есть, если на нём есть вмятины, сколы или трещины, то бегите не оглядываясь. Современные объективы имеют сложную и вместе с тем хрупкую конструкцию. Они редко переносят без последствий удары и падения.

Далее стоит осмотреть линзы. Это очень важно. На линзах не должно быть трещин и царапин. Да, существует мнение, что проблемы подобного рода мало влияют на итоговый снимок. Но просто ответьте мне: вы хотите купить объектив с царапиной на передней линзе? Вряд ли. А это значит, что и продать вы его потом, если вдруг захотите, едва ли сможете. Или придется очень сильно уступить в цене. Берегите ваши деньги, проверяйте внешнее состояние объектива внимательнее!

После внешнего осмотра линз стоит посмотреть объектив на просвет. Посмотрите нет ли пыли за передней линзой, нет ли масла на лепестках диафрагмы. Последнее встречается скорее у ретро-объективов, а вот пыль – это проблема многих современных зумов .

Проверяем объектив в работе

То, что объектив хорошо выглядит, это, безусловно, плюс. Но этого мало. Даже стоит сказать так: этого НИЧТОЖНО мало. Вы покупаете объектив не чтобы им любоваться. Он нужен для того, чтобы у вас была возможность получать качественные снимки. Поэтому сразу после внешнего осмотра приступайте к проверке объектива в работе.

С чего стоит начать? Может с проверки бэк/фронт-фокуса по мишени? Оставьте это на потом. Начните с того, что просто «постреляйте» по сторонам. По ближним и дальним объектам, на открытой и закрытой диафрагме. Какова цель всего этого?

Во-первых, нужно проверить, как фокусируется объектив (если в нём установлена система автофокусировки). Фокус должен работать быстро, и самое главное, он должен попадать по целям. Приблизив снятое изображение вы можете увидеть, попал ли объектив в фокус там, где нужно. Если вы фотографируете «подопытного» (например, своего друга), то смотрите на глаза. Если они резкие на открытой диафрагме, то это хороший знак.

Во-вторых, нужно проверить технические моменты: нет ли брака в объективе. Покрутите кольцо фокусировки и зума, они должны ходить плавно. Прикройте диафрагму до значения f/11 и сфотографируйте витрину, стену соседнего дома или что-нибудь ещё. А потом посмотрите, одинакова ли резкость на краях кадра. То есть, резкость в левом верхнем углу должна быть такая же, как в правом верхнем. Если резкость отличается, то, вполне возможно, объектив бракованный. Покупать его не стоит.

Если вы сфотографировали всё, что было в зоне вашей досягаемости и если вас устраивает результат, то, вероятнее всего, объектив нужно брать. Если вы всё ещё не уверены в своем решении, то есть несколько способов более глубокой проверки технической исправности объектива.

Основная проблема объективов, это неточность фокусировки. Например, вы фокусируетесь по глазам объекта, а резкость оказывается на носу. Этот эффект называется фронт-фокус. Обратная проблема – бэк-фокус. Это ситуация, когда резкими оказались, например, уши портретируемого. Чтобы проверить попадает ли объектив точно в цель или мажет (и если мажет, то насколько), стоит воспользоваться проверкой по мишени. Видов мишеней несколько, вы можете найти их в сети или купить. Однако мой совет – лучше проверяйте объектив не в искусственных условиях, а на реальных объектах. Об этом написано выше.

Как же проверить объектив?

Думаю, теперь вы знаете ответ на этот вопрос. Всё не так сложно и занимает не больше 10-15 минут при неспешном подходе. Основные моменты, описанные в этой статье, нужно запомнить. И тогда вы не будете чувствовать себя обманутыми после покупки очередной дорогой игрушки. По крайней мере, с точки зрения работоспособности всё будет как надо. Удачного выбора!

Проверка объектива для давно увлеченного фотографией человека дело не сложное, но если вы не так давно стали обладателем зеркальной камеры и до сих пор не получили нужной базы знаний из различного рода источников, то выжимка информации в данной статье, как ничто иное, поможет вам при проверке объектива в момент его покупки.

Проверка объектива – визуальный осмотр (Шаг №1)

Если вы уже определились с моделью и местом покупки объектива, то следующий шаг поездка в магазин и непосредственная покупка. Если вы не транжира, то перед тем, как купить выбранную вещь, стоит ее как следует проверить, не так ли?

И так, первое, что нужно сделать, это проверить объектив , осмотрев его со всех сторон, важно чтобы он не имел механических повреждений. Особое внимание стоит уделить состоянию линз, для чего необходимо внимательно посмотреть на свет через объектив отдельно от фотоаппарата.

Любой объектив, даже новый, может иметь на линзах пыль, а уж если объектив эксплуатировался и эксплуатировался не аккуратно, то внутри него пыль будет это точно. Здесь нужно учитывать то, что царапины, пузырьки, пыль и прочее на передней линзе практически не влияют на качество изображения, а их наличие на задней линзе может серьезно повлиять на качество фотографии. Но в нашем случае повреждения на задней линзе хоть и возможны, тем не менее мало вероятны, ведь мы решили покупать новый объектив в магазине. Если покупка все же происходит с рук, то естественно объектив может иметь не только пыль, царапины и прочее, так как это не изобежно при его использовании, но и потертости на контактах, которые образуются при смене объективов. Здесь лишь нужно обращать внимание на степень износа и запыленности в соизмерении с запрашиваемой стоимостью продавцом, т.к любой объектив можно почистить, обратившись к специалисту. Кстати, некоторые авторы интернет статей также упоминают про грибок, который поражает линзы объективов. Появляется он якобы в процессе неправильного хранения и эксплуатации объективов и имеет свойство перебираться с объектива на объектив и чистка линз в данном случае без их повреждения маловероятна. Вид объектива зараженного грибком смотрите на фото.

Я не проверял данную информацию и до сих пор мне такая оптика не встречалась, но на всякий случай имейте в виду, что возможно даже такое.

При проверке нового объектива крайне желательно проверить объектив на состояние шлицов на болтах, которыми он скручен, ведь мы не хотим платить за вещь, побывавшую в сервисе как за новую. Если объектив разбирался то шлицы на шляпке болта, скорее всего, будут иметь повреждения, что вы не сможете не заметить. При проверке объектива, покупаемого с рук, факт поврежденных шлицов еще ничего не значит, т.к. объективы иногда чистят от пыли, но опять же, если шлицы не сорваны напрочь, что может свидетельствовать о неквалифицированном сервисе и вытекающими из этого последствиями.

Далее установите объектив на камеру и убедитесь, что установленный объектив не болтается и не люфтит, а прочно прижимается к камере. Проверьте механику объектива, пошевелив фокусировочное кольцо, оно не должно вращаться с усилием, но и не должно иметь сильный люфт. К стати, проверяя выбранную модель объектива, обратите внимание на эргономичность ее использования, качество его исполнения и сравните с аналогами, т.к. при сравнении удобства пользованием ваш выбор иногда может сместиться в сторону аналога.

Проверка объектива – бэк-фокус (Шаг 2)

Для проверки объектива на бэк-фокус или на точность фокусировки, чаще всего используются специальные мишени. Из тех, что хотелось бы выделить - 2 варианта.

Оба варианта хороши для проверки любых объективов. Первый вариант, помимо бумаги и принтера, требует наличие картона и работы с ножницами, для изготовления второго понадобится только принтер и бумага. При тестировании объектива в обоих случаях, для достижения наилучшего результата, необходимо использовать штатив, но это не обязательное условие, в любом случае при съемке необходимо исключить влияние дрожания рук на полученный результат (использовать короткие выдержки, положить фотоаппарат на стол и воспользоваться таймером автопуска).

Настройки фотоаппарата для теста при помощи любой из упомянутых мишеней

  • Режим AV (приоритет диафрагмы)
  • – минимальное числовое значение (диафрагма максимально открыта)
  • Баланс белого – ручной, по листу с распечатанной мишенью
  • Фокусировка – автоматическая, по средней точке
  • ISO – фиксированное с учетом уровня освещенности в помещении
  • Оптическую стабилизацию, при ее наличии, необходимо отключить

Распечатанный лист с мишенью наклейте на картон вырежьте по линиям снизу мишени квадраты для фокусировки и устойчивости мишени при ее установке в положении перпендикулярном поверхности. Отогните вырезанные квадраты, приэтом, квадрат для фокусировки должен быть отогнут от основной плоскости мишени на 45 градусов. Для простоты установки нужного угла вырежьте из картона квадрат со стороной 46 мм и установите его как распорку между квадратом с фокусировочным крестиком и основной поверхностью мишени.

Обратите внимание, что объектив фотоаппарата должен быть строго напротив и направлен под прямым углом к плоскости мишени, которую мы отогнули на 45 к основной части листа при изготовлении.

Сфокусируйте объектив на выделенной части мишени и сделайте несколько снимков с использованием минимального, среднего и максимального фокусных расстояний (в случае, если проверяется объектив с переменным фокусным расстоянием), при этом, после каждого снимка перефокусируйте объектив на других объектах, после чего повторяйте фокусировку на мишени.

Тестовое фото с помощью мишени «Вариант 2»

Положите распечатанную мишень на ровную поверхность, установите камеру на штатив и направьте на черную линию в центре мишени таким образом, чтобы угол между плоскостью поверхности, на которой лежит мишень, и воображаемой осью, продольно проходящей через объектив направленной на мишень камеры, составлял 45 градусов. Сфокусируйте среднюю точку объектива на центре выделенной линии для фокусировки. Сделайте несколько снимков с использованием минимального, среднего и максимального фокусных расстояний (в случае, если проверяется объектив с переменным фокусным расстоянием) и максимально открытой диафрагмы. При этом, аналогично предыдущему варианту, после каждого снимка перефокусируйте объектив на других объектах, после чего повторяйте фокусировку на мишени.

Тестовое фото при помощи сподручных средств

Тестирование объектива не ограничивается предложенными мишенями и лучшим тестом для объектива всегда является реальная ситуация или смоделированная ситуация, максимально приближенная к реальности отвечающая условиям, в которых планируется использовать объектив. Если понадобилось протестировать объектив, а под рукой мишеней нет, пофотографируйте предметы, людей вокруг вас. Прекрасными объектами для оценки бэк-фокуса является линейка, газета, настенный календарь, сфотографируйте выбранный предмет под углом, сфокусировавшись на одном из символов. Для более удобной и простой оценки правильности фокусировки объектива лучше, чтобы фокусное расстояние было максимальным, а диафрагменное число минимальным. Запомните на какой части объекта вы фокусировались и проверьте результаты просмотрев полученные фотографии.

При анализе результатов проверки объективов на бэк-фокус лучше всего воспользоваться компьютером или ноутбуком, ну уж «на худой конец» просмотрите полученные результаты тестирования на экране фотоаппарата. Во всех из выше перечисленных случаев, если объектив работает правильно, то центр резкого пятна должен приходиться на объект, на котором вы осуществляли фокусировку, иначе центр фокусного пятна будет смещен дальше или ближе к вам относительно объекта фокусировки. При этом, если фокус смещен в сторону дальше от вас, то это означает, что у объектива присутствует бэк-фокус, если фокус смещен в сторону ближе к вам, то это означает, что у объектива присутствует фронт-фокус. В таких случаях лучше поискать более хороший вариант. Для примера я такой тест провел на пульте от аудио системы. Объектом фокуса на фото ниже выступала кнопка Enter.

Исправный объектив

Фронт-фокус

Бэк-фокус

Проверка объектива - резкость (Шаг 3)

Проверка объектива на резкость, аналогично проверки на бэк-фокус, может производиться, как с помощью специальных заготовок, так и без них - посредством фотосъемки окружающих вас объектов

Специальную заготовку для проверки резкости объектива смотрите ниже. Если в момент необходимости тестирования объектива никаких специальных заготовок не оказалось под рукой, то подойдет любая текстурная поверхность, к примеру кирпичная кладка дома, стена с обоями, имеющими контрастный рисунок и прочее.

Заготовка для проверки резкости объектива

Перед началом съемки установите:

  • объектив в широкоугольное положение
  • диафрагму фотоаппарата на минимальное диафрагменное число
  • выдержку покороче, так чтобы фотография не получилась смазанной, или воспользуйтесь штативом

Сделайте снимок и сбросьте его на компьютер или ноутбук, экран вашего фотоаппарата для данного теста, к сожалению, уже не подойдет. Сравните идентичность нерезкости на противоположных краях снимка. Если резкость снимка в противополжных его краях отличается, то данный факт свидетельствует о том, что текущий экземпляр объектива неисправен и следует поискать более хороший экземпляр.

Ну а если уж покупка была произведена ранее и вы тестируете объектив вне магазина не забывайте, что по закону о защите прав потребителей вы можете обменять такой объектив в течении 2 недель со дня покупки в случае, если сохранили упаковку и его потребительские свойства. Если 2 недели прошло, то не отчаивайтесь, ведь ваш объектив в фирменном сервисном центре могут отъюстировать по гарантии и это абсолютно бесплатно.