Татьянин день, День студента. История возникновения праздника

Татьянин день - это веселый праздник студенчества или день поминовения святых мучениц? Читайте наш материал о святых с именем Татиана.

Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам

Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.

Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.

С древности люди старались больше узнать о «своем» святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.

Татьянин день — святая Татьяна Римская

Интересно, что имя Татиана, Татьяна , несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире сравнительно до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить . Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь. Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что , потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании . Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.

Татьянин день — сила веры и воли

Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.

Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больными, помогала нуждающимся и так служила Богу.

Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севера (222–235 годы).

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую. Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна , дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.

Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей. Знавшие ее люди отмечали в ней «исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга». Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: «В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили».

Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий», который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.

Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургической сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои , ездила в лазарет.

Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах. Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.

Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы Татьяны (Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы Татьяны (Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.

Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.

(1879-1937), чья память празднуется в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов. В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только «занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла», но и принимает много народу, в том числе «монашескую публику», «имеет хорошие знакомства с высшим духовенством», и, уж совсем фантастическое обвинение, «у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю». Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу именно за «антисоветскую агитацию». Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

О ) нам известно гораздо больше. В 2007 году наш сайт опубликовал , посвященную подвигу этой удивительной женщины.

Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи».

Уже в этот момент будущая мученица проявила себя как подлинная Татиана, с самого начала жизни полагающая свой жизненный путь как подвиг помощи другим. Она осознанно выбрала самоотречение, посвятив себя исполнению заповедей Господних.

В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.

Постановив, что она «имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства», ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично.

Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку. «В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно», – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).

В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.

Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизнь, стал ее ответ на допросе: «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».

Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Татиана Прокопьевна Егорова , мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.

Татьяну Прокопьевну арестовали как «активную церковницу» в ноябре 1937 года.

Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом и произнесла удивительные слова: «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».

«Тройка» УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована, приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин ее расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.

В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало «дело» против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Там и закончилась ее земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

25 января, в Татьянин день, широко отмечается день студента в вузах и колледжах нашей страны. Почему день студента отмечается именно в Татьянин день 25 января?

История студенческого праздника Татьянин день такова. Студенческий праздник День судента официально появился в начале 19 века после Указа Николая I, в котором он распорядился праздновать подписание акта об открытии университета.

До этого, еще 25 января 1755 года (12 января по старому стилю), императрица Елизавета подписала указ «Об учреждении Московского университета», и день 25 января стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днем основания Московского университета.

Однако, ещё задолго до указа императрицы, на Руси праздновали 25 января Татьянин день. Этот день назван так в честь Святой мученицы Татьяны (Татианы).

Исторически так сложилось, что как раз в тот самый Татьянин день, в далеком 1755 году 25 января, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» и 12 (25) января стало официальным университетским днем (в те времена он именовался «днем основания Московского университета»).

Именно с тех пор святая Татиана считается покровительницей всех студентов. Нужно отметить, что в переводе с греческого само древнее имя «Татиана» означает «устроительница».

Московские студенты чтили память мученицы Татианы торжественными молебнами и выступлениями своих хоров в церквях. И университетская церковь была освящена в честь Татьяны. В этом храме долгие годы молились многие поколения студентов и университетских профессоров.

В России еще в прошлого века Татьянин день (День студента) стал веселым и шумным праздником студенческой братии. В первое время день студентов отмечался только в Москве, и отмечался он очень пышно.

По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.

В этот день толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером, на одном извозчике и горланили песни. Хозяин «Эрмитажа», француз Оливье, отдавал студентам в этот день свой ресторан для гулянки… Пели, говорили, кричали… Профессоров поднимали на столы… Ораторы сменялись один за другим.

День студента бурно и весело отмечается всеми студентами по всей России. В этот день квартальные (полиция) даже чрезвычайно трезвых студентов не трогали. А ежели и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?».

Так праздновался Татьянин день студентами России дореволюционной. После Октябрьского переворота об этом празднике вспоминали нечасто. Но в 1995 году снова открылся храм святой Татьяны при Московском университете. А в актовом зале старого здания в этот день были вручены премии, учрежденные в часть основателей первого российского университета — графа И.И. Шувалова и ученого М.В. Ломоносова. И снова в России появился веселый студенческий праздник — Татьянин день.

В 2006 году Татьянин день в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина, стал общегосударственным праздником – Днем российского студенчества.

25 января учащиеся учебных заведений России отмечают День студента. На слуху второе название праздника – Татьянин День. Но кто такая Татьяна, и какое отношение она имеет к высшей школе?

13 интересных фактов о празднике Татьянин День

Факт 1-й

Татьянин День изначально является православным праздником. В этот день церковь чтит память великомученицы Татианы Римской.

История ее жизни удивительна. Татьяна была дочерью известных и богатых родителей, но еще ребенком приняла христианскую веру, за что поплатилась жизнью. Будучи молодой девушкой, она служила в храме, помогала обездоленным и больным. В те времена в Риме господствовало язычество, и любое иноверие жестоко каралось. Римские градоначальники узнали о том, что Татьяна исповедует чужую религию, и потребовали, чтобы она публично отреклась от христианства. Но Татьяна была непреклонна. Ее мучили и пытали, но ничто не могло заставить Татьяну отказаться от Бога. Бессильные что-либо изменить, палачи убили Татьяну, но не убили в ней веру. И вот уже более полутора тысяч лет церковь почитает подвиг Татьяны. Ежегодно 25 января во всех храмах страны проходят богослужения в честь святой Татьяны.

Факт 2-й

25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета в Москве. Идею и проект приказа подготовил сам Михаил Ломоносов с его товарищем, генерал-лейтенантом Иваном Шуваловым. Впоследствии день 25 января ежегодно стал отмечаться в вузе как День его рождения, а затем два праздника - День святой Татьяны и день учреждения университета объединили в один – Татьянин день. День учреждения МГУ народ со временем переименовал в День студента, а празднования распространились по всей России. Великомученице Татьяне придали статус покровительницы учащихся, хотя изначально святая Татьяна совершенно никак не была связана с учением.

Факт 3-й

Почему именно в День Татьяны императрица подписала вышеназванный указ? Совпадение? Отнюдь нет. По одной из версий, Иван Шувалов, основатель главного вуза страны, приурочил день подачи прошения о подписании указа ко Дню Ангела своей матери. Таким оригинальным способом он хотел сделать ей подарок.

Факт 4-й

Символ Московского государственного университета – храм святой мученицы Татианы, построенный на его территории. Он появился в 1791 году, и с тех пор каждый год в нем проходят богослужения в память святой. Праздничные литургии не проводились разве что с 1812 по 1817 гг., когда вместе с корпусами университета сгорела и церковь, и во времена советской власти. Но в 1944 году патриарх Алексий II провел первую службу за время долгого перерыва, возобновив тем самым традицию вуза.

Факт 5-й

День основания МГУ студенты и преподаватели отмечали широко. Наибольший размах гулянья приобрели в 60-х гг. 19 века. Сначала всех ждала официальная часть: поздравления и вручение наград лучшим студентам, молебен в храме при университете. Затем университетская братия отправлялась в бары и кабаки Москвы, и начиналась феерия! Столица не знала более шумного веселья. В барах хозяева убирали дорогую мебель, чтобы подвыпившие студенты не испортили ее. Студенты гуляли вместе с профессорами, бедняками, простыми жителями: в этот день границы стирались, было дозволено все.

Факт 6-й

Татьянин День – единственная дата в году, когда царская полиция не трогала дебоширов. Напротив, в этот день стражи порядка были настолько лояльны к нетрезвым студентам, что предлагали им свою помощь. Если студенты были настолько пьяны, что не могли подняться с земли, жандармы мелом писали адреса у них на спине и развозили по домам.

Факт 7-й

Татьянин День – крестьянский праздник. День святой Татьяны – Татьяна Крещенская или Бабий Кут. Женщины в семьях выпекали круглые лепешки, символизирующие солнце, и угощали ими всех домочадцев. Люди, уставшие от затяжных крещенских морозов, таким способом зазывали в дом весну. «На Татьяну» молодые девушки ходили на речку, где трясли и мыли половики, которые потом вывешивали во дворе. По чистоте половиков люди судили о хозяйке – получится ли из нее хорошая жена.

А еще 25 января незамужние девушки делали букетики из перьев, сена и тряпиц, и прятали их в доме потенциального жениха. Если им удавалось это сделать, значит, замужество не за горами.

Факт 8-й

Студенческий праздник отмечают уже более двух столетий.

За это время появились приметы и традиции, связанные с этим днем:

  • На Татьянин день нельзя готовиться к экзамену – провалишь его.
  • Хорошей приметой считается отметить праздник алкоголем – экзамен на следующий день будет сдан.
  • Ну и излюбленная традиция всех студентов – призыв Шары: студенты открывают окна, кричат «Шара, приди», и если слышат ответ (как правило, от таких же студентов или прохожих), то можно не волноваться: на экзамене вытянешь самый легкий билет.

Факт 9-й

В настоящее время Татьянин День – официальный праздник всех вузов страны. Наиболее торжественно это событие проходит в главном вузе России – Московском государственном университете. Праздничные мероприятия занимают не один день. Обязательно проводятся: служба в Татианинской церкви, награждение лауреатов премий имени Ломоносова и Шувалова, молодежные форумы, концерт и, конечно, традиционная церемония розлива медовухи ректором.

Факт 10-й

Медовуха – исконно русский слабоалкогольный напиток на основе меда, ассоциируется с Днем студента. Почему именно медовуха? Отмечать Татьянин День этим напитком стали в 19 веке, во времена шумных гуляний по поводу праздника. Не все студенты могли купить вино и шампанское. Медовуха же – совсем другое дело. Она была самым дешевым, и как следствие, доступным алкоголем того времени.


Факт 11-й

Мало кто знает, что идея розлива медовухи на День студента принадлежала ректору МГУ. В 1992 году в университете среди преподавателей шли споры по поводу празднования Дня студента. Многие профессора поддерживали идею коллективного купания в бассейнах, как это делали студенты в Америке. Но Виктор Садовничий вспомнил, как однажды стал свидетелем интересной сцены: после торжественной инаугурации ректор одного из немецких вузов по просьбе студента налил и подал ему кружку пива. Этот эпизод так запомнился ректору МГУ, что стал прообразом новой университетской традиции – угощения студентов медовухой.

Факт 12-й

День студента отмечен в календаре. В 2005 году президент В. В. Путин подписал указ об официальном статусе праздника, а в октябре 2007 года День студента стал еще и памятной датой наряду с такими праздниками, как День народного единства и День России.

Факт 13-й

Российский День студента не совпадает с Международным, который отмечается 17 ноября. В отличие от веселого праздника Татьянин День, Международный День студента не принято отмечать громко. В эту дату вспоминают молодых людей, которые поплатились своей жизнью за патриотизм. В 1939 году в Праге студенты вышли на демонстрацию по поводу годовщины образования Чехословакии, не побоявшись гитлеровских оккупантов. Многие из них впоследствии были расстреляны или сосланы в концлагеря. По всему миру в этот день, 17 ноября, вспоминают невинных жертв фашизма.

Татьянин День – необычный праздник. Так случилось, что в нем органично слились и православные, и светские традиции. Этот день позволит каждому погрузиться в атмосферу веселья, беззаботности и молодости. Холодным зимним днем это именно то, что нужно.

Татьяна (в переводе с греческого - «устанавливать», «предписывать») означает повелительница, устроительница, учредительница. Имя появилось в русском языке в IX-XIII веках и сохранилось в неизменном виде.

По одной из версий, оно происходит от латинского «Татиус» - имени сабинского царя. По другой, имя «Татьяна» произошло от древнейшего ассирийского имени Татион, которое иногда писалось, как Татиан. Может быть, что Татьяна (церк. Татиана) могло возникнуть от родительного падежа этого имени.

По данным ЗАГС Татарстана, когда-то очень популярное имя сегодня можно отнести к редким. С каждым годом Татьян все меньше. Так, в 2013 году в Татарстане так назвали 68 новорожденных девочек, в 2014 - 59, в 2015 - 50, в январе 2016-го - 3. В республике по популярности имя Татьяна сопоставимо с Айгуль (54), Ольгой (51), Дилей (51), Руфиной (50), Ириной (49), Майей (47), Наргизой (45). Однако на Западе такие имена, как Татьяна, Надя, Елена считаются модными.

Лена, Ира, Таня

В дореволюционное время имя Татьяна в нашей стране было непопулярным. Массово называть девочек Танями стали с середины XX века. Так, из 2000 девочек, зарегистрированных в Ленинграде, имя Елена получили 295 девочек, Ирина 212, Татьяна - 201. Таким образом, оно входило в тройку самых популярных женских имен.

В 1988 году в ленинградском Дворце регистрации рождений провели учет имен, который показал, что среди поколения старше 50 лет с именем Татьяна проживали 58 женщин, среди среднего поколения (от 35 до 50 лет) - 84, молодого (от 20 до 30 лет) - 201, среди новорожденных - 72.

«Имя Татьяна утратило былую популярность в наше время. Скорее всего, это связано с тем, что оно просто надоело. В наше время родители отдают предпочтение иностранным, экзотическим именам. В 2015 году в Татарстане в десятку самых распространенных имен вошли Ясмина (691), Амина (677), Арина (591), София (573), Виктория (572), Азалия (567), Ралина (543), Милана (535), Анастасия (523), Самира (506)», - рассказала ведущий консультант сектора контрольной и методической работы Управления ЗАГС КМ РТ Земфира Негмадянова.

Почему празднуют Татьянин день?

Татьянин день православные христиане отмечают 25 января в память о святой мученице Татиане Римской, жившей в III веке н.э. Праздник связан с почитанием святой Татьяны и с основанием МГУ, поэтому также является Днем студента.

Татиана была воспитана в строгих христианских традициях и не переносила языческие символы, в том числе греческие и римские храмы и статуи. Но христианская вера в те времена преследовалась и однажды во время гонений девушку схватили язычники. По поверьям, они долго пытали великомученицу, но молитва Татианы вызвала землятрясение и разрушила их храм. Язычники долго издевались над Татианой, стараясь заставить ее сменить веру, но девушка не поддалась. В результате ее вместе с отцом казнили.

Почему День Татьяны празднуют с Днем студента?

12 января (25 января по новому стилю) 1755 года Елизавета подписала указ об открытии Московского университета. Впоследствии в одном из флигелей университета была устроена домовая церковь святой Татианы, и вскоре сама мученица превратилась в покровительницу всего российского студенчества, а также знаний и учебы.

Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому — юлианскому — календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета — соответственно Татианинский храм — соответственно главный российский вуз…

И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.

Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.

Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.Тем не менее была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой — древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Татьянин день

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками .

И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.

Мученица Татиана и Московский Университет

Протоиерей Максим Козлов, архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий

Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.

Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. Но не быть патриотом - значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.

Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь - везде известен, везде любим и славим Московский университет, как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения. Мирно и тихо течет ученая и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

Пройдут еще века, и все так же Московский университет, великий в своей седой древности, богатый лучшими преданиями своих былых времен, по прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев, пока мало по малу - хочется этому верить - в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий с одной стороны в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира, с другой - в смиренном сознании, что есть еще целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель ученого, но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.

Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки, как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нем можно видеть залог величия и славы нашего университета.

В старое время, когда идеал западно-европейской цивилизации, состоящий в поклонении плоти преимущественно перед духом, не соблазнял еще своим лживым блеском наших предков, они, приступая к сооружению нового города, прежде всего ставили храм Божий и только затем уже закладывали городские стены и другие здания. Этим призывалось на новый город Божье благословение, этим полагалось основание его будущему благосостоянию и развитию.

Печальный XVIII век, век отрицания истины и торжества лжи, оказался гибельным и для России - где в это именно время стали забываться многие лучшие обычаи и предания старины.

Так и Московский университет долгое время по своем основании не имел собственного храма, о чем глубоко скорбели все любящие родне просвещение, понимая, что никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения.

Желание иметь при университете отдельный храм по ревностным стараниям директора Московского университета Фонвизина осуществилось, наконец, 5 апреля 1791 года, когда митрополит Платон освятил церковь во имя мученицы Татианы, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем, в незабвенную память своего заведения»

В 1812 году, во время неприятельского нашествия, здания университета сгорели, а с ними вместе сгорела и Татианинская церковь.

В 1817 году, после Высочайшего повеления о восстановлении университетских зданий, попечитель университета князь А. П. Оболенский докладывал преосвященному Августину, управляющему Московской Епархией, что для университета возобновить прежнюю церковь во имя мученицы Татианы представляется неудобным, и потому просил: «Георгиевскую церковь, примыкающую к самому университету, сделать университетской со всей принадлежащей к ней утварью, ризницей и землей, и поставить в церкви местный образ мученицы Татианы для всегдашнего воспоминания дня, в который основан Императорский Московский университет».
Эта просьба кн. Оболенского была уважена преосвященным Августином, и резолюцией его от 18 сентября 1817 года означенная Георгиевская церковь сделана университетской.


Источник: Нескучный сад

Такое положение дел продолжалось до приобретения Московским университетом дома гг. Пашковых и до приспособления его к университетским нуждам, когда в 1836 году отношением от 15 декабря попечитель Московского университета граф С. Г. Строганов уведомил Высокопреосвященнейшего Филарета, что с Высочайшего соизволения в зданиях университета устраивается собственная Церковь во имя св. мученицы Татианы.

В наше время после десятилетий запустения при безбожной власти храм был возрожден при ближайшем участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тщанием ректора Виктора Антоновича Садовничего в 1995 году.

Такова краткая история нашей университетской церкви.

Ежегодно сотни новых студентов вступают в храм св. мученицы Татианы и просят у нее помощи и заступничества перед Всевышним Богом, но не будет преувеличением сказать, что лишь очень немногим из них известны жизнь и страдания св. Татианы, покровительницы Московского университета. А между тем много поучительного заключает в себе повесть о житии и страданиях св. Татианы, которая, будучи богатой, знатной и красивой римлянкой, отвергла все утехи мира и пошла на служение Церкви. Исполняя обязанности диакониссы, она вместе с тем, как обладавшая значительными познаниями, выступала и проповедницей истинного просвещения и многих из тьмы невежества и заблуждения привела к познанию истины.

Когда затем ее схватили и судили, как Христианку, когда ее принуждали принести жертву богам - или даже только сделать вид, что она согласна на это - св. Татиана с негодованием отвергла это и предпочла страдания и вероотступничеству, хотя бы мнимому.

Она понимала, что в истинном Христианстве нет места уступкам, что лучше страдать и умереть, чем хоть на словах отречься от Христа своего.

Какой великий пример для нашего времени, когда снова возрождается язычество, когда снова созидаются кумиры которым толпа, ослепленная фанатизмом, требует поклонения и принесения жертв!

Много этих кумиров и разнообразны они - подобно богам римского пантеона в середине III века.

Тут и ложная наука на почве материализма; тут и социализм, при помощи которого люди думают достигнуть на земле полной степени совершенства и всеобщего блага; тут и пресловутые права человека, возвещенные миру среди потоков крови, при зареве пожаров, среди дикой вакханалии разнузданной черни; тут отрицание родины, семьи, нравственности… Этим кумирам большинство требует принесения жертв, и это требование особенно часто предъявляется к юношам и девушкам, только что со школьной скамьи вступающим в университет, еще не искушенным жизнью, не твердым в умении отличить мишуру от золота - и часто предъявляется с дерзкими упреками, под страхом насмешки или обвинения в отсталости.

Какой ответ дать этим искусителям и обвинителям, вот чего не знают часто эти молодые люди, сбитые с толку неожиданным наплывом новых впечатлений, новых, разнообразных идей.

А ответ может быть только один, тот самый, который, по преданию, св. Татиана дала своему мучителю, когда тот, после многих пыток, стал уговаривать ее, не принося даже жертвы богам, лишь назвать Зевса - богом, обещая за то избавление от страданий и смерти и всяческие почести и награды. Громко и смело ответила на это св. мученица Татиана: «я называю его (Зевса) идолом скверным и непотребным - делай со мной, что хочешь, но меня ты ему кланяться не заставишь, ибо со мной мой Господь - Иисус Христос». Сказала это св. Татиана и пошла на лютые муки, ибо знала, где истина и где ложь.

Вот пример, достойный подражания для многих современников наших - главным образом из молодежи - вот почему, думается мне, и прочтётся житие св. Татианы не без пользы всеми лицами, видящими смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.