Путешествие в горную Ингушетию. Общая информация

  • Горящие туры в Россию
  • Ингушетия считается самым маленьким регионом России: эта небольшая республика буквально зажата между Северной Осетией и Чечнёй, а южной своей частью граничит с Грузией. Столица Ингушетии Магас - город по меркам страны просто крошечный: всего 6000 человек населения. Прежняя столица, Назрань , до сих пор остаётся самым большим городом республики, но она частично расположена уже на осетинской территории.

    Изумительные горные пейзажи, завораживающая природа и богатое культурное наследие могли бы сделать Ингушетию очень интересной для туристов, если бы не дурная слава, которую создали республике периодические военные действия, угрозы террористических атак, высокий уровень преступности, периодические беспорядки на улицах и устрашающая бедность. Впрочем, в последние годы ситуация уверенно меняется к лучшему: 2015 г., к примеру, был объявлен в республике годом туризма.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен».

    Как добраться

    Самолётом из Москвы до Магаса (аэропорт расположен близ Орджоникидзевской) либо до аэропорта Беслана в Северной Осетии или Грозного в Чечне. Другой вариант - поездом или автобусом из Москвы до Назрани, а также автобусом из Ставрополя, Грозного и Нальчика или на такси из Владикавказа. Многие предпочитают ехать в Ингушетию на собственном авто, что достаточно удобно: дороги здесь вполне приличные.

    Поиск авиабилетов в Республику Ингушетия

    Немного истории

    Первые люди на территории нынешней республики появились, согласно данным археологов, в эпоху палеолита. В конце 18 в. к России присоединилась Грузия, а следом за ней, в начале 19 в., и ингушские земли вошли в состав империи. В советские времена, вплоть до окончания Второй мировой войны, территория нынешней Ингушетии входила в состав Чечено-Ингушской Республики, которая в 1992 г. была разделена на два отдельных субъекта Федерации. В этом же году разгорелся печально известный осетино-ингушский конфликт - причиной стал территориальный спор, который до сих пор не нашёл удовлетворительного для обеих сторон разрешения. Схожая ситуация и с современной границей между Ингушетией и Чечнёй.

    Безопасность туристов

    Туристы-походники в обязательном порядке должны зарегистрироваться в поисково-спасательной службе, сообщив запланированный маршрут. На многих территориях, в том числе в Джейрахском горном районе, действует пограничный пропускной режим. Прохождение его особенных сложностей не представляет (но станет быстрее и проще, если у вас с собой будут какие-либо подтверждающие ваши туристические цели документы - например, бронь гостиницы). Продвижение на автомобиле по Ингушетии вообще может существенно замедляться из-за прохождения многочисленных блок-постов. С другой стороны, это не самая большая неприятность на здешних дорогах, где вообще лучше «тише ехать»: местные жители зачастую лихачат почём зря.

    Развлечения и достопримечательности Ингушетии

    Ингушетия - регион отчаянно небогатый: работа есть лишь у каждого второго её жителя, и огромное количество ингушей живут в непостижимых для обитателя среднестатистического мегаполиса условиях. Основное население Ингушетии сосредоточено преимущественно в северной части республики, где находятся города покрупнее. Тем не менее древние аулы на юге - это истинное наследие ингушей, и они до сих пор населены горцами. Комитет по туризму республики активно повышает привлекательность этих областей для путешественников, проводя здесь зрелищные мероприятия, открывая гостиницы и строя горнолыжные центры.

    В 2013 г. в Ингушетии открылся первый горнолыжный курорт «Армхи». На высоте более 1500 м оборудованы две лыжных трассы, зона для фрирайда и трасса для маунтин-байкинга.

    Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии - самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен». Самые древние из них - так называемые циклопические строения, которые возводили из гигантских камней без использования раствора чуть ли не в эпоху неолита. Но и более поздние строения весьма любопытны: в частности, это многочисленные укреплённые родовые башни. Более широкие жилые и вытянутые в высоту боевые башни выполняли ту же роль, что и средневековые феодальные замки, и строились на территории нынешней республики вплоть до 18 в. До сих пор множество башен сохранилось в горных аулах: в знаменитом Джейрахском ущелье, в селении Вовнушки (одно из семи чудес России), в Мецхале и особенно многочисленные и живописные - в Эрзи.

    Вполне удобный и недорогой способ перемещения по Ингушетии - такси. Нужно только учитывать, что обязательность и пунктуальность в число добродетелей здешних таксистов входят отнюдь не всегда.

    Есть в Ингушетии и несколько уникальных святилищ, которые заслуживают обязательного посещения. В первую очередь самый старый на территории России христианский храм Тхаба-Ерды, выстроенный приблизительно в 8-9 веке. Правда, постройка множество раз переделывалась, и нынешний вид церкви относится, предположительно, к 14-16 вв. Храм был по мере возможности отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть не только оригинальную кладку, но даже древние орнаменты карнизов и арок. Другое уникальное святилище в Ингушетии - мусульманский мавзолей Борга-Каш на так называемой горе Шейха.

    На территории республики есть несколько природоохранных зон, где можно увидеть не только удивительной красоты пейзажи и разнообразных диких животных и птиц, но и уникальные культурные памятники. К примеру, это Ингушский заказник, где живут редкие представители копытных, в том числе зубры. А особенно замечателен молодой заповедник Эрзи, в котором находится один из самых крупных башенных комплексов республики.

    Кухня Ингушетии

    Основу ингушской кухни, как и у многих народов Кавказа, составляет мясо (баранина, птица) и тесто. Разновидностей блюд из этих двух продуктов великое множество; но если с мясом история ещё более-менее понятная, то названия мучных блюд не прояснят для русского человека, вероятно, ничего. Придётся пробовать. Самые знаменитые - пресные кукурузные лепёшки сыскал, которые подают с топлёным маслом или творожно-сметанной смесью, тыквенные пирожки хингалаш, кисломолочные выпечные лепёшки чепилгаш с начинкой.

    Узнайте, как спланировать самостоятельную поездку в горную Ингушетию. Рассказываем о безопасности, дорогах, местной кухне, отелях и достопримечательностях республики.

    Ингушетия - в массовом сознании этакая соседка-замухрышка богатой Чечни, затерянная в горах Северного Кавказа. О ней почти никто ничего не знает - разве только то, что есть такая республика. В то время как Чечня активно развивает туристическую инфраструктуру и свой имидж, в Ингушетии сложно даже найти отель.

    Из-за неразвитой инфраструктуры туристов там почти нет. Мы проехали республику за 1 день, потому что в горах негде было ночевать. Посмотрели почти все главные достопримечательности Ингушетии, правда, на каждое место выделяли немного времени. Решили, что в будущем вернемся снова.

    Безопасность

    Не волнуйтесь - в Ингушетии сейчас безопасно! В республике силовиков больше, чем местных жителей - по крайней мере, по статистике наших встреч. Посты на дорогах встречаются часто: проверяют документы, фиксируют в журнале и интересуются маршрутом. В Магасе военные патрулируют центр города, а колонны техники на обочине - обычное явление. Силовики общительные и дружелюбные, любят пошутить.

    Обычный день в Ингушетии:

    Где жить

    Это главная проблема для туриста. На Booking.com на всю Ингушетию всего 7 вариантов: 2 в Магасе и 5 в Назрани. Плюс есть курорт "Армхи" , который с Букингом не сотрудничает - у них двухместные номера стоят от 2200 рублей.

    Хостел стоит 350 рублей за человека, самая дешевая гостиница - 1200 рублей, хороший отель - от 3600 до 6000 рублей, вилла - 12500 рублей.

    Неприятный сюрприз ждал нас при заселении в хостел "Сафар" : оказалось, что в Ингушетии нет смешанных номеров - отдельно мужские и женские. При этом на Букинге мы бронировали именно смешанный. На нашу претензию администратор грубо ответил: "Я не знаю, что там на Букинге". Пришлось делить комнату с посторонними.

    Национальные блюда

    Блюда простые и непритязательные, в основном мясные:

    • Хьалтам дулх - мясо с галушками. Аналогичное есть в Чечне и Дагестане: приносят вареное мясо с мучными галушками, чесночным или картофельным соусом и крепким горячим бульоном в стакане. Мясо и галушки надо макать в соус и запивать бульоном.
    • ЧIаьпилгаш (чапильгаш) - лепешки с различной начинкой: творожной, картофельной, сырной или с зеленью. Похожи на хычины.
    • Ольгаш - пшеничные лепешки без начинки.
    • Хынгалыш - тыквенные лепешки.
    • Халва - бывает из кукурузной или пшеничной муки с изюмом и грецкими орехами или без.
    • Мед .

    Больше о национальной кухне ингушей читайте .

    Дороги и как добраться до комплексов

    Дорога из Владикавказа в Ингушетию - отличный асфальт, из Назрани - первые километров пятнадцать разбитая, затем хорошая. У обрывов есть заграждения и кое-где светоотражатели. Будьте осторожны - серпантин хоть и не крутой, но за поворотом может неожиданно стоять корова или местный житель решит выскочить на встречку.

    Некоторые башенные комплексы находятся недалеко от дороги, и попасть к ним легко - нужно лишь немного съехать и пройти: Эгикхал, Хамхи, Фалган. Другие - на удалении, но к ним ведут хорошие грунтовки - например, Вовнушки и Пуй. Ну а к некоторым лучше вовсе идти пешком - например, к комплексам Лялах и Хяни.

    С комплексом Лялах вышла оказия. Читали, что к поселку ведет дорога, по которой проедет внедорожник. На деле она оказалась небезопасной: ее размыло, образовались глубокие колеи, а в некоторых местах края обрушились. Пришлось любоваться со стороны только на Хяни.

    Совет. Перед поездкой уточните, как добраться до комплексов, состояние дорог и на каком авто можно проехать.

    Карта достопримечательностей Ингушетии

    Карта башенных комплексов и других исторических, культурных и природных мест Ингушетии

    Ингушетия делится на равнинную и горную. Для туриста равнинная скучна, из примечательного - старинная Назрань и новоотстроенный Магас. Вы ничего не потеряете, если не посетите их. Все самое красивое и интересное находится в горах. Но и там достопримечательности однообразны - это башенные комплексы. Зато какие! На каждом километре вдоль дороги высятся то руины, то уцелевшие одиночные башни, то целые городки. Совершенно безлюдные, они смотрятся таинственно в рассеянной предзакатной дымке и переносят вас во времени.

    Башенные комплексы

    Наиболее известные и доступные поселения: Эрзи, Фалхан, Эгикхал, Хамхи, Таргим и Вовнушки.

    Эрзи. Находится рядом с селом Ольгети. На карте к комплексу ведет дорога в объезд села.

    Фалхан. Здесь есть некрополь и замок. Подъехать к нему можно через село Ляжги. Чуть дальше - комплексы Хьастмаге и Мецхал.

    Громадное поселение, крупнейшее в Ингушетии - советуем посмотреть. Древний мертвый город, а ведь еще в 1944 году здесь жили люди! Находится Эгикхал у дороги слева - нужно съехать. Когда мы проезжали, территория была закрыта шлагбаумом.

    Хамхи. Нужно съехать с асфальтированной дороги на грунтовку мимо погранпункта и по указателю взять правее.

    Можно на комплекс посмотреть с левого берега реки Асса, а можно подъехать. Сначала поезжайте по дороге на Вовнушки, а на развилке с дорогой на храм Таба-Ерды возьмите левее, к воинской части. На карте MAPS.ME дорога идет в обход части вдоль реки Асса.

    Пожалуй, самый известный башенный комплекс Ингушетии. Это не только две башни - чуть дальше есть некрополь. Сюда идет хорошая грунтовая дорога мимо нескольких воинских частей. Есть указатели. Дорога укатанная, проедет и легковой автомобиль. В одном месте нужно пересечь мелководную реку (возможно, весной она разливается). Путь до Вовнушек от главной дороги занимает около получаса.

    Совет. Хамхи, Пуй, Вовнушки, Таргим и храм Таба-Ерды находятся в одной заповедной зоне. При въезде стоит погранпункт, где нужно заплатить 100 рублей с человека. Однако деньги берут не всегда - нас добрый солдат пропустил бесплатно.

    Магас

    Это полностью современный город - основан в 1994 году, здесь нет ни одного старинного здания. Дорога из Назрани приведет прямо в центр, где напротив Администрации главы республики высится главная достопримечательность города - Башня Согласия. В этом районе сосредоточены все правительственные учреждения, и с 8 утра чиновники и белые воротнички начинают сновать туда-сюда, спеша на работу.

    Мы приехали рано утром и застали Магас совершенно пустынным: только полицейские и военные патрулировали центр города из-за митингов и волнений накануне, да женщины подметали тротуары.

    Назрань

    В Назрани мы лишь переночевали - не стали тратить время на город. Посмотреть в нем можно русскую крепость XIX века, водяную мельницу, краеведческий музей и красивый мемориал жертвам репрессий при выезде из города.

    Что еще посмотреть

    Туристы советуют треккинг на Столовую гору Маат-Лоам (3000 м н.у.м.) с древним храмом на вершине, Ляжгинский водопад, языческий храм Маго-Ерды и христианский храм Тхаба-Ерды.

    September 2nd, 2016 , 09:45 am

    Рассказ об этому удивительном путешествии я начну с двух главных вопросов, которые мне задавали, наверное, все, кто узнавал о моих планах поехать в Ингушетии. Эти же вопросы мне задавало большинство местных жителей. С этих же вопросов началось планирование всего путешествия.

    Вопрос первый. Почему именно Ингушетия?
    Тут сошлись во едино сразу несколько факторов. Во-первых, путешествуя в очередной раз по просторам Европы, я поймал себя на мысли, что совсем не знаю свою страну дальше центрального региона и это грустно. Во-вторых, очень тянуло в горы, горы завораживают и упорядочивают мысли, развеивают всякий мусор в голове, а это было жизненно необходимо. Но просто так, не имея интересной цели, ходить по горам не так интересно, поэтому было желание увязать это путешествие с моим главным увлечением - средневековыми укреплениями. Так, зона моих интересов устремилась на Кавказ.

    Что я знал о Кавказе до путешествия в культурном и историческом плане? Да практически ничего и не знал. Горстка навязанных стереотипов, да какие-то общие представления. Знал я о том, что где-то в Дагестане есть древняя крепость Нарын-Кала, внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С нее я и начал свои поиски, в результате которых я обратил внимания на башенную архитектуру Кавказа. И эта тема меня увлекла, поскольку подобных сооружений я до этого никогда не встречал. Так тропа любопытства вывела меня на блог timag82 и его ресурс Открытый Кавказ . После посещения этого ресурса очень сложно остаться равнодушным к местным красотам и памятникам, поэтому идея с путешествием в Ингушетию засела в мою голову накрепко.

    Далее возникает второй вопрос. Безопасность . Многие спрашивали меня, не страшно ли было ехать, как отнеслись родные и близкие? Несмотря на то, что я не смотрю зомбоящик и стараюсь думать своей головой, все же отголоски заголовков о террористах, КТО и прочей полезной и не очень информации сидели в моей голове. Тут надо сказать, что в современном мире вообще нет абсолютно безопасных мест. Риски есть всегда, это касается и путешествий, которые всегда сопряжены с использованием транспорта, посещением мест с большим скоплением людей, изменением климатической зоны, общением с людьми неизвестного нрава и т.д. и т.п. Любое путешествие - это минимизация рисков для приемлемого для себя уровня. Соответственно все мои рассуждения на тему безопасности путешествия носят исключительно информационный характер и относятся к приемлемым лично для МЕНЯ рискам.
    Первым делом я просмотрел доступные отзывы других путешественников, которые посещали республику в последнее время и были близки к тому формату, который планировался. и отчеты, которые меня особенно впечатлили. Есть и другие, негативного опыта мною нигде встречено не было. Также я просмотрел информационные ресурсы на предмет каких-то негативных новостей за последнее время. В итоге, таких сообщений за последние 3 года можно встретить единицы и они относятся к равнинным районам или глухим территориям Сунженского района, куда я совсем не собирался. Джейрахский же район, где планировалась основная часть путешествия, вообще является приграничным с Грузией, там несколько пограничных застав, входы и выходы из него серьезно охраняются Российскими военными.
    За всю поездку самым опасным моментом для нас были, пожалуй, 20 минут на местном такси от Магаса до аэропорта в древней 99-ой на скорости 120 км/ч под проливным дождем. Да, в дороге тут надо быть аккуратнее. Пристегивайтесь и выбирайте проверенных водителей.
    Таким образом, для себя я решил, что при соблюдении элементарных правил безопасности и в сопровождении местного проводника, вся эта затея может считаться вполне безопасной.

    По результатам поездки могу сказать, что людей с оружием я видел всего несколько раз - проезжая блок-посты на въезде и выезде в приграничную зону, а также в районе селения Цори, где вообще отсутствуют местные жители, у нас проверили документы пограничники. Да, документы с собой носить надо обязательно, все же режим приграничной зоны обязывает.
    Общение же с местными жителями вообще приносит лишь положительные эмоции. Для них вы, во-первых - гость, а гостеприимство - это одна из наиболее ярких черт кавказских народов, причем читать об этом и прочувствовать это на себе - совсем разные вещи. А во-вторых, Вы - турист, а развивать туризм в этом районе хотят если не все, то очень многие, включая жителей окрестных сел. За время, проведенное в горах, нас множество раз пытались усадить за стол и накормить, подвезти - даже если не по пути, и просто улыбались, интересовались все ли хорошо, проявляли внимание.

    Решив для себя, что поездке в горную Ингушетию непременно быть, я занялся подготовкой к ней. Для начала необходимо было определиться с форматом путешествия (программа к тому времени у меня была уже примерно расписана, о ней чуть позже). Групповые туры, как собственно и всегда, охватывают основные достопримечательности - Эгикал, Таргим, Вовнушки, Тхаба Ерды и пропускают самое интересное - маленькие поселения и удаленные районы со своими удивительными особенностями. Такие туры я не рассматривал вообще.
    Ехать самостоятельно тоже оказывалось проблемно. Понятно, что общественный транспорт в районе фактически отсутствует. Есть несколько автобусов из Назрани в Джейрах через Владикавказ и маршрутка Джейрах - Гули. Внятное расписание нужно уточнять у местных жителей. Добраться же до удаленных районов Цоринского или Салгинского ущелий можно только на внедорожнике. В итоге, было решено искать турагенство, которое сможет организовать индивидуальный тур. Такое решение снимало вопрос с транспортом, снижало риски за счет постоянного присутствия местного гида, а также давало некоторые гарантии в случае возникновения проблем с гидом за счет подписанного договора.

    Поиск такого турагенства оказался не так прост. Запрос с наброском программы я отправил в 5-6 компаний. Ответ получил только от двух, еще одни ребята ответили через несколько недель, когда я уже фактически определился с поездкой. Из двух ответов один совсем не влезал в мой не слишком пухлый бюджет. В итоге, поездку нам организовывала замечательная девушка Юля из компании Сан-Трек . Она оперативно отвечала на все мои вопросы, слушала и корректировала мои хотелки, и, в целом, произвела впечатление надежного человека. О них же есть положительный отзыв в одном из отчетов, на которые я ссылался выше. Юля обещала нам самого лучшего гида с историческим образованием на комфортном внедорожнике. Я, конечно, с улыбкой отнесся к таким обещаниям, ну кто же будет говорить, что гид - скучен, а УАЗик тоже может быть комфортным внедорожником. Реальность пробила все мои ожидания. Наш гид Батыр Мальсагов впечатлил и меня и супругу в первый же день, о нем я расскажу чуть позже. А комфортным внедорожником оказался Mitsubishi Pajero, завозивший нас в самые невероятные места.


    (Пикник у Бейни после подъема на Столовую гору и наш верный транспорт)

    Вопрос с жильем я предпочел решать самостоятельно. Ну то есть решать - это громко сказано. Реальной альтернативы комплексу ЛОК "Армхи" в Джейрахском районе просто нет. Уже будучи в Ингушетии я узнал, что есть небольшая гостиница на перевале Цой-Лоам, а также можно остановится в гостевых домах местных жителей с приличными условиями проживания. Но никакой информации в интернете на эту тему не было, и для первой поездки такие варианты вряд ли подойдут. Если мне доведется попасть в горную Ингушетию еще раз (надеюсь, что это случится), я бы выбрал проживание в гостевом доме. Мой отзыв о ЛОКе . Для наших потребностей отель был вполне подходящим.

    Добраться до заветных мест сейчас можно просто и не дорого. Аэропорты Беслан и Магас находятся примерно на равном расстоянии от Армхи, туда прилетают несколько рейсов из Москвы. В Магас летает Победа и Ютэйр, в Беслан еще и S7. Выбирал рейсы удобные по времени, S7 не рассматривал в силу дороговизны (почему-то билеты у них стояли в 1.5 раза дороже, чем у конкурентов, хотя летать это авиакомпанией я очень люблю). В итоге, из Москвы мы летели дневным рейсом Победы в Магас. Обратно - вечерним рейсом той же Победы из Беслана. При прочих равных, аэропорт Магаса новее, уютнее и приятнее. ЖД транспорт не рассматривал, т.к. по времени - долго, а по цене плацкарт практически не отличается от цен на самолет. В аэропорту нас встречал гид, поэтому расценок на такси не знаю. Добраться до Джейраха на общественном транспорте теоретически можно, практически - очень и очень не просто.

    День 1 . Джейрахское ущелье. Фуртоугский водопад, далее пешком от селения Фуртоуг до Бейни через Духаргишт и Харп. После обеда Ляжгинский водопад и селение Эрзи.

    День 2 . Галгаевское ущелье и Таргимская котловина. Перевал Цой-Лоам, Кели, Вовнушки, храм Тхаба Ерды, Таргим, Эгикал и множество селений по дороге. Вообще Трагимская котловина - это центр башенной архитектуры Ингушетии и башни там возвышаются за каждым поворотом. Интересно, что в этот день компанию нам составил интересный собеседник pavel_shipilin , об этом дне он немного рассказывал у себя в журнале .


    День 3 . Пялинг, Ний, Цори. Пожалуй, самый потрясающий день поездки. Пялинг и Ний обладают множеством интересных деталей, которые более нигде не встречаются. Цори - огромное селение со своим колоритом. Кроме того - это абсолютно глухие места, где живут всего несколько человек, а природные рельефы разительно отличаются от того, что мы видели в предыдущие дни. Правда дорога туда не проста и не близка, нужен нормальный полноприводный автомобиль и умелый водитель. Но увиденное превосходит все ожидания.


    День 4 мы планировали провести в ЛОКе, однако в силу того, что как курорт Армхи для нас не состоялся, и все интересные нам места были закрыты, там мы смогли провести только пол дня. Более того, в этот день в Армхи проходило заседание местных властных структур под предвательством Главы республики, поэтому мы решили пойти прогуляться в сторону ближайших поселений. Добрались до селения Ляжги (подвез местный житель, вообще с автостопом там проблем нет), забрались к одинокой башня Эжерте, откуда открываются красивые виды. Дальше можно было идти по верху ущелья в сторону Эрзи через Морч и Кошк, но ощутимо портилась погода, поэтому мы были вынуждены спустится к реке Армхи и возвращаться в ЛОК. Вечером сидели на лавочке и смотрели как на горы надвигается гроза, зрелище, скажу я вам, потрясающее.


    (Сигнальная башня Эжерти)

    В 5-ый день мы совершили восхождение на Столовую гору. Подробно том, как совершить подобное восхождение можно почитать у Тимура Агирова .
    Этот день подарил нам еще одну гамму новых эмоций и впечатлений. Целью восхождения было святилище Мят-Сели, на самый пик подниматься мы не собирались. Но и этот относительно не большой подъем для нашей офисной физической формы был приличным испытанием. Супруга поднималась не просто, несмотря на то, что мы готовились и 3 дня до этого проходили Лестницу Здоровья (1780 ступенек) в ЛОКе туда и обратно каждый день. Неспешный подъем за разговорами с нашим гидом занял 4 часа. Во время подъема, пока солнце еще не взошло высоко, открывались красивые виды на Казбек и ущелье. Наверху у святилища мы провели около часа. Это место с удивительно энергетикой, реально ощущаешь себя на вершине мира, а рядом с тобой гордо парят орлы. Удивило меня правда состояние самого святилища, странно было видеть такое отношение местных властей к памяти своего народа. Внутри святилища, видимо из "благих" целей поставили скамейки и стол, где предыдущие посетители оставили после себя гору непонятного мусора. Но если с нерадивыми туристами, к сожалению, сделать что-то сложно, то зачем устраивать харчевню в святилище, куда в не столь далекие времена мог заходить только жрец, совершенно не ясно. Отношение к месту также видно по тому, как заделан оконный проем. Он забит камнем вперемешку с целлофаном и прочим мусором, выглядит это, по меньшей мере, странно. Спустились мы значительно быстрее, где-то за 2 часа. Я нашел в себе силы немного полазить по башням Бейни, а супруга и Батыр пили чай на полянке около селения.
    ВАЖНО! Подъем на гору доступен большинству людей без острых сердечных-сосудистых проблем, главное не торопиться и подниматься в свое удовольствие. Однако, обязательно берите с собой треккинговые (или обычные) палки, это сильно облегчит и подъем, и спуск. Также рекомендую иметь обувь с нормальным протектором на подошве - дорога достаточно сыпучая. Нагрузка на колени на спуске приличная, так что при необходимости одевайте эластичные наколенники.


    (Серпантин по пути на гору. Примерно по такой же дороге поднимались ингуши к святилищу своего бога)


    День 6 запомнился не только уютным и скрытым от мира Салгинским ущельем, но и погодой, которая к обеду накрыла горы плотными молочными облаками. Свернув с основной дороги мы остановились у сторожевой башни Магой-Джел, которая связывала Салгинское и Галгаевское ущелье. Она интересна своим расположением и тем, что непосредственно под ней располагалось укрытие для овец. Дальше мы спустились к центру ущелья через Гу к башням Салги. В этом селении помимо башен прекрасно сохранились склеповые захоронения с достаточно редкой гробницей, имеющей стрельчатый притвор. Чтобы попасть в соседние поселения необходимо было вернуться обратно, практически к Магой-Джел, и ехать другой дорогой через лес. В этой части ущелья расположен большой башенный комплекс Лялах. Хяни мы посмотрели лишь с дороги, поскольку погода портилась и спускаться времени уже не было. Хочу отметить, что дороги в этих местах совсем плохие. После дождя проехать там будет крайне сложно, а в сухую погоду они доступны полноприводным машинам. К сожалению, начинавшийся дождь не дал нам пройти от Лялах в сторону Салги вдоль русла реки, однако, при наличии времени такой поход будет очень интересен.



    Последний день своего путешествия мы начали с дороги на равнинную часть через Ассинское ущелье. Асса - река бурная, ущелье очень узкое и живописное. Вход и выход из него охраняют старые башни Гаги-Галаш. Дорога из Армхи до Назрани через ущелье с остановками в интересных местах заняла около 3 часов. В Назрани мы посмотрели крепость. Увы, она в удручающем состоянии, на ее территории находится больница, а мер по ее сохранению не видно совсем. Несмотря на это, крепость будет интересна любителем фортификации как редкий экземпляр малых крепостей Российской Империи на Кавказе. Но особенное впечатление на меня произвел в этот день Мемориал памяти и славы. Сам по себе он вряд ли расскажет многое простому путешественнику, поэтому обязательно походите по нему с гидом или экскурсией. За монументальными памятниками и скульптурами, за мемориальными плитами скрывается вся совместная история России и Ингушетии, о которой может рассказать только хороший гид. Только гид расскажет о тех людях, которые отличились в рядах армии Российской Империи, о защитниках Брестской крепости, о героях современной России, о всех тех людях, имена который выбиты на грание плит. Главный же элемент мемориала посвящен одной из трагичных страниц нашей совместной истории - депортации народов времен Великйой Отечественной войны. И, пожалуй, это то событие, которое очень важно пропустить через себя. Прочувствовать отголоски той боли, которая тогда косила целые народы. Возможно тогда, через наши общие героические и трагические страницы истории, народы, живущие на просторах нашей общей Родины, смогут быть ближе друг к другу.


    За весь тот объем знаний, впечатлений и эмоций я прежде всего благодарен нашему гиду - Батыру Мальсагову. Смело могу рекомендовать его всем, кто желает не просто поставить галочку, а узнать больше об архитектуре, истории и традициях ингушей. Батыр показал нам множество всяких интересных деталей башенной архитектуры, которые мы вряд ли бы увидели сами. Подкармливал нас домашними фруктами, овощами и разными вкусностями. Водил и возил нас в такие удивительные дебри, что дух захватывало. При этом был абсолютно не навязчив и, если надо было молча сидеть, смотреть в окно и переваривать впечатления, сидели и переваривали, что для меня было особенно важно. И самое главное, создавал ощущение полнейшей безопасности как на дороге, так и во время наших пеших вылазок, что, в свою очередь, было очень важно для моей супруги.

    Вообще в этом путешествии для меня многое было впервые. Это мое первое путешествие, когда я обращался в турагенство. Первое путешествие с гидом. Первое путешествие на Кавказ и за пределы центральной России. Первый раз я пытаюсь писать отчет-впечатление (прошу простить меня за мой язык, мне ближе технические описания, нежели литературные опусы). И, пожалуй, впервые путешествие произвело на меня такое сильное впечатление. Можно сказать много слов о красоте горных пейзажей, но говорить об этом и даже показывать фото большого смысла нет. Горы надо видеть. Можно написать восторженные отзывы об ингушских башнях. Они действительно прекрасны и интересны в своей строгой внутренней простоте в сочетании со сложнейшими строительными приемами. Может показаться, что не стоит тратить время на посещение многих башенных комплексов, однако вся их прелесть раскрывается в деталях. Узоры на башнях, оконные проемы, цвет кладки, размеры машикулей, бойницы, уклон боевых башен, разные виды исполнения крыш - все эти детали сильно разнятся от села к селу, от башни к башне, и именно в этих деталях и кроется вся прелесть средневековой архитектуры вообще. Для того, чтобы рассмотреть эти детали, проникнутся духом этой архитектуры, не хватит одного дня. Больше того, скажу, что и недели мне было мало. Я бы с огромным удовольствием побродил бы пешком от селения к селению без четкой цели и маршрута еще несколько дней. О башенной архитектуре я напишу отдельный пост.
    Другое яркое впечатление от посещения далеких ингушский селений - чувство первооткрывателя. За счет того, что в этих местах давно никто не живет, а людей можно встретить только в центральной части района, порой ощущаешь себя первопроходцем, исследователем какой-то древней цивилизации. И действительно, тот пласт истории, архитектуры и искусства, который хранят эти камни, исследован достаточно поверхностно и каждый новый путешественник может найти тут для себя что-то новое.


    "Когда у человека в начале жизни нет глаз и головы, чтобы заглянуть вперед, тогда в конце ее он может не оглядываться. Там не останется ничего, кроме боли..." Идрис Базоркин, Из тьмы веков.

    Но все это, пожалуй, не главное. Главное мое потрясение - это люди - ингуши, и их культура. Культура народа, с которым мы живем в одной стране уже почти 250 лет. Народ, о котором я не знал практически ничего, кроме горстки стереотипов. А сколько таких народов еще живет вместе с нами? Мы живем в то время, когда многие из нас получили возможность узнавать мир своими глазами и ушами. Как мы пользуемся этой возможностью? Порой мы знаем о далекой Греции больше, чем о регионах нашей собственной страны. А порой не хотим знать ничего, кроме пляжа и all inclusive. А в глаза и в уши нам вместо этого из зомбоящика и интернетов заливается пропаганда и насилие, однобокие мнения и удобные догмы. Можно по разному относится к тому, что сейчас происходит в нашей стране, одобрять или ругать власть, но наша Родина и люди, которые живут на ней, достойны того, чтобы знать и хотя бы пытаться понимать друг друга . Можно принимать или не принимать особенности той или иной культуры, но знать ее полезно для понимания людей, с которыми мы живем. Нам есть чему научить друг друга. Возьмем, для примера, отношение к своему роду, к своим предкам. Кавказ - это то место, где знания о своей фамилии закладываются с детства. Многие жители Кавказа знают и могут рассказать о самых достойных своих предках на много поколений назад, знают откуда они произошли, знают и чтут свои корни. Я же, вряд ли могу вспомнить много о тех, кто был предками моих бабушек и дедушек.
    Давайте же слушать друг друга, видеть друг друга, узнавать друга друга, и становится сильнее вместе. Тогда, возможно, придет такое время, что ни один политикан, любитель власти и денег, не сможет посеять вражду и пролить кровь народов, которые жили в мире под одной крышей. Я хочу верить в это...

    Официальные сайты .

    Забери к себе:

    Республика Ингушетия является самой молодой на территории России: она образовална 4 июня 1992 года. В марте 1993 года была принята Декларация «О государственном суверенитете Ингушской Республики». Однако, история Ингушей уходит далеко в прошлое.. чему свидетельствуют, например, родовые башни Ингушей. Традиции и обычаи Ингушей сохранились и по сей день.

    27 февраля 1994 года народ Ингушетии принял Конституцию Республики, а также избрал первого Президента Ингушетии, которым стал Руслан Аушев — офицер Советской Армии. Аушев, которого поддерживала большая часть населения, был против объединения Чечни и Ингушетии в один регион, но сложно отыскать человека, который мог бы обвинить его в не братских отношениях к Чеченскому народу.

    Чуть позже, весной 2002 года Президентом Ингушетии стал Мурат Зязиков. При нем был увеличен средний доход населения в 2,7 раза, а в 2007 году средняя пенсия увеличилась на треть.Однако, в период правления Зязикова увеличилось количество грабежей, убийств и террористических актов.

    Юнус-бек Евкуров — третий президент Республики Ингушетии, который стал им после отставки Зязикова и по сей день правит республикой.

    Согласно данным Росстана, численность населения Ингушетии на 2013 составляет 442255 чел. Там проживают люди различных национальностей: ингуши, чеченцы, русские, азербайджанцы, и т.д. Кто такие Ингуши — доходчивым языком постарался изложить один из наших пользователей.

    Административно Ингушская республика делится на 5 городов (Магас, Владикавказ, Карабулак, Назрань, Малгобек), 65 сёл и 5 районов (Пригородный, Назрановский, Сунженский, Джейрахский и Малгобекский).

    Самые высокие точки над уровнем моря располагаются на Столовой горе — это вершины Маьтт-Лоам (2993 м) и Шоан (4451 м).

    Столица Ингушетии

    Столицей республики Ингушетия является Магас — город солнца. Город Магас расположен в 4 000 метрах юго-восточнее Назрани (бывшей столицы Ингушетии) и в 500 метрах от границы Ингушетии с Осетией. Магас — один из самых малонаселенных городов России, а так же самый молодой город. Магас — так называлась столица древнего Аланского государства. Арабский автор X века впервые упоминает город в своем сочинении «Мурудж аз захаб» (Золотые истоки). Город основан в 1995 году Русланом Аушевым. 26 декабря 2000 года Магас стал столицей Ингушетии.

    Карта Ингушетии

    Карта Ингушетии, с указанием населенных пунктов и границ республики.

    Ингушетия находится в северной части Большого Кавказа (горная система на границе России, Грузии и Азербайджана, между Чёрным и Каспийским морями) и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО, Россия). Административный центр Ингушетии (столица республики) Магас. С севера на юг республика Ингушетия занимает 144 км, а с запада на восток 72 км. Население Ингушетии 453 000 (согласно переписи 2014 года) на территории с общей площадью 3 513 кв. км.

    Республика Ингушетия — районы

    Города Ингушетии

    1. Магас — самый молодой город в России
    2. Назрань — крупнейший город региона и бывшая столица республики
    3. Карабулак — город на равнине
    4. Малгобек — город воинской славы

    Факты о Ингушетии

    • Географическим центром Кавказа является Ингушетия
    • Владикавказ (Ингушское название — Буро) являлся столицей Ингушетии до 1933 года
    • Уроженцами Ингушетии являются ингуши, которые называют себя galgai (галгай)
    • Первый Герой России — С.С. Осканов
    • 1 марта — день Джигита, официальный праздник в Ингушетии, где не празднуется день защитника отечества (23 февраля — день депортации Ингушского народа).
    • Самая чистая в мире нефть, из которой делают авиационные масла, добывают в Ингушетии.
    • Важнейшей задачей Ингушетии является возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетии, согласно конституции республики.
    • Больше фактов — тут.

    Фото Ингушетии

    Все материалы от фотографа Евгения Шивцова:

    Мемориал памяти и славы

    Горы Ингушетии

    Магас — столица Ингушетии

    Горная Ингушетия

    Глава Ингушетии

    В период с 1929-1991, Ингушетия была объединена с Чеченской республикой и формировала Чечено-Ингушскую АССР. После чего Ингушетия вышла из состава ЧИАССР.

    Руслан Аушев — первый президент Ингушетии. Родился 29 октября 1954 года.

    Управлял республикой с 1993 по 2002. Основал город солнца — Магас. Политик и общественный деятель России.

    Кроме этого, является председателем Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав Правительств СНГ.

    Герой Советского Союза.

    Принял участие в спасении детей в Беслане.

    Мурат Зязиков вступил в должность президента в 2002 году. Правил с 2002 по 2008 год.

    Генерал-лейтенант, государственный деятель.

    Доктор философских наук.

    С 2008 по 2012 год являлся советником президента Российской Федерации.

    С октября 2012 года - заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе.

    Юнус-Бек Евкуров стал новым президентом Ингушетии в 2008, который начал кампанию по улучшению ситуации в регионе.

    С 1 января 2011 года высшее должностное лицо Ингушетии называется «Главой Ингушетии», а не президентом, как было ранее.

    Герой Российской Федерации.

    Член Высшего совета партии «Единая Россия».

    Флаг начали разрабатывать в январе 1994 года, а утвердили его 15 июня 1994 года. Однако, в 1999 году в него внесли небольшие изменения. Сам флаг Ингушетии белого цвета, с зелёными полосами сверху и снизу. Посередине расположен солярный знак, имеющий форму красного круга с протянувшимися от него тремя лучами, которые направлены против часовой стрелки. Отношение ширины к длине флага — 2:3. В сети есть огромное количество изображений флага, а именно, солярного знака, который является неверным. Флаг Ингушетии — картинки флага Ингушетии.

    Герб был принят 26 августа 1994 года. Это — круг, в центральной части которого нарисован орёл с раскрытыми крыльями, который является символом мужества, верности и мудрости. Там же изображена боевая башня Овлура, расположенная на фоне Кавказских гор. Слева от башни располагается Столовая гора, а справа — гора Казбек. Над всей этой картиной изображен полукруг Солнца, которое находится в зените и извергает 7 прямых лучей, идущих вниз. В нижней части герба располагается солярный знак, который имеется также и на флаге. Герб украшен 5 цветами: золотистый, голубой, красный, зелёный и белый.

    Гимн Ингушетии

    Ингушский гимн был утверждён в 1993 году. Автором музыки является Зангиев, автор слов — Рамзан Цуров. Однако, в 2005 году был принят новый гимн, но в 2010 году вернули начальный вариант.

    /wp-content/uploads/2017/02/gimn_Ingushetii.mp3

    Текст гимна:

    Лоамий мехка хозагIа дола дакъа
    ДIа а лаьца улл хьо, ГIалгIайче,
    Курра йолаш никъ хьо хьай дIахо
    Дуне мел латт яха хьо, ГIалгIайче.

    Везан — Даьла, йоахае ГIалгIайче.
    Лаьтта даттIал йоккха я човнаш,
    МоастагIаша хьа дегIа яьраш.
    Эздий хилба хьа керахьа къонгаш,
    ЧIир леха, бохабе гIаьраш.
    Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
    ЧIир леха из ба ГIалгIайченна.
    Дунен чухьа лехаргьяц оатто,
    Деза вайна хьагI йоаца вахар.
    Лаьтта оахаш дахаргда лаьтта,
    Низ кхоаче из лаьтта аха.
    Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
    Лаьтта аха низ ба ГIалгIайченна.
    Бокъонга сатувс хьа уйлаша,
    Дог, тов мо, леталу хьа чIоагIа
    Тха Даьхе, хьо массаза хийла
    Кортамукъа, дех Даьлага оаха.
    Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
    Кортамукъа халлийта ГIалгIайче!

    Сайты Ингушетии

    • Официальный сайт Ингушетии: ingushetia.ru
    • Сайт Правительства РИ: pravitelstvori.ru
    • Сайт Народного Собрания РИ: nsri.ru

    Для тех, кому недостаточно пеших туров и кто предпочитает любоваться горной панорамой с высоты птичьего полета, газета «Ингушетия» выясняла, как и где можно это сделать, а также, во сколько это обойдется.

    Из Магаса до Кушт-Г1ала

    Столичные власти совместно с Комитетом по туризму республики разработали два экскурсионных маршрута - «Магас - Вовнушки» и «Магас - Цори». Туры расписаны по минутам. Старт вертолет должен взять с площади Алания возле башни Согласия, а приземлиться на территории башенного комплекса Кушт-Г1ала, расположенного у подножия Столовой горы. Далее участников тура в сопровождении гида проведут по территории семи древних башенных комплексов - Цори, Ний, Пялинг, Таргим, Бейни, Эгикал, Вовнушки, подъезд к которым будет осуществлен на автомобилях.

    Смогут они посетить и Ляжгинский водопад, и Цейломский перевал, и древний храм Тхаба-Ерды. Прежде чем вылететь обратно в Магас, туристы поднимутся над Столовой горой на вертолете для завершающего обзора. Продолжительность туров составляет 4-5 часов.

    В Комтуризма сообщают, что разрабатывается и дополнительный маршрут к Эка-Чожинскому и Фуртоугскому водопадам. Для удобства посещения Фуртоугского водопада здесь не так давно построили мост.

    В мэрии Магаса отмечают, что экскурсионный тур на вертолете экстра-класса «Еврокоптер 360» ориентирован на иногородних и зарубежных туристов. Здесь не скрывают, что экскурсии дорогостоящие и вряд ли доступны для среднестатистического жителя Ингушетии. В одном туре могут принять участие 4-5 человек. Стоимость экскурсии рассчитывается по отдельности на каждого участника и составляет 35 тысяч рублей. Как сложилась такая цена, объяснил начальник отдела спорта и туризма мэрии столицы Магомед Гадиев.

    У нас пилотный проект. Да, очень дорого. Но мэр и так постарался убедить кампанию, предоставляющую нам вертолет, снизить стоимость, так как первоначально она была еще выше. При разработке проекта экскурсии мы преимущественно рассчитывали на гостей республики. Понимаем, что многие жители Ингушетии не смогут себе это позволить. Но снизить стоимость невозможно, так как это будет нам в ущерб. Дороговизна связана с расходами на горюче-смазочные материалы для вертолета, - сообщил Магомед Гадиев.

    С момента анонсирования экскурсионных туров на вертолете в прошлом месяце сотрудники мэрии приняли множество заявок на участие в турах. Среди них - ни одной заявки от жителей Ингушетии, что подтверждает слова Магомеда Гадиева об определенной недоступности экскурсий для них.

    В течение месяца, что мы объявили об экскурсии, не проходит дня, чтобы к нам не обращались по их поводу. В день стабильно мы получаем по два-три звонка, желающих очень много. Проект оправдал себя и имеет значительный спрос. Все заявки поступили из других регионов России и из-за границы. Это люди, которые действительно готовы воспользоваться возможностями нашего тура. Первая экскурсия состоится 14 апреля, - рассказал собеседник.

    Бюджетный тур - чтобы не остаться без полета

    Но тем, кому очень хочется стать «на крылья», не стоит огорчаться, так как в республике можно воспользоваться бюджетным туром. Конечно, придется забыть о вертолете, широком внешнем обзоре, но взглянуть на красоты Джейрахского района со стометровой высоты будет возможным. На выбор - самолет Ан-2 (называемый в народе «кукурузник») или компактный самолет СП-30. И в первом и во втором самолете в кресле пилота - Руслан Могушков, руководитель аэроклуба при Ингушском отделении ДОСААФ, за плечами которого 750 часов налета.

    Ан-2 - самолет государственной авиации, который прилетел в Ингушетию в 2016 году, в собственности ингушского ДОСААФ, а вот самолет СП-30 принадлежит Руслану Могушкову. С переменой воздушного судна поменяется и название экскурсии, так как это будет уже демонстрационный полет. Таких демонстрационных полетов Руслан Могушков налетывает в течение года около десяти раз. Из-за отсутствия коммерческого подхода к организации полетов, по его словам, это не стало полномерным предприятиям как для аэроклуба, так и для него лично.

    У меня достаточный доход, и я не рассматривал полеты как средство к заработку. Это касаемо моего СП-30. То же самое у нас и с Ан-2, где организацию полетов мы также не поставили «на конвейер». Были у нас планы в нашем аэроклубе, но пока это только планы. На своем самолете я больше катаю друзей, родственников. А так, несколько раз в год люди обращаются в частном порядке. Я не имею права перевозить их из пункта «А» в пункт «Б», то есть заниматься коммерческими перевозками - для этого необходим сертификат эксплуатанта. То, что я организую, называется «демонстрационными полетами», - рассказывает Руслан Могушков.

    Демонстрационный полет Руслан Могушков может организовать не только в республике, но и по всей стране. Главное - вовремя все согласовать с координирующим центром.

    Я и в Грозный летал. И сегодня могу совершить полет в любую точку России. Просто необходимо заявить план в Ростовский зональный центр. Это связано с тем, что любое воздушное судно должно координировать свой маршрут с управляющим центром. У нас - это Ростовский. Согласовать свой план можно за 10-20 минут до взлета и можно вылетать после его утверждения, - говорит он.

    На Ан-2 Руслан Могушков может облететь что угодно, а вот посадить его может только на специальных взлетных площадках.
    - Чтобы наш аэроклуб стал действительно зарабатывать, нам необходимы дополнительные площадки для посадки и взлета. Ан-2 нуждается во взлетно-посадочной полосе не меньше 500 метров. Для начала нам необходима такая площадка в Джейрахском районе. Мы такое обсуждали, но пока у нас в республике только две площадки - в Назрани и на территории поселения Новый Редант. С СП-30 у меня таких проблем нет, могу его посадить на любом пятачке площадью 30 на 30 метров, у него укороченная взлетная площадка, - отмечает Руслан Могушков.

    Он согласен, что на вертолете интереснее и обзор шире, но и стоимость полета на нем соответствующая, хотя, по его мнению, и оправданная. За те же 35 тысяч рублей на вертолете на одного пассажира, он готов взять на борт Ан-2 5-6 человек. Правда, в 6-7 тысяч рублей обойдется всего час полета. Если же предпочитать одиночный полет, исключая пилота, конечно, то необходимо выбрать двухместный легкий самолет СП-30. В час это удовольствие будет стоить 7,5 тысячи рублей. Хотя это менее красочно и продолжительнее, чем экскурсии на вертолете экстра-класса, но более реалистично и доступно.