Прокудин-горский, сергей михайлович. Краткая биография с

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

12 мифов о Прокудине-Горском

Относительно недавно «открытый» Интернетом пионер русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) уже успел превратиться в настоящую знаменитость. Его творческое наследие не оставляет почти никого равнодушным. Как и положено настоящей знаменитости, жизнь и творчество нашего героя уже успели обрасти мифами, которые ежедневно тиражируются в Сети (и не только) в массовых масштабах.

Бороться с мифами дело совершенно безнадежное, на то они и мифы.

Однако серьёзным почитателям «мастера натурального цвета» будет, возможно, интересно проверить свои знания.

Буду признателен за любые отзывы, замечания и вопросы!


1. Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Первый миф, точнее путаница, касается места рождения. Обычно пишут, Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Все три вышеназванных места рождения, периодически называемые на разных сайтах и в печатных статьях, являются неправильными.

В 2010 г. было документально установлено (архивной выпиской из метрики), что Прокудин-Горский родился в фамильном имении Фуникова Гора Покровского уезда Владимирской губернии (ныне это Киржачский район)

Источник мифа о рождении Прокудина-Горского в Муроме - его собственноручные записи в анкетах, начиная с 1918 г. Зачем он указывал неверное место рождения - до сих пор не известно.

С Муромом у Сергея Михайловича были связаны отроческие годы.

2. Учёба Прокудина-Горского .

До 2010 г. не было документальных свидетельств об образовании Сергея Михайловича, отсюда родился миф, что он окончил в 1889 г. Политехнический институт в Петербурге.

На самом деле Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Затем по неизвестной причине он оставляет университет и в сентябре 1888 г. становится слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Следующий миф состоит в том, что окончив якобы Технологический институт, Прокудин-Горский отправился за границу, где некоторое время преподавал химию в Высшей Технической Школе в Шарлоттенбурге, читал лекции о спектральном анализе и фотохимии, вошел в контакт в Адольфом Мите, потом переехал в Париж и продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме Жюля Момене, занимавшегося исследованиями в области цветной фотографии.

В действительности ни в какую заграницу Прокудин-Горский после завершения (т.е. оставления) учёбы не отправился, а в 1890 г. женился и поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся (благотворительное полугосударственное учреждение). Эдме Жюля Момене он, очевидно, знать не мог, так как тот умер раньше, чем Прокудин-Горский заинтересовался цветной фотографией, а с Адольфом Мите познакомился лишь спустя 12 лет, в 1902 году.

3. Прокудин-Горский изобрёл цветную фотографию .

Это один из главных мифов и его, честно говоря, даже не хочется опровергать. Но, как говорится, «истина дороже». Изобретение цветной фотографии - это растянувшийся на несколько десятилетий процесс, в котором были задействован многие учёные. Наиболее крупный вклад внёс британский учёный Кларк Максвелл, который в 1855 году предложил сам принцип, а в 1861 году (за 2 года до рождения Прокудина-Горского!) сделал первый экспериментальный цветной снимок. Потом были открытия немецкого учёного Вильгельма Фогеля в области сенсибилизации. Практически применимую технологию съемок методом цветоделения в 1885 году создал и начал использовать американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс. В Европе ту же технологию создал в 1901 году немецкий учёный Адольф Мите, у которого и учился Прокудин-Горский.

Хотя вся аппаратура была заказана в Германии, Сергей Михайлович, будучи талантливым фотохимиком, внёс большой вклад в совершенствование рецептуры сенсибилизатров.

4. Прокудин-Горский снимал Русско-Японскую войну.

Действительно, имеется альбом снимков этой войны, выпущенный в 1906 году, где фамилия Прокудина-Горского указана на титуле. Однако эта фамилия означает не авторство снимков, а то, что Прокудин-Горский был составителем и издателем альбома.

Документально установлено, что во время запечатлённых на снимках альбома событий Сергей Михайлович находился в Петербурге.

5. Прокудин-Горский - «царский фотограф»/«личный фотограф царя»/»придворный фотограф» .

Один из наиболее распространённых мифов или штампов.

В действительности Сергей Михайлович никогда не был придворным фотографом. Он встречался с царём несколько раз в своей жизни (в 1909-1913 гг.), показывал ему свои снимки и получил поддержку по проекту документировании Российской империи. К моменту первой встречи с царём Прокудин-Горский уже успел совершить несколько фотоэкспедиций и его коллекцию уже называли в прессе «знаменитой». Не будь «царского» вагона и парохода, Прокудин-Горский, наверное, никогда бы не снял реку Чусовую и село Ныроб, зато, возможно, было бы больше снимков городов центральной России.

6. Снимки Прокудина-Горского носят постановочный характер и лакируют действительность царской России .

Этот миф непосредственно связан с мифом о «царском фотографе».

Часть правды, однако, здесь присутствует. Во-первых, сам Прокудин-Горский писал однажды в своём журнале, что для съемки у него крестьяне старались вырядиться получше. Поэтому одежда позирующих на снимках людей не всегда повседневная.

Во-вторых, поддержка фотоэкспедиций со стороны царя всё-таки накладывала некоторые моральные ограничения. У Прокудина-Горского не известно кадров с изможденными людьми в голодающих деревнях, нищими бродягами, сценами пьяной драки у ночлежки, которые в изобилии можно встретить, например, у Максима Дмитриева.

Но, как представляется, здесь дело даже не в самоцензуре и стремлении угодить власть имущим, а в искреннем желании Сергея Михайловича запечатлеть свою страну в её лучших проявлениях, создать светлый образ Отечества для патриотического воспитания молодёжи на этом материале. Вскрывать социальные язвы русского общества он оставлял другим.

В этом смысле созданный им фотографический портрет России накануне революции можно назвать вполне правдивым и реалистическим, хотя и далеко не полным.

7. Прокудин-Горский не мог печатать свои снимки, а только проектировать их.

На самом деле Прокудин-Горский как раз увлекся цветной фотографией после того, как стал специалистом по цветной печати (известна с 18 века).

Свои самые ранние снимки он издавал в виде фотооткрыток в 1906 году, а также вклеек в журнале «Фотограф-любитель» в 1906-1909 гг. Многие снимки Прокудина-Горского опубликованы в виде книжных иллюстраций, некоторые из которых имеют почти современное качество. Например, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Феoдоровича» (СПБ, 1913 г.).

8. Прокудин-Горский не снимал крупные города: Петербург, Москву, Киев.

Из-за того, что значительная часть коллекции Прокудина-Горского не известна нам даже по названиям снимков, вообще трудно утверждать, что он не снимал тот или иной город.

Но Петербург, Москву, Киев Сергей Михайлович точно снимал, просто почти все эти снимки относятся к пропавшим частям коллекции. Петербургских снимков известно как минимум 15, большинство из которых - только по названиям. Снимков Киева было сделано в 1905 году аж 38, но только один из них дошел до нас, в качестве открыточной репродукции. Видовой снимок Москвы известен пока только один (Новоспасский монастырь), но их вполне могло быть больше.

9. Прокудин-Горский оказался совершенно не нужен советской власти.

Творчество Прокудина-Горского для многих людей олицетворяет мощь и красоту дореволюционной России, целого мира, который был разрушен, похоронен революцией. Поэтому для многих людей представляется совершенно естественным, что «личному царскому фотографу» просто не могло быть места при новом режиме, он оказался ненужным, отвергнутым и чудом унёс ноги из Советской России.

Однако историческая действительность гораздо сложнее и противоречивей. Все знают, что «отвергнутый» фотограф устраивал персональные показы своих снимков в Зимнем дворце в марте 1918 года, но мало кому известно, что со вступительным словом перед показом выступал нарком просвещения Луначарский, оказавшийся большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

Также многим известно, что Прокудин-Горский вошёл в том же 1918 году в оргкомитет учреждаемого в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники, но почти никто не знает, что в мае 1918 г. В.И.Ленин лично дал указание включить Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мастерская Прокудина-Горского на Б. Подьяческой получала в 1918 году заказы от издательства «Коммунист».

Крупнейший в России специалист по цветной печати был крайне необходим новым властям! Другой вопрос, хотел ли сам Прокудин-Горский работать при новом режиме?

В августе 1918 года он отправился в очередную зарубежную командировку по поручению Наркомпроса и уже не вернулся из неё.

По семейному преданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.

10. Прокудин-Горский эмигрировал, увезя с собой чемодан/20 ящиков/вагон фотопластин. При этом на таможне конфисковали снимки царской семьи и фотографии стратегического характера .

В действительности, как уже говорилось выше, Прокудин-Горский выехал в августе 1918 г. в служебную командировку по заданию Наркомпроса, из которой решил не возвращаться. Свою коллекцию (точнее, её часть) он получил из СССР только спустя несколько лет (по всей видимости, осенью 1931 года). К этому моменту коллекция, очевидно, давно уже находилась в собственности советского государства. Поэтому некоторые снимки были «исключены» (по словам самого Прокудина-Горского), а не «конфискованы на таможне». На каких условиях советское правительство согласилось переслать большую часть коллекции во Францию - до сих пор величайшая загадка. Многолетние исследования архивов не обнаружили никаких следов «дела о вывозе». Что касается снимков царской семьи, то информация об их существовании основана на семейных легендах и документально пока не подтверждена.

11. В советское время имя Прокудина-Горского было совершенно вычеркнуто и забыто.

Это не так. Даже в сталинский период на его имя не было запрета и оно периодически упоминалось в технической литературе в связи с историей изобретения цветной фотографии и цветного кино. В 1955 году вышла книга С. Морозова «Русская художественная фотография», где все заслуги Прокудина-Горского были перечислены в самом хвалебном тоне (эта книга в дальнейшим переиздавалась).

В 1970 г. в популярном журнале «Наука и жизнь» вышла статья С. Гараниной «Л. Н. Толстой на цветном фото». С этого момента статьи о Прокудине-Горском в СССР печатались уже периодически. В 1978 г. один из его наиболее известных снимков (портрет Льва Толстого) был опубликован на обложке журнала «Огонёк» тиражам более 2 миллионов экземпляров, о самом Прокудине-Горском в том же номере была небольшая статья.

12. Доступные в Сети снимки Прокудина-Горского - это результат сложных компьютерных технологий по восстановлению цвета.

В наиболее радикальном виде этот миф звучит как «современная наука научилась делать чёрно-белые снимки цветными».

В действительности компьютерная технология позволила получить (а главное -зафиксировать) то изображение, которое Прокудин-Горский получал на экране с помощью своего проектора.

Для многих снимков оказалось вполне достаточным всего лишь совместить три цветовых канала, чтобы получилось почти идеальное цветное изображение, не требующее никаких дальнейших манипуляций.

Другой вопрос, что большинство снимков были изначально «с браком» по причине неправильной выдержки одной или более пластин, либо сильно повредились при хранении. Здесь компьютерная технология позволяет восстановить естественный баланс цветов и провести реставрацию снимка.

Таким образом, компьютерная технология позволяет получить те цвета, которые изначально были заложен в тройном негативе.

***

Мы коснулись только наиболее распространённых и существенных мифов о Прокудине-Горском. Наряду с ними в Сети и печатной литературе встречается ещё множество самых различных ошибок, неточностей, заблуждений.

Есть и утверждения, которые пока нельзя однозначно назвать вымыслом, но и документально подтвердить никак не удается. Например, об ученичестве у Менделеева, о съемке царской семьи или о демонстрации первых в России цветных фильмов.

На самом деле, мы ещё и половин не знаем о пионере русской цветной фотографии. Каждый год исследований приносит всё новые и новые сюрпризы, открытия и загадки. И этим Прокудин-Горский особенно интересен!


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также

Русский народ всегда был чертовски крут и офигенно изобретателен. Не смею утверждать, что сей редкий ген вживается только в тело русского человека и только с ним он гармонирует и уживается. Мы также много знаем об Эйнштейнах, Коперниках, Галиллеях и других выдающихся личностей, которыми несомненно нужно и должно восхищаться… Но живу я в России и я все больше хочу знать о самых крутых парнях Родины моей, о тех, кто прославлял Россию своими блестящими умственными способностями, авантюрными идеями, талантами и гениальными решениями…

Правда, умер как большинство великих ученых России далеко за пределами Родины и несмотря на всю свою гениальность — буквально боролся за свое существование, чтобы прокормить свою семью.

Перебирая очередную мега крутую личность, я взял за основу самый главный критерий: кто из российских ученых, изобретателей, химиков и других научных деятелей был самым дотошным, гениальность которого была непостижима тогда и кажется нереально крутым сегодня. То есть то, во что сегодня очень сложно поверить, и надо признаться — то, что сделал этот парень — вызывает лишь чувство восхищения, даже тогда, когда в тебе закрадывается очередная волна сомнений в возможностях сделать такое именно в то время, когда технически это кажется сделать было невозможным.

Голь на выдумки хитра — это точно о нем. Знакомьтесь, Сергей Михайлович Прокудин-Горский — объект моего восхищения сегодня, и я предлагаю вам окунуться в красоту его гения, прочувствовать силу его фантазии вместе со мной.

Прокудин — Горский изначально не простой персонаж, не такой как все, и речь даже не в том насколько сильно ласкают слух редко встречающиеся двойные фамилии в России. Этот дядька поразил меня другим — это настоящий пионер в цветной фотографии. Тот, кто уже в 1903 году начал фотографировать достопримечательности Российской империи в цвете. И еще, радует, что смекалка и дальновидность не подвела — всё запатентовал, чтобы ничего не украли, или не приписали как личные заслуги и достижения…

Как и большинство гениальных людей, Сергей Михайлович был разносторонним человеком — обожал точные науки, был талантливым химиком и учеником самого Менделеева. Русский фотограф, изобретатель, общественный деятель, педагог, член Русского Императорского географического, технического и фотографического обществ — а Вам слабо). А самое главное — создатель удивительной коллекции достопримечательностей Российской империи — одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, представляющая собой уникальный объект культурного наследия как для народов бывшей Российской империи, так и для всего человечества. Спрашивается, отчего я так мало знаю о тех выдающихся людях, кто уже в самом начале 20 века создавал невозможное? (вопрос риторический)

КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ

Секрет его метода был в передаче цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Вот так вот просто — заморочился, пораскинул своими огромными мозгами, и сделал то, на что западные умы были в то время неспособны. А чтобы укрепиться основательно еще и коллекцию забабахал — более 3500 снимков. И не просто коллекцию достопримечательностей Российской империи, но еще и Дании, Италии, Франции, Швейцарии и Австро-Венгрии…

Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.

Самое нелепое, почему более 2600 снимков находятся в Библиотеке Конгресса США и именно там — в штатах в 2000 году негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Но об этом позже…

С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года, в горах Алаяблиз станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.


фото: www.veinik.by

В мае 1908 года отправляестя в Ясную Поляну, где делает серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».


Главный въезд в усадьбу Л. Н. Толстого. Фото сделано со стороны усадебного дома
На фотографии также изображен Большой пруд. Справа — те же ели (посаженные Толстым) и тот же заборчик, что на предыдущей фотографии. В Пущкинском доме хранится черно-белый диапозитив с этой фотографии. Он озаглавлен: «Группа школьников у пруда».

Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.

В 1909 году Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. И уже в мае 1909 года получаетаудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой - моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

По одной из версий, все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились… Так ли это, при том, что сам император Николай II распорядился во всем помогать гению цветной фотографии? Мне кажется сомнительным, что финансирование такого проекта не осуществлялось, но и обратного сказать не смею. Лишь предположение…

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию - сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

КОМАНДИРОВКА, СТАВШАЯ ЭМИГРАЦИЕЙ

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру приходилось делать заново, буквально «на коленке», так как денег катастрофически не хватало. Привлеченные к проекту местные компаньоны не отличались ни щедростью, ни надежностью. К тому же на пятки наступали конкуренты – цветной кинематограф в Европе к началу 1920-х гг. активно осваивали уже несколько фирм, хотя до его широкого коммерческого применения оставалось всё ещё далеко.

К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СНИМКОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ «РОССИЯ В ЦВЕТЕ»

Предлагаю насладиться некоторыми снимками, окунуться в дореволюционный мир России, ведь это были последние годы существования Великой Российской Империи. Являясь в своем роде визуальной энциклопедией России, коллекция показывает «в красках» архитектурные памятники страны, церкви, храмы, святые места, всё то, что подверглось со временем массовым разрушением. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей».

Однако эти уникальные снимки не только сохранили память об утраченном, в последние годы они всё активнее используются реставраторами при воссоздании памятников (например, ансамбля Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и Сретенского собора в Ялуторовске). Именно поэтому эта коллекция очень важна и ценна для каждого из нас.


Портрет женщины в белой блузке и синей юбке (ориг. название: «Этюд Головки»). 1910 г. Библиотека конгресса США
Команда парохода «Шексна» (М.П.С.) Российская Империя, 1909 г. Библиотека конгресса США
Туркмен с верблюдом 1905-1915 гг., Библиотека конгресса США
Дрезина на Олонецкой железной дороге, Петрозаводск, 1915г., Библиотека конгресса США
«Три поколения» Златоуст, Уральские горы, 1 января 1910 г, Библиотека конгресса США
Молодые крестьянки на фоне традиционного деревянного дома в (посёлок Кириллов, ныне Вологодская область). 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США
Нило-Столобенская пустынь, построенная на месте отшельничества преп. Нила, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Автопортрет Сергея Михайловича Прокудина-Горского.1 января 1912 г, Библиотека конгресса США
Продавец дынь в Самарканде, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Казахская семья в Сыр-Дарьинской области, 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Алим-Хан (1880-1944), 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Пятеро заключённых в зиндане, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США

Зиндан (от персидского زندان , zindân - «тюрьма») - традиционная подземная тюрьма-темница в Средней Азии. Слово образовано от слов зина - «преступление, нарушение» и дан - «помещение, вместилище»


Австрийские военнопленные перед бараком, Карелия, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Стрелочник-башкир на Транссибирской железной дороге, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Собор святого Николая в Можайске, между 1911 и 1912, Библиотека конгресса США
Железнодорожный мост через Каму в Перми. 1910 год., между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Паровоз АБ-132 на Самаро-Златоустовской железной дороге, 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Изразцовая печь в «Княжьих теремах» Ростовского Митрополичьего двора (XVIII) в Кремле., 1 января 1911 г. Библиотека конгресса США
Евангелие, 1 января 1911 г., Библиотека конгресса США
Дагестанцы, 1 апреля 1904 г. Библиотека конгресса США
Пруды Новоафонского монастыря, 1 января 1904 г. Библиотека конгресса США
Фрагмент собора Воскресения Христова («Спас на крови») в Санкт-Петербурге, 1 января 1907 г. Библиотека конгресса США
Церковь Преображения Господня. Пидьма, 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США

Пи́дьма - деревня в Подпорожском городском поселении Подпорожского района Ленинградской области. Упоминается в 1563 году в Важинском погосте, как деревня на усть-Пидьмы , вотчина новгородского Спасо-Хутынского монастыря.

ПИДЬМА - село при реке Свири, число дворов - 128, число жителей: 386 м. п., 422 ж. п.; Церквей православных 3. Часовен православных 2. Мукомольное заведение. Мельниц 2. (1873 год). В 1997 году в деревне проживали 42 человека, в 2007 году - 32 человека.


Женщина в парандже. Самарканд, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Часовня времён Петра Великого. Близ водопада Кивач, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Соловецкий монастырь, 1 января 1915 г. Библиотека конгресса США
Ветряные мельницы на сибирской равнине, 1 января 1912 г., Библиотека конгресса США
Контролёр на Мариинском канале, 1909 год, Библиотека конгресса США
Кострома. Вход в церковь воскресения., 1 января 1910 г., Библиотека конгресса США
Ансамбль мавзолеев Шахи Зинда в Самарканде, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Торжок. Спасо-Преображенский собор (справа) и Входоиерусалимская церковь., 1 января 1910 г. Библиотека конгресса США
Сплав леса по каналу Петра I на Ладожском озере, 1 января 1909 г., Библиотека конгресса США
Русские дети на склоне холма в Белозёрске, 1 января 1909 г.Библиотека конгресса США
Заготовка сена в центральной России, Перерыв на сенокосе, 1 января 1909 г. Библиотека конгресса США
Горные работы на Бакальском руднике на Урале. 1910, Библиотека конгресса США
Вид на Тобольск с севера, с колокольни Преображенской церкви, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Деревня Колчедан в Уральских горах, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Тифлис, между 1905 и 1915, Библиотека конгресса США
Кострома. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре (зимний), 1 января 1910 г., Библиотека конгресса США
Плотина на Оке в районе Белоомута, Московская губерния. Рабочие и руководители позируют на фоне подготовки к заливке фундамента плотинного шлюза. 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Вид на Суздаль с реки Каменка к северо-востоку от Москвы, 1 января 1912 г.Библиотека конгресса США
Русский паровоз AА-76 на Пермской железной дороге, 1 января 1910 г.Библиотека конгресса США Крестьянка мнёт лён. Пермская губерния. 1910 г.
Вид на Кафедральный Успенский собор с Казанской горы. Смоленск, между 1911 и 1912
Общий вид города Старица с Волгой, 1910 Библиотека конгресса США
Ранняя цветная фотография Сергея Прокудина-Горского. Город Ржев на Волге, 1910, Библиотека конгресса США
Борисоглебский монастырь с моста. 1910 год, Торжок

«В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее».

До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.


Прокудин-горский с детьми: Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

С. М. Прокудин-Горский – гораздо больше, чем просто талантливый ученый-изобретатель или выдающийся фотограф, он – автор настоящего чуда, которое никогда не перестанет удивлять людей

Сергей Михайлович Прокудин-Горский принадлежал к одному из старейших дворянских родов России, представители которого более пяти столетий верно служили своей стране.

Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил "вотчиной, Гора называемой". Отсюда и пошла фамилия Горский.

Память о тех далеких событиях отразилась на родовом гербе Прокудиных-Горских:

Отец С.М.Прокудина-Горского Михаил Николаевич писал в 1880 г.: "Герб нашей фамилии означает: звезда и луна - происхождение от татар, весы - вероятно служба котораго нибудь в судном приказе, а река Непрядва - участие в Куликовской битве".

Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими.

Родовое имение Прокудиных-Горских Фуникова Гора находилось в 18 верстах на восток от Киржача.


Оно было селом еще в XVI веке, но в 1607 г. было сожжено польско-литовскими интервентами вместе с находившейся там церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор Фуникова Гора стала сельцом. До 1778 г. она входила в состав Владимирского, а затем – Покровского уезда Владимирской губернии. Хотя с 1996 г. по страницам печатных изданий гуляет байка о том, что «этот населенный пункт более не существует», деревня Фуникова Гора Киржачского района сохранилась. Её старожилы помнят о своём великом земляке и охотно покажут гостю остатки старинного усадебного сада.

Вслед за одним из внуков воеводы Петра, имевшим прозвание Прокуда , род получил фамилию Прокудиных (Пракудиных), а в 1792 году к ней была официально добавлена вторая часть «Горские» (по названию имения, а может в память о легендарном предке - воеводе Петре Горском?). Отныне представители рода стали именоваться «Прокудины-Горские» .

Столетиями этот славный род служил России, можно долго перечислять его заслуги: воеводы, дипломаты, герои Аустерлица, участники ополчения 1812 г. и обороны Севастополя в Крымскую войну, первый киржачский предводитель дворянства, а чего стоит имя Михаила Ивановича Прокудина-Горского (1744-1812) – одного из первых русских писателей-драматургов!

Правнук последнего, пионер цветной фотографии, талантливый ученый-изобретатель, педагог и общественный деятель Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (по новому стилю – 30) августа 1863 г. в фамильном имении Фуникова Гора и был крещен спустя два дня в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Церковь эта сохранилась и сейчас понемногу возрождается.


Когда храм начали восстанавливать, в 2008 г. нашли в траве гранитный памятник… другому Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, который приходился братом деду нашего фотографа и был заказчиком строительства церкви. Скончался он в 1841 г.:


О первых 20 годах жизни С. М. Прокудина-Горского пока нет практически никаких сведений. Его отец, Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе (в Тифлисском гренадерском полку), в 1862 г. вышел в отставку в чине подпоручика. В том же году женился и поселился в родовом имении Фуникова Гора. В 1865 г. он подаёт прошение об определении его на службу в число канцелярских чиновников Владимирского дворянского депутатского собрания, поскольку владение 80 душами крестьян в Фуниковой Горе, да "за матерью ста сорока душами", не позволяло содержать в достатке свою семью. В связи со службой Михаила Николаевича во Владимире, его семья, очевидно, в 1865-67 гг. жила в этом городе. В 1867 г. отец Сергея поступил в Ковровскую опеку в качестве дворянского заседателя, служил здесь до 1872 г., получив чин камер-юнкера. Газеты за 1873-75 гг. упоминают его имя как агента Ярославско-Костромского земельного банка в Муроме. Также в Муроме в 1875 г. крестили одного из сыновей Михаила Николаевича (Алексея, умершего в младенчестве). В 1875-77 гг. он уже работал «почетным блюстителем» Мытского двухклассного министерского училища (село Мыт Гороховецкого уезда), а с 1878 г. – сверхштатным чиновником канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого общества в звании камергера. Вероятно, с этой должностью был связан переезд в Петербург. Однако в 1880 г. Михаил Николаевич подписал свою статью в журнале «Русская старина» «Михаил Прокудин-Горский. Гор. Киржач». При этом не известно, где именно проживал с 1875 г. сам Сергей, так как его родители к этому времени были уже в разводе.

О начальном образовании Сергея также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда его через три года по какой-то причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет нашего героя до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» ("Photographs for the Tsar", 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича. По утверждению автора, Прокудин-Горский, окончив в 1889 г. Технологический институт, отправился за границу, где некоторое время преподавал химию в Высшей Технической Школе в Шарлоттенбурге, где читал лекции о спектральном анализе и фотохимии. Далее Оллсхауз пишет, что «именно в период пребывания в Германии Прокудин-Горский заинтересовался изучением научных проблем цветной фотографии и вошел в контакт в Адольфом Мите, который возглавил кафедру химии, ранее возглавлявшуюся доктором Германом Вильгельмом Фогелем, отцом ортохроматизма, в Высшей Технической Школе в Берлине». После этого Прокудин-Горский, по утверждению Оллсхауза, переехал в Париж и продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме Жюля Момене, занимавшегося исследованиями в области цветной фотографии. Затем-де Прокудин-Горский возвратился в Россию (в начале 1890-х?) и с жаром погрузился в занятие выбранным делом.

В действительности после оставления Александровского лицея Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Есть сведения, пока ещё не подтвержденные документально, что будущий пионер цветной фотографии был учеником самого Дмитрия Менделеева. Действительно, в период учебы Прокудина-Горского в Петербургском университете Менделеев заведовал там лабораторией. В упомянутой выше книге Оллсхауза есть следующий пассаж: «В 1922 г., в своих биографических записках, он с гордостью вспоминал о своих занятиях с Менделеевым, упоминая, как тот в 1887 г., в возрасте 53 лет, совершил одиночный полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения». К сожалению, в 1980 г. по нелепому требованию издательства из книги были удалены все ссылки на источники, а сегодня, спустя 30 лет, автор уже не может вспомнить, где нашел эти «биографические записки» 1922 г. Больше ни один исследователь жизни Прокудина-Горского их не видел! Тем не менее, в России факт одиночного полета Менделеева на воздушном шаре в 1887 г. хорошо известен, и именно на этот период пришлась недолгая учеба Прокудина-Горского в Петербургском университете (о чем Оллсхауз не знал). Придумать такое невозможно, значит, биографические записки 1922 г. реально существовали и их ещё предстоит найти.

Возможно, именно Менделеев пробудил у молодого Прокудина-Горского интерес к химии. Интересно отметить, что примерно в эти же годы одной из научных проблем, которыми занимался гениальный русский химик, был ортохроматизм, учение о правильной передачи цвета в черно-белой (!) фотографии. Эта проблема имела прямое отношение к развитию метода цветной съемки путем цветоделения, который Прокудин-Горский станет использовать в следующем столетии.


Однако в тот момент, очевидно, ни о каких серьезных занятиях химией и, тем более, цветной фотографией, не было и речи.

По неизвестной причине Прокудин-Горский оставляет университет и в сентябре 1888 г. становится слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Но и этим его образование не ограничивалось. Сергей Михайлович был очень одаренный и разносторонней человек – по некоторым сведениям, брал уроки живописи в Академии художеств, и даже серьезно увлекался игрой на скрипке. Но его музыкальным амбициям не суждено было осуществиться - Р. Оллсхауз упоминает, что в химической лаборатории молодой Прокудин-Горский сильно повредил себе руку, что косвенно подтверждается другими источниками.

В мае 1890 г., распрощавшись с Военно-медицинской академией, Прокудин-Горский поступает на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 г. на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны, т.е. являлось как бы частью государственного аппарата. Соответственно, именно в Демидовском доме более 10 лет поднимался по карьерной лестнице, получая чины от государства. Например, 1903 г. как действительный член дома Прокудин-Горский имел чин титулярного советника.

В 1894 г. Демидовский дом трудолюбия был переименован в дом «Анатолия Демидова» и преобразован в первое в России женское коммерческое училище. Чем именно занимался в этом социально-учебном заведении С.М.Прокудин-Горский пока не известно, зато уже можно сказать, как он вообще туда попал. Если открыть издание «Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи на 1888 г.», то можно обнаружить, что Михаил Николаевич Прокудин-Горский значится среди почетных членов Демидовского дома призрения. Отец явно желал направить сына по своим стопам.

В 1890 г. Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) – дочери известного металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского Русского Технического Общества, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова (1836-1904), который был директором Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. По протекции тестя Прокудин-Горский входит в состав правления этого крупного предприятия.


Хотя основное место работы (Демидовский дом) находится в Петербурге, Прокудин-Горский поселяется в Гатчине, где у него рождаются дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).


Влияние тестя на какое-то время определило круг научных интересов Прокудина-Горского. Молодой ученый становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, где в 1896 г. он сделал свой первый доклад «О современном состоянии литейного дела в России». Однако постепенное его внимание всё более начинает привлекать фотография. В 1898 г. он становится также членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (Звездных дождей)», публикует первые из серии своих работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».

В том же 1898 г. на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

Очевидно, фотографическое дело всё больше захватывает Прокудина-Горского, причем не только в научно-теоретическом, но и практическом плане. В нём начинают проявляться деловые, предпринимательские качества, стремление поставить научные знания и опыт на службу собственному бизнесу, добиться не только научного признания, но и полной материальной независимости. 2 августа 1901 г. в Петербурге, на Б. Подъяческой 22, открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», возглавляемого в это время Сергеем Михайловичем.

В 20 век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

Здесь надо сделать небольшое отступление в историю. Ещё в 1861 г., в год отмены крепостного права в России, английский физик Джеймс Клерк Максвелл провел удивительный эксперимент: снял пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры. Освещая затем полученные негативы через те же фильтры, ему удалось получить цветное изображение – первую в мире цветную фотографию.


Этот способ получил название «цветоделение», однако потребовалось ещё 40 лет упорного труда лучших европейских ученых, в том числе и Прокудина-Горского, чтобы эта технология позволила правильно передавать все натуральные цвета, улавливая их малейшие оттенки. Для этого стеклянные пластины потребовалось покрывать специальной эмульсией сложного состава, делающей их одинаково чувствительными ко всему цветовому спектру.

Над этой задачей Прокудин-Горский трудился в 1902 г. в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина под руководством другого выдающегося ученого – профессора Адольфа Мите (1862-1927), в то время главного специалиста по методу цветоделения. Уже в 1901 г. этому немцу удалось сконструировать камеру для цветной съемки, а 9 апреля 1902 г. А.Мите демонстрировал свои цветные фотографии королевским особам. Таким образом, техническая база для создания фотографических «картин в натуральных красках» была создана.

В декабре 1902 г. на заседании V отдела ИРТО Прокудин-Горский делает доклад о создании цветных диапозитивов по методу А. Мите и очень тепло отзывается о работе под руководством последнего.


Однако в итоге, как писали потом в русской прессе, «ученик превзошел учителя». Используя свой незаурядные познания в химии, Прокудин-Горский создал свой рецепт эмульсии, обеспечивший наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т.е. полную натуральность красок.

В 1903 г. лучшие германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» строят по чертежам А. Мите для Прокудина-Горского специальное оборудование для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений. Уже тогда Прокудин-Горский мог печатать свои цветные фотографии в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большом экране. Во время первых демонстраций таких слайдов (говоря современным языком) в Петербурге и Москве зимой 1905 г. зрители не могли скрыть своего изумления и восторга от увиденного, вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!

Едва получив в своё распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

Точна дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи пока не установлена документально, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о самом раннем периоде «коллекции достопримечательностей» в натуральных цветах, восстанавливать её хронологию и географию приходится по весьма отрывочным сведениям.

Известно, что уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский отправляется в один из самых труднодоступных уголков европейской части России – грозные дагестанские горы, где снимает знаменитые аул Гуниб и окрестные ущелья и селения, а также типы местных жителей. До сего дня остается загадкой, кем и с какой целью была организована эта дальняя экспедиция.

Летом 1904 г. Прокудин-Горский снимает южные красоты Черноморского побережья (Гагры и Новый Афон), потом будут колоритные малороссийские хутора в Курской губернии, белоснежные зимние пейзажи у себя на даче под Лугой. Условий для съемки – почти никаких. Для смены кассет соорудил самодельную походную палатку. Денег на съемку тоже не хватает.

После первого успеха своих цветных проекций на публичных показах фотограф задумывается, как дальше использовать столь замечательное изобретение? Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что пока в России он, пионер цветной фотографии, является абсолютным монополистом.

Ответ вроде бы лежит на поверхности: в ту пору единственным способом массового распространения фотографии были открытки, которые действительно расходились неплохими тиражами. К тому же мастерская-фотоцинкография на Подъяческой, 22 давно освоила их производство, в т.ч. и в цвете.

Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток. Получает от общины аванс на это предприятие и снова отправляется в путь, не обращая внимания на начавшийся революционный хаос!

За короткий срок сняты более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т.ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры. На очереди съемка Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля, Пскова. И тут фотографа постигает первый жестокий удар истории: из-за полного расстройства экономики в стране Община Святой Евгении не в состоянии оплатить его работу и договор растрогается. Почти весь отснятый материал после этого бесследно исчезает!


На какое-то время Прокудин-Горский прекращает свои фотоэкспедиции. В 1906-1908 гг. он занят популяризацией своих достижений в области цветной фотографии, участием в научных конгрессах, преподавательской и издательской работой, редактированием журнала «Фотограф-любитель». Он часто выезжает в Европу, где в 1906 г. делает большую серию цветных снимков Италии этюдного характера.

Важным этапом в его раннем творчестве стала поездка в Туркестан в декабре 1906-январе 1907 г. для фотографирования солнечного затмения с экспедицией Русского географического общества, членом которого он стал ещё в 1900 г. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось из-за густой облачности, зато Прокудин-Горский с увлечением фотографировал старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные и типы и многое другое, что жителю Петербурга казалось настоящей экзотикой. Вероятно, в тот момент Прокудин-Горский начал осознавать, что самое важное предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской империи. Надо полагать, это мнение ещё более усилилось после того, как в октябре 1907 г. пришли известия о сильном землетрясении в Туркестане, вызвавшие опасения за судьбу многих ветхих памятников (к счастью, в тот раз они особенно не пострадали).


Ещё многие месяцы прошли в повседневных заботах: Прокудину-Горскому надо было заниматься семейными делами, научной работой, преподаванием, редактированием журнала, руководством своей фотомеханической мастерской, участвовать в общественной жизни, выставках, конгрессах, съездах, показывать свои проекции, и т.д., и т.п.

Но всё это время мысль о великом предназначении цветной фотографии не оставляет его, он ищет возможности её применения. Весной 1908 г. у Прокудина-Горского рождается идея сделать цветной фотопортрет своего самого выдающегося современника – писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Разрешение на съемку получено и 22-23 мая Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы. Напечатанный в виде открыток, журнальных иллюстраций и «настенных картин» этот портрет разошелся по всей стране, а вместе с ним – и слава о «мастере натурального цвета».

Прокудина-Горского всё чаще приглашают для демонстрации своих чудесных проекций на вечера, где собирается высшее общество. Его творчеством заинтересовался один из Великих князей. Осенью 1908 г. Прокудин-Горский по приглашению императрицы Марии Фёдоровны совершает поездку на виллу Романовых в пригороде Копенгагена.

А затем… на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.

3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»!

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 г. делается съемка северной части промышленного Урала. В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, летом, он снимает южную часть Урала.


Летом 1911 г. снимаются многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. К предстоящему юбилею 1812 г. запечатлены места вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку!


Не менее насыщенным стал и 1912 г. – с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фотоэкспедиции на Кавказ, снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Однако в самый разгар проект по запечатлению России в цвете неожиданно прекращается по не вполне понятным причинам. По наиболее убедительной версии у фотографа просто кончились средства, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции в государственную казну, чтобы обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгих рассмотрений его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге … всё закончилось ничем и коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский всё больше внимания уделяет предпринимательской деятельности, делая особый упор на привлечение к своим проектам крупных капиталистов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Вероятно, в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на свою коллекцию снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем.


Неутомимые изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате, без чего был невозможен коммерческий успех этого предприятия. Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдена.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков.


Но уже в 1915 г., в условиях войны, Прокудин-Горский вдруг возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию. С помощью учрежденного ещё в 1913 г. акционерного общества «Биохром» он пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, вероятно, дело не получило коммерческого успеха, особенно в условиях трудного военного времени. До сих пор исследователям не удалось обнаружить в России ни одного экземпляра этих «картин для волшебного фонаря».

К 1915 г. относится ещё одно интересное событие в творческой биографии Прокудина-Горского – создание двух замечательных юбилейных фотопортретов великого русского певца Федора Шаляпина, который был запечатлен в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем любоваться ими, несмотря не бесследно исчезнувшие негативы.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сего дня остается загадкой.


После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

Вообще, надо сказать, что знания и опыт Сергея Михаловича действительно были востребованы новой властью, прежде всего, как крупнейшего специалиста по цветной печати. 25 мая 1918 г. глава советского правительства В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Прокудинская типография на Б. Подъяческой, 22 теперь получала заказы от советских властей. Например, в том же 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Быть может, у мастера в тот момент возникла надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не сбывшуюся при царском режиме – чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России? Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому в сентябре 1919 г. он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру приходилось делать заново, буквально «на коленке», так как денег катастрофически не хватало. Привлеченные к проекту местные компаньоны не отличались ни щедростью, ни надежностью. К тому же на пятки наступали конкуренты – цветной кинематограф в Европе к началу 1920-х гг. активно осваивали уже несколько фирм, хотя до его широкого коммерческого применения оставалось всё ещё далеко.


С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. окончательно потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но по какой-то причине она осталась нереализованной (возможно, из-за болезни Сергея Михайловича). Ученому-эмигранту оставалось только заняться со своими сыновьями привычным фоторемеслом, чтобы хоть как-то прокормиться в чужой стране.

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор никому не известно. Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила. Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. По всей видимости, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за банального отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. Благодаря глобальной компьютерной сети в начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.