Молдавия румыния. Молдавия - Румыния: кризис идей и желаний

Александр Бовдунов

Президент Молдавии Игорь Додон призвал население страны приготовиться к беспорядкам 25 марта 2018 года. В этот день в Кишинёве состоится многотысячный митинг в поддержку объединения с Румынией. Он приурочен к столетию вхождения территории нынешней Республики Молдова в состав соседнего государства. По данным соцопросов, за объединение с Румынией выступают 21,8% граждан Молдавии, против - 56%. Может ли историческое событие столетней давности спровоцировать новый всплеск унионистской активности, выяснял RT.

  • Совместная демонстрация сторонников объединения Молдавии и Румынии из обеих стран
  • DANIEL MIHAILESCU / AFP

В ожидании погромов

Движения, выступающие за объединение Молдавии и Румынии, планируют 25 марта 2018 года провести массовые манифестации в Кишинёве. По словам организаторов, это будет самый крупный в истории Молдавии митинг за объединение с Румынией.

Мероприятие собираются посетить и гости из соседнего государства. Среди них экс-президент Румынии Траян Басеску и группы радикальной молодёжи, планирующие поддержать своих молдавских соратников. О последнем обстоятельстве высказался президент Молдавии Игорь Додон.

«В Кишинёв приедут сотни или тысячи сторонников правоэкстремистских группировок и болельщиков футбольных команд из Румынии. Поступило множество сигналов о том, что это унионистское собрание может иметь не только провокационный, но и насильственный характер», — говорится в заявлении молдавского лидера на президентском сайте.

2018-й — год столетия вхождения территории современной Республики Молдова в состав Румынии — для сторонников нового объединения с Бухарестом стал годом демонстрации своих сил. С начала года более 100 населённых пунктов Молдавии приняли декларации о вхождении в состав соседнего государства. В то же время, по словам Игоря Додона, более 250 городов и сёл в Молдавии выступили против объединения с Румынией. Категорически против подобного сценария .

«Общество уже расколото на сторонников и категорических противников унионистского проекта. Последних в масштабах страны численно больше, — отметил в интервью RT эксперт Изборского клуба Молдавии Владимир Букарский. — Если унионистское меньшинство будет продолжать навязывать свою идеологию большинству, это приведёт к гражданской войне в Молдове».

Эксперт подтверждает, что погромы, о которых предупреждает население Игорь Додон, вполне возможны. «В Кишинёв из Румынии стягиваются на автобусах студенты, футбольные фанаты и боевики националистических организаций. Они уже разгуливают по городу небольшими группами», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, молдавский журналист и политолог Октавиан Раку настроен более оптимистично. По его словам, унионистские группировки близки к действующему правительству и вряд ли будут выступать против него.

«Конечно, не исключено, что могут произойти некоторые мелкие стычки, но маловероятно, что это перерастёт в беспорядки, — заявил эксперт в разговоре с RT. — Акция унионистов — это часть кампании по раскрутке партии, которую патронирует Бэсеску, — Партии национального единства».

Сложная история

Объединение с Румынией, которое намерены отмечать унионисты, было провозглашено 27 марта 1918 года по старому стилю. По григорианскому календарю это 9 апреля. Тогда созванный в конце 1917 года Сфатул Цэрий (Совет страны), провозгласивший ранее создание Молдавской народной республики на территории Бессарабской губернии Российской империи, принял декларацию о присоединении к Румынии.

Для Бухареста это был акт исторической справедливости. Дело в том, что земли между реками Днестром и Прутом, где расположены нынешняя Республика Молдова и часть Одесской области Украины, были включены в состав Российской империи в 1812 году по результатам Бухарестского мира между Россией и Турцией.

Ранее часть этих земель была восточной окраиной Молдавского княжества — вассального государства Стамбула, — а часть напрямую подчинялась туркам. В 1859 году Молдавское княжество объединилось с соседней Валахией в новое государство, получившее название Румыния, но его элиты, ставшие теперь элитами румынскими, не скрывали своего недовольства по поводу утраты территорий.

Жители бывшей Бессарабской губернии, в свою очередь, воспринимали присоединение к Румынии двояко. С одной стороны, для части национально настроенной интеллигенции это было воссоединение. С другой — декларация Сфатул Цэрий была принята в условиях румынской военной оккупации после революции в России, и распада прежней системы власти.

Кроме того, как подчёркивает Октавиан Раку, «период в 22 года в условиях напряжённых международных отношений был недостаточен для полного включения этой провинции в унитарное румынское государство».

СССР не признал включение Бессарабии в состав Румынии. В свою очередь, как отмечает Раку, Бухарест рассматривал новую провинцию как буферную зону на границе с СССР, находившуюся на осадном положении. В 1919 году в Хотине и Бендерах, а в 1924 году в Татарбунарах на юге Бессарабии произошли восстания против румынской власти.

«Политическая модернизация вызвала негативную реакцию со стороны населения, привыкшего к образу жизни царской России», — подчеркнул Октавиан Раку.

Широкую систему земского самоуправления заменила жёсткая централизованная бюрократическая система французского образца, в которой руководящие посты занимали почти исключительно выходцы из других частей Румынии. Причиной последнего факта было то, что в Бухаресте бессарабцам не доверяли, считая, что они могут быть подвержены большевицкому влиянию. Обещания предоставить региону автономию, сделанные в марте-апреле 1918 года, также были вскоре забыты.

В 1940 году под военным нажимом Москвы Бессарабия вошла в состав СССР. Часть бывшей губернии была объединена с возникшей на территории Украины Молдавской автономной советской социалистической республикой в новую Молдавскую ССР. Юг региона с выходом к Чёрному морю вошёл в состав Украины.

«Шума много, влияния — ноль»

Об объединении с Румынией вновь заговорили в конце 1980-х. Тогда унионистские тенденции способствовали отделению Приднестровья и началу вооружённого конфликта на молдавской земле.

  • Митинг Народного фронта Молдавии на улицах столицы. 1 апреля 1991 года
  • РИА Новости

Сейчас, согласно данным опроса общественного мнения, проведённого в 2017 году молдавским Институтом публичной политики, за объединение с Румынией выступают 21,8%, против — 56%.

Однако, по словам Владимира Букарского, идея унионизма в молдавском обществе жива. «Её пропагандирует вся система образования, начиная с детского сада и до университетской скамьи. В Молдове в школьном курсе изучается предмет «История румын», — отмечает эксперт. — Тысячи студентов из Молдовы обучаются в Румынии, получают стипендии и подвергаются там интенсивной обработке. Для очень многих людей румынский паспорт — это путь в Европу, возможность легального трудоустройства в странах Евросоюза».

Политолог подчёркивает, что сторонники объединения с Румынией — самая активная часть общества: молодёжь, студенты, профессора, школьные преподаватели, творческая интеллигенция.

«Объединение — это вопрос не эмоций, но реальности, а успехи Румынии в последние несколько лет, особенно в том, что касается укрепления правопорядка, демонстрируют, что только так можно добиться прогресса», — заявил в интервью RT преподаватель Национальной школы политических и административных исследований (Бухарест) Мариус Вэкэрелу.

В то же время эксперты отмечают, что пока унионистские партии Молдовы не обладают потенциалом, способным превратить эти 20% в значимую политическую величину.

Самая крупная из унионистских сил — Либеральная партия Михая Гимпу, по данным опросов общественного мнения, вообще рискует оказаться вне парламента на выборах 2018 года. По словам Владимира Букарского, самое большее, на что могут рассчитывать сейчас унионисты, — провести несколько своих представителей в парламент по одномандатным избирательным округам.

«Можно сравнить унионистское движение в Молдове с оппозицией Навального в России: шума много, а реальной поддержки и влияния — ноль», — отмечает Октавиан Раку.

По словам эксперта, на унионизм влияет и демографическая составляющая: большая часть его приверженцев — это молодёжь в возрасте 16 — 25 лет.

«Так как Молдова стареет, а многие на учёбу в Румынию или на заработки в Европу, социальный костяк унионизма уменьшается», — подчёркивает политолог. По его мнению, и румынское общество не совсем готово к гипотетическому объединению. Так, согласно исследованию румынского Центра городской и региональной социологии, в январе 2018 года лишь 27% румын заявили, что объединение с Республикой Молдова необходимо или крайне необходимо.

«Демонизировать Додона»

По мнению эксперта, уличная активность унионистов и их декларации об объединении с Румынией играют на руку нынешнему правительству Молдавии во главе с Демократической партией Влада Плахотнюка, лишившего президента Игоря Додона большинства рычагов влияния на власть.

«Унионистские декларации имеют двойное назначение: намекнуть, что нынешняя власть настроена унионистски (даже если это не так), и второе — демонизировать и изолировать президента Игоря Додона и ослабить проевропейские партии оппозиции «Действие и солидарность» и «Платформа достоинство и правда», — считает Октавиан Раку.

Лидеры последних, впрочем, тоже не намерены оставлять борьбу за унионистский электорат. Майя Санду, глава «Действия и солидарности» — партии, идущей второй после социалистов Игоря Додона в опросах общественного мнения, также намерена посетить унионистский митинг в Кишинёве.

«Столетие присоединения Бессарабии к Румынии будет использовано проевропейскими силами для дальнейшего нагнетания обстановки в стране, чтобы в этих условиях попытаться одержать победу на выборах», — ведущий научный сотрудник РИСИ Александр Шевченко.

Именно тем, что унионисты играют роль инструмента в руках других сил, по мнению Октавиана Раку, объясняется то, что никакой активности на территории входящей в состав Украины Южной Бессарабии они не ведут.

«Унионистские группы связаны с властью, а власти в Кишинёве находятся в хороших отношениях с Киевом. Кроме того, не секрет, что унионистские движения настроены русофобски и в пользу НАТО, в соответствии с повесткой дня Бухареста, а поэтому будут скорее настроены проукраински, избегая любого конфликта с Киевом», — отмечает эксперт.

В феврале дискуссии о возможности скорого объединения Молдавии с Румынией вспыхнули в Кишиневе с новой силой. Поводом послужили и тайное избрание 20 января правительства во главе с премьер-министром Павлом Филипом, и связанные с этим массовые протесты. Свою роль сыграли и новые партии, открыто продвигающие идеи унионизма, и громкие заявления румынских политиков. НАТО планирует модернизацию молдавской армии, а прогноз Stratfor на 2016 год гласит: «к западу от России Польша, Венгрия и Румыния будут стремиться вернуть регионы, утраченные в пользу России в разные моменты». «Лента.ру» проанализировала перспективы скорого объединения двух стран.

Контрольный выстрел

Контрольным выстрелом стала представленная 18 февраля на пресс-конференции в Бухаресте стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП), которую до вступления в должность возглавлял нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис. Документ предполагает создание единого социально-экономического, культурного, информационного пространства, открытие рынка рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличение поддержки из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвижение культурных ценностей для «развития румынской идентичности». В длинном перечне пунктов есть и положение о разработке нормативной базы для формирования общей жандармерии и полиции. Это политический документ, пояснил вице-председатель НЛП, депутат парламента Виорел Бодя. «Мы намерены привлечь к нему внимание других политических партий, руководства страны и гражданского общества. Мы заинтересованы в реализации последовательных действий в решении бессарабского вопроса», - подчеркнул он.

О чем говорят президенты

Идею объединения давно и упорно продвигает и бывший президент Румынии Траян Бэсеску. «Мы - нация, живущая в разных государствах из-за того, что так решили Гитлер и Сталин. Объединение произойдет, когда румыны с обоих берегов Прута захотят жить в одном государстве. Это реальность, и ни одна близкая Румынии страна не воспротивится исполнению этого идеала», - заявил он в интервью молдавским СМИ. По его мнению, если граждане «двух румынских государств» решат вопрос объединения демократическим путем, «никто этому не воспротивится», в том числе Москва.

Действующий глава Румынии Клаус Йоханнис считает, что вопрос об объединении вполне обсуждаем, но при условии стабилизации ситуации в Кишиневе и в Бухаресте. Об этом он сказал в ходе публичных дебатов «Диалог ради Румынии. Политическая весна гражданского общества». Первый шаг, считает Йоханнис, - это европейская ориентация и стабилизация экономической ситуации Молдавии, второй - европейская интеграция страны и объединение как один из ее аспектов. «Ставить сейчас вопрос об объединении Молдовы с Румынией представляется несерьезным. Посмотрите вокруг: приднестровская проблема, экономическая нестабильность, коррупция, которая есть на обоих берегах Прута», - объяснил он свою точку зрения.

Сближение двух берегов - экономическое, политическое, информационное - должно стать одной из основных задач как политического класса, так и общества. Такую политическую линию обозначил молдавский президент Николай Тимофти 17 февраля во время своего официального визита в Бухарест. Две страны «объединены кровью, историей, духом, и нужно лишь возвести в превосходную степень это общее богатство во имя совместного процветания и безопасности», процитировала его пресс-служба. Тимофти отметил, что политический кризис в Кишиневе оживил диалог с Бухарестом. «Трудности сблизили еще больше, а перспективы сотрудничества все более очевидны и неизбежны», - убежден молдавский президент.

Смена партнеров

После того как к власти в Кишиневе пришли в 2009 году проевропейские силы, из риторики представителей правящего класса исчезли упоминания о России как о стратегическом партнере. Ее место заняла Румыния. Между Кишиневом и Бухарестом крепнут экономические связи на фоне их ослабления с Москвой. «Для этого молдавским властям пришлось спровоцировать эмбарго со стороны РФ. Газопровод Яссы - Унгены в шаге от запуска, модернизируются электросети, обсуждается запуск европейской железной дороги Яссы - Унгены, идет активное строительство мостов через Прут. Кредит в 150 миллионов евро должен привязать Республику Молдову к Румынии», - пишет в своем блоге депутат от пророссийской Партии социалистов, политолог Богдан Цырдя.

Правда, кредит, на который так рассчитывают молдавские власти, румыны пока выделили только на бумаге. Чтобы его получить, правительство должно выполнить ряд условий. Как заявил премьер-министр Румынии Дачиан Чолаш после встречи со своим молдавским коллегой Павлом Филипом, первый транш в 60 миллионов евро будет отправлен в Кишинев, когда молдавские власти продемонстрируют прогресс в проведении реформ. «Мы готовы поддержать новое правительство, так как это важно с точки зрения региональной безопасности - нам необходима стабильность. Мы призываем власти Молдавии прислушаться к гражданскому обществу страны, которое стремится в ЕС», - уточнил Чолаш.

В конце декабря в Кишиневе были обнародованы результаты социологического исследования: в Евросоюз стремится 39 процентов населения, присоединяться к Румынии не хотят 53 процента, а сторонников объединения - 21 процент. В феврале 2014 года в Гагаузской автономии, где проживает преимущественно русскоязычное население, был проведен консультативный референдум о геополитической ориентации региона. Идею «отложенного статуса автономии», дающую Гагаузии право на самоопределение в случае утери Молдавией независимости, поддержали тогда 98,8 процента участников голосования.

Рулевые в партии

Между тем в Кишиневе как грибы после дождя растут партийные формирования, декларирующие своей целью объединение с соседней страной. Самые крупные среди них - правящая Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу, национал-либеральная партия во главе с Виталией Павличенко и Правая партия, вице-председателем которой недавно был избран Илья Илашку, участник вооруженного конфликта в Приднестровье. В 1992 году он был членом диверсионной группы «Бужор» и организовывал покушения на приднестровских политиков. В Тирасполе его задержали и приговорили в 1993 году к смертной казни, впоследствии замененной на пожизненное заключение. В тюрьме он был избран депутатом молдавского парламента, а затем и румынского сената. В 2001 году приднестровцы передали Илашку молдавским властям, он был освобожден и уехал в Румынию.

Фото: Константин Черничкин / Reuters

Лидер «Правой партии» Анна Гуцу известна тем, что, будучи депутатом молдавского парламента от Либеральной партии, предложила перевести русские школы на платную основу. Ее также можно охарактеризовать как ярую сторонницу объединения с Румынией и вступления Молдавии в НАТО. По мнению Гуцу, уже сегодня ничто не мешает объединению - ни Гагаузия с ее «отложенным статусом», ни Приднестровье с его замороженным конфликтом. «Проблему Приднестровья, к примеру, вполне можно решить с помощью НАТО. Потому что приднестровский конфликт в момент, когда Республика Молдова объединится с Румынией, становится конфликтом на территории страны-члена НАТО и члена ЕС. Этот конфликт может в любой момент разморозиться, что невыгодно и России», - заявила недавно Гуцу в эфире одной из передач на местном телевидении. А жителей Гагаузии, считает политик, можно просто «заманить калачом». «На территории Румынии все нацменьшинства чувствуют себя прекрасно, может быть, даже лучше чем здесь! Там есть и русские, и украинцы, и венгры, для них созданы абсолютно все условия, и никто не ущемляет их права», - подчеркивает она.

Unirea-2018

В Кишиневе все чаще говорят о проекте Unirea-2018 («Объединение-2018). По словам политического аналитика, директора Института проблем безопасности, бывшего замминистра иностранных дел Валерия Осталепа, «план по исчезновению Молдавии как государства существует». «Уже есть бюджет, люди. Исполнители всего этого - румынские коллеги под руководством США», - не сомневается эксперт.

Той же точки зрения придерживается лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон. Реализация проекта, указывает он, может превратить Молдавию в «кровавый котел». «Поднимутся Приднестровье, Гагаузия, болгары и север Молдовы, где много русских. Сюда войдут румынские войска, а с другой стороны - украинские. В Приднестровье 200 тысяч российских граждан и российская армия. Для Европы это страшный сон. Война будет идти не просто в Украине, а прямо в Евросоюзе», - предупреждает политик.

Однако далеко не все согласны с подобными прогнозами. Например, депутат от Либерально-демократической партии, член молдавской делегации в ПАСЕ Валериу Гилецкий «о таких планах не слышал». С его точки зрения, «если люди в большинстве своем поддерживают идею выхода из какого-то союза или хотят с кем-то объединиться, это может произойти только на демократической основе, без всяких секретных планов». Бывший депутат парламента Стелла Жантуан, в свою очередь, уверена, что, хотя Бухарест и расширяет сферу своего влияния на молдавскую политику, говорить об объединении не приходится, потому что и у Румынии есть территориальные проблемы с Венгрией. А покушение Бухареста на территорию левого берега Прута, резюмирует эксперт, может вызвать перекройку границ в самой Румынии, потом в Польше и далее по списку.

Предпосылки

Присоединение

Бессарабия в составе Румынии
-
Леово Кишинёв Болград Дунайская дельта Бендеры (1) Аккерман Днестр
-
Хотин Бендеры (2) Татарбунары
Бессарабия и Буковина

Первая мировая война привела к повышению политического и национального движения среди местных жителей.

После Октябрьской Революции 1917, Бессарабия выбирала собственный парламент, Сфатул Цэрий, который начал свою работу 3 декабря 1917, объявил Бессарабию Молдавской Демократической республикой (15 декабря 1917), сформировал его правительство (21 декабря 1917), объявил независимость от России (6 февраля 1918).

Румынские войска вошли в Бессарабию ещё 7 декабря 1917 года под предлогом закупки продовольствия. Тогда два полка румынской армии пересекли Прут , заняли Леово и несколько приграничных сёл. Большевики Кишинёвского гарнизона смогли выставить заслон румынским войскам, а революционно настроенные солдаты взяли под контроль приграничную станцию Унгены .

«…молдавское население, и в особенности солдаты-молдаване, были возбуждены и разгневаны тем, что придут румыны, чтобы отобрать у них землю, добытую в результате революции, и свободы, завоёванные после века страданий.»

Земли в Румынии изымались у богатых землевладельцев и отдавались крестьянам. Крупные землевладельцы не имели права владеть больше 150 га земли. Крестьяне же получали землю под залог. Со временем они должны были выкупить доверенную им землю в соответствии с порученной ими квотой.

В первых числах января румынские войска перешли молдавскую границу и заняли города Болград , Кагул , Леово , Унгены и несколько сёл. 6 января года была предпринята попытка атаковать Кишинёв со стороны Раздельной отрядом трансильванцев . Против них выступили части фронтотдела Румчерода и молдавские отряды, которые были отправлены на поддержку румынским войскам Советом Генеральных Директоров, но перешли на сторону большевиков. Они разоружили трансильванцев и отправили в Одессу .

Воззвание революционного штаба по охране Бессарабии

Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из приезжих, отличался жестокостью и злоупотреблениями . Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком жудеце ( -21 гг.) . Отчёт сообщает, что избиения и аресты в жудеце приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции .

Экономика

Промышленность

После присоединения к Румынии Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В промышленности преобладало мелкотоварное производство. Если в году здесь насчитывалось 262 крупных предприятия, то в - всего 196, в - 212, а в - снова 196. Инвестиции в цензовую промышленность на протяжении всего румынского периода оставались на одном уровне, с тенденцией к сокращению: с 790,8 млн леев в 1928 году до 782,3 млн леев в 1937 году. Энергообеспечение предприятий возросло на 15,9 %, число рабочих - на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6 %. Приоритеты развития экономики сместились в область пищевой промышленности, доля которой составляла 92,4 %. С 1919 по 1937 гг. резко сократилась доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии на цензовых предприятиях по всем показателям, в частности по капитальным вложениям - с 6 до 1,6 %, по стоимости продукции - с 4 до 2,3 %. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки в Бессарабии по сравнению с остальной Румынией пагубно сказались на хозяйстве края. К 1937 году производственные мощности предприятий пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, строительной и химической промышленности использовались всего на 12,5-16,9 %, металлообрабатывающей - на 5,4 %, кожевенно-меховой - на 0,2 %. Многие предприятия бездействовали а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер , Бессарабки , Флорешт , текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.

Сельское хозяйство

В 1918-1924 гг. была проведена аграрная реформа, которая фактически возродила помещичье земледелие и значительно усилила социальную дифференциацию в деревне. Урожайность зерновых культур в тот период была довольно низкой. Так в 1934-1939 гг. средняя урожайность пшеницы составляла 7,6 центнеров с гектара, кукурузы - 8,7, ячменя - 5,7, ржи - 7,9. Из-за затяжного кризиса сильно упали цены на сельскохозяйственную продукцию. Некоторое улучшение ситуации наметилось только к году. Так в 1935-39 гг. посевные площади под пшеницу выросли на 153,7 тыс. га (2,1 %), рожь - на 22,3 тыс. га, кукурузу - на 99,9 тыс. га. В сельском хозяйстве преобладал румынский и иностранный капитал. Вся продукция сои из Бессарабии вывозилась румынским акционерным обществом «Soia» в Германию , где использовалась как стратегическое сырьё для химической промышленности.

Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим. Прихожане встретили его недружественно, поэтому Никодим обратился к ним с речью, в которой оправдывал действия румын: «Молдаване должны знать, что они виновны в этом, так как не решились отречься от русского архиерея , которого Румыния не может терпеть после того, как он охаял её, будучи в Москве» .

Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчинённых Российской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Наказания также следовали за помощь антирумынскому движению. Именно поэтому большое количество церковнослужителей бежало из Бессарабии в Одессу и прилегающие регионы. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне - русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введён запрет на богослужение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили .

Те, кто не бежал за границу из-за репрессий по религиозному или языковому признаку, объединялись в религиозно-политические общества. По всей территории Бессарабии возникло несколько таких организаций. Румынское правительство в свою очередь организовало на территории региона свои религиозно-политические организации для противопоставления с антирумынскими. Обе противоборствующие стороны вели пропаганду, печатали газеты и листовки. Поддержки со стороны Российской православной церкви не было, так как она сама испытывала затруднения .

Антирумынские национальные движения в Бессарабии тоже требовали отмены всех церковных реформ. Молдаване придерживались другого мнения, считая, что румынский язык качественно ничем не отличается от русского. Ко второй четверти XX века религиозный вопрос перерос в политический. В конце-концов реформа календаря частично была отменена. При попытке вернуть новый стиль в 1935 году в Бельцком уезде началось крестьянское восстание. Восстание подавили румынские жандармы, но противостояние между ветвями церкви продолжалось вплоть до 1940 года .

Деятели культуры румынского периода

Освободительное движение

Участники Судебные процессы
  • Процесс бессарабских антифашистов
  • Процесс 500-т
  • Процесс 48-ми
  • Процесс 43-х
  • Процесс 108-ми
  • Процесс 65-ти

Присоединение к СССР

В 1940 году усилились разногласия между королём Каролем II , занимашим пробританскую позицию, и гитлеровской Германией, сторонниками которой была действовавшие в Румынии крайне-правая партия «Железная гвардия » К. Кодряну , с одной стороны, и группа военных под руководством маршала Иона Антонеску с другой.

26 июня 1940 СССР в предъявил Румынии ультиматум с требованием о возвращении Бессарабии, а также передаче Северной Буковины в состав СССР, и Румыния была вынуждена отвести из этих областей свои войска. Спустя два месяца, 30го августа 1940, Кароль II был вынужден признать Венский арбитраж 1940 года , согласно которому Румыния должна была уступить Трансильванию Венгрии . Воспользовавшись возмущением в Румынии, Ион Антонеску отстранил от власти Кароля II, а новым королём был провозглашён Михай I .

В настоящее время Румыния предоставляет гражданство Румынии гражданам Молдавии на основе родственных отношений с лицами родившимися на Румынской территории до 28 июня 1940 года.

См. также

Примечания

Источники

  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Асоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. - С. 187-201, 219-222. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4
  • Стати В. История Молдовы. - Кишинёв : Tipografia Centrală, 2002. - С. 307-334, 346-356. - 480 с. - ISBN 9975-9504-1-8
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 121-132. - ISBN 5-88568-090-6
  • Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын . - Кишинёв: 1992 Т. 4.
  • Молдавская Советская Социалистическая Республика. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. - С. 110-113, 126-132.
  • История Молдавской ССР. С древнейших времён до наших дней. - Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Кишинёв. Энциклопедия. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1984. - С. 28-31.
  • Гросул Я. С., Мохов Н. А. Молдавская Советская Социалистическая Республика // Большая Советская Энциклопедия . - 1969-1978.

В Молдавии разворачивается драма, уникальная для постсоветского пространства, а может, и всей Европы. Здесь стремительно растет число желающих, чтобы республика исчезла как независимое государство и стала частью соседней Румынии. Идею поддерживает уже около четверти населения. В Бухаресте ничего против не имеют. Крепнущее унионистское движение может спровоцировать рост сепаратизма внутри страны и превратить Молдавию в новый источник геополитических проблем в регионе.

После чудес

«Страна чудес» — говорят про Молдавию ее жители. И это очень правдивое определение. Республика умеет удивлять, и в последние годы делала это не раз.

В 2014 году она прославилась тем, что через местный Moldindconbank были отмыты десятки миллиардов долларов из России. Что это были за деньги, и как так вышло — все еще неизвестно. В 2015 году мировые газеты писали о другом скандале: из трех банков беднейшей страны Европы украли €1 млрд. В тюрьму никто не сел, а пропавшие деньги ищут до сих пор.

Два года назад власть в своих руках сосредоточила проевропейская Демократическая партия, ни разу не выигрывавшая выборов. Сначала демократы как в супермаркете докупили себе в других фракциях нужных для создания парламентского большинства депутатов. А 20 января 2016 года назначили правительство, которое называют «ночным»: премьер Павел Филип и министры, опасаясь протестов, тайком присягали тогдашнему главе государства Николае Тимофти в морозную полночь.

Но правительство — и это тоже чудо — не то место, где принимаются решения. Реальный начальник страны — лидер Демпартии Владимир Плахотнюк.

Это он сделал так, чтобы нынешний пророссийский президент Игорь Додон, прозванный «бесполномочным», оказался еще одним молдавским чудом.

Плахотнюк с помощью подконтрольного ему Конституционного суда устроил так, что Игорь Додон не может практически ничего и лишен даже права вето. Если президент не желает подписывать какой-то закон или указ, его кратковременно отстраняют от должности и подпись под документом ставит премьер или спикер.

Отсутствие возможности влиять на ключевые решения господин Додон компенсирует медийной активностью. Он часто проводит пресс-конференции, дает интервью и много пишет на своей странице в Facebook.

В последнее время в своих выступлениях президент, называющий себя государственником и молдовенистом, особенно резко критикует унионистов — так в Молдавии называют сторонников объединения с соседней Румынией. Ряды тех, кто выступает за утрату республикой своей независимости, постоянно пополняются. Не в последнюю очередь потому, что условия жизни в современной Молдавии постоянно ухудшаются из-за тотальной коррупции, не утихающего экономического кризиса и установленной Демпартией олигархической диктатуры.

Согласно опросу кишиневского Institutul Politici Publice, в апреле 2017 года объединение с Румынией поддерживали 23% жителей страны. Другой молдавский исследовательский центр — IMAS — в декабре прошлого года сообщил, что на гипотетическом референдуме об объединении с Румынией за проголосовали бы 32% граждан Молдавии. В республике себя свободно чувствуют многочисленные унионистские организации и зарегистрированы партии, программной целью которых является вхождение в состав соседней страны. На постсоветском пространстве, да и во всей Европе не найти государства, в котором наблюдалось бы нечто подобное.

25 марта 2018 года в Кишиневе унионисты провели громкую акцию — «Марш столетия». На многотысячном митинге они потребовали «немедленного и безусловного присоединения» Молдавии к Румынии, отметив, таким образом, сакральную для себя дату: сто лет назад — 27 марта 1918 года — Бессарабия, большей частью которой была нынешняя Молдавия, по решению Совета края (Sfatul Tarii.— рум.), вошла в состав Королевства Румыния. Объединение унионисты празднуют 27 марта, невзирая на то, что по новому стилю этот день выпадает на 9 апреля.

Кишиневскому маршу предшествовала беспрецедентная кампания по подписанию властями отдельных населенных пунктов и целых районов Молдавии деклараций об объединении с Румынией. В начале года ее запустил «Блок национального единства», в который входят молдавские и румынские унионистские организации.

Символический документ уже подписали 140 сел, городов и районов (всего в стране 898 населенных пунктов). И продолжение последует.

Брат на брата

Фамилия Додон очень распространена в селе Садова — на малой родине главного борца с унионизмом, президента Игоря Додона. В селе говорят, что не меньше 15% из 3 тыс. сельчан — Додоны. В центре Садова на частном доме висит гигантская растяжка с надписью: «Унионизм проходит, Родина — остается. У Молдовы есть будущее». Мысль, как указано здесь же, принадлежит президенту Додону.

10 марта Садова стало 106-м населенным пунктом, чьи власти подписали «Декларацию объединения» с Румынией. На сходе села, когда подписывалась декларация, случился скандал.

Стыдить тех, кто жаждет объединения, пришел глава местной ячейки пропрезидентской Партии социалистов Петр Агение. Оппонировал социалисту его родной младший брат — унионист Федор Агение. Выступив с пламенной речью о том, как хорошо будет всем в составе Румынии, он на глазах старшего брата поставил подпись под декларацией.

Добротные дома братьев-фермеров Агение, занимающихся сельским хозяйством и производством вина, находятся в двадцати метрах друг от друга. У них общий бизнес — винзавод Sadova Vin — но разные геополитические взгляды.

Федор Агение убежден, что Молдавия за 28 лет независимости доказала себе и другим только одно — она страна-банкрот во всех смыслах. О том, что в Румынии дела обстоят лучше, он знает не понаслышке: дети окончили юрфак в румынских Яссах. «Там совсем другое дело, вы любого спросите. А у нас мошенник на мошеннике и мошенником погоняет. Коррупция, все деньги берут. В стране людей уже не осталось — бегут, как с тонущего корабля. Мы ж не барон Мюнхгаузен, который сам себя из болота за волосы вытащить может»,— объясняет он.

Федор признает, что и в Румынии есть проблемы. Но с родными молдавскими реалиями их и сравнить нельзя. Коррупция там поменьше, а пенсии и зарплаты — побольше. Поэтому логика простая: в большой и богатой стране, то есть в Румынии, проще жить. В маленькой же и бедной республике хорошо только тем, кто работает на государство: «У них кабинет хороший, кресло. Летом — кондиционер, зимой — отопление. Не думаю, что они сильно потеют от своей работы».

На собрании 10 марта унионист Агение уверял односельчан и брата-социалиста, что сразу после объединения с соседним государством пенсионерам повысят пенсии, а фермеры получат субсидии на обработку земель. И добавил, что если бы Молдавия уже была в составе Румынии, из банков не умыкнули бы злополучный миллиард.

Федор уверен, что перекует в униониста любого, кто против объединения, если тот посидит с ним за бутылкой и поговорит на эту тему: «Встанете из-за стола и точно за объединение будете!» Если и этого будет недостаточно, у Федора есть другие козыри:

«У нас одна нация, один язык, одна история. Мы же не с Буркина-Фасо объединяться хотим, а со своими братьями и сестрами, со своей кровью.

Все тянутся к своим. Приднестровье вон к России тянется. Но у них проблема — нет границы с Россией. А нас с Румынией только река Прут разделяет. Мы рядом, ни через кого перешагивать не надо. Мне 51 год. В этом возрасте уже не о себе думаешь, о детях. Чтобы им было хорошо. Из Румынии сделали какое-то пугало. Зачем?»

Старший брат Федора 59-летний Петр Агение очень старается, чтобы Румыния выглядела пугалом. Багажник его черной Audi набит увесистыми пачками листовок на молдавском и русском языках.

Большими буквами на них написано: «Румынский жандарм не будет у нас хозяином!» С обратной стороны по пунктам разъясняется, что означает объединение с Румынией: «гражданскую войну, так как многие молдаване проявят неповиновение», «превращение нашей территории в военный полигон для войск НАТО, а также мобилизацию наших молодых людей для участия в военных действиях», «превращение молдаван в "бедных родственников" румын».

Поговорить об унионизме Петр зовет в обустроенный под его домом погребок. Среди бочек с вином и длинных стеллажей, уставленных банками с компотом и солениями, он делится впечатлениями о жителях соседней страны: «Румын в Европе даже на работу не берут. Воруют по-черному. Я бы не хотел, чтобы меня румыном называли. Это не хорошее слово.

Если меня назовут румыном, я решу, что меня оскорбили.

Желание 500 односельчан, включая брата, объединиться с Румынией, социалист объясняет кознями Бухареста: у Федора дети в Румынии учились, а потом румыны ему еще и гранты на сельское хозяйство выделили.

«Все дело в материальной заинтересованности, другого объяснения нет. Если арабы предложат помощь, то почему бы и с ними братьями не быть. Не может человек за ночь мнение поменять, из черного красным сделаться. Или перекрасился, или давление поднялось»,— убеждает Агение.

Он разводит руками и пускается в геополитические рассуждения: «Чувствуется на 100% влияние соседнего государства. Не влияние даже, а вмешательство. Унионисты говорят: объединение — это выход из положения. Говорят человеку: "У тебя какая пенсия? Тысяча молдавских леев (€50)? А в Румынии — €300. Это шесть тысяч леев. Хочешь столько же — подпиши декларацию". И люди подписывают. И дураку ведь ясно, что в воскресенье праздник. Им американцы деньги дают на дестабилизацию. Но мы им Молдову разрушить не дадим».

Петр Агение уверяет, что по временам, когда Бессарабия была в составе Румынии с 1918 по 1940 год, никто не скучает. «Мне тесть — ему 94 года — рассказывал, как тут жили люди при румынах. Плохо жили. Ни у кого нет ностальгии»,— ставит точку социалист.

Столетняя война

Ольге Костин этим летом исполнится 102 года. Всю жизнь она прожила на одном месте — в родном селе Зубрешты. Ни разу его не покинув, она пожила в четырех разных государствах: родилась в Российской Империи, росла в королевской Румынии, взрослела в СССР, а состарилась в независимой Молдавии.

Опираясь на две палки, старушка бойко передвигается по двору своего деревенского дома. Говорит, что пора бы уже и умереть, но что-то не умирается. Румынскую власть поминает добрым словом. У отца была телега и быки, семья обрабатывала землю и себя обеспечивала.

При Сталине не только землю отняли, но и хлеб отбирали: «Верите ли, случалось, что и кусочка хлеба в доме не было. Сталин все забирал».

Нина Снигирь родилась 90 лет назад в Вознесеновке на юге Бессарабии. Сейчас это Тарутинский район Одесской области Украины. Говорит, что когда Бессарабия стала румынской, новые власти построили в ее селе школу, которой там до этого не было.

«В магазине нашем было изобилие: оливки привозили греческие, селедку дунайскую. До сих пор вкус помню. Не воровал никто. Один мужик как-то украл у соседей петуха. Его жандармы румынские поймали, петуха к шее привязали и водили по селу, заставляя приговаривать: я украл петуха»,— вспоминает она.

Отец Нины — Михаил Соловьев — после 1918 года служил в румынской армии на границе с Венгрией и на службе выучил румынский язык. Во время Второй мировой войны в рядах уже Красной армии воевал в Польше. Нина Снигирь при СССР и после его распада работала учительницей в Молдавии. В начале двухтысячных получила румынское гражданство и с мужем перебралась из Кишинева в Бухарест, куда эмигрировали ее дочь и внучка. Это был их семейный проект объединения с Румынией.

Сегодняшние унионисты, уверенные в том, что объединение столетней давности можно и нужно повторить, используют в агитации и образ светлого прошлого, и надежды на лучшее будущее. Также они апеллируют к исторической справедливости.

Сторонники вхождения Молдавии в состав Румынии, живущие по обе стороны Прута, говорят, что Бессарабия была аннексирована Россией еще в 1812 году — по Бухарестскому мирному договору, заключенному Османской и Российской империями. Тот факт, что румынского государства в то время не существовало — процесс его создания начался в 1859 году — их не смущает.

Историки до сих пор горячо спорят о правах Румынии на междуречье Прута и Днестра. Противостояние представителей разных исторических школ по поводу событий столетней давности длится уже век.

Одни называют Совет края, образованный в 1918 году и принявший акт об объединении Бессарабии с Румынией, молдавским парламентом. И настаивают на том, что этот орган был уполномочен выражать интересы населения региона.

Другие считают объединение 1918 года аннексией и румынской спецоперацией «Бессарабия наша» и говорят, что дьявол кроется в деталях. Они утверждают, что Совет края нельзя считать парламентом: его члены не избирались всенародно, а делегировались различными организациями.

Профессор Бухарестского университета историк Алин Чупалэ говорит: для того чтобы понять, что произошло в марте 1918 года, нужно понимать, что происходило с Российской Империей в конце Первой мировой войны.

После распада империи Совет края представлял собой политическую власть Бессарабии.

«Большевистская революция определила выход России из войны и вывод русских войск со всех фронтов, где они воевали, в том числе из Румынии. В тот период империя была охвачена многочисленными национальными движениями: народы видели, что она распадается, и перед ними встала проблема будущего. В Бессарабии проживало в основном румынское население, избравшее своих представителей в репрезентативный политический орган — Совет края, который после распада империи представлял собой политическую власть Бессарабии»,— объясняет господин Чупалэ.

Он признает, что поначалу в Совете края думали о независимости, а не об объединении с Румынией. Но когда о претензиях на Бессарабию стали говорить власти Украинской народной республики, в совете решили, что западный сосед им ближе.

«Румынский проект выиграл. Совет края в марте проголосовал за объединение с Румынией. Представители румынского правительства прибыли в Кишинев и приняли от Совета края акт объединения. После Первой мировой войны объединение было подтверждено одновременно с вхождением в состав Румынии других провинций — Трансильвании и Буковины,— отмечает историк.— Тогда и появилась Великая Румыния. Другими словами, объединение было возможно благодаря совпадению двух элементов: желанию румын, выраженному, как в Бессарабии, через голосование Совета края, так и Бухарестом. И появлению благоприятной международной конъюнктуры, создавшейся из-за распада Российской Империи в результате большевистской революции».

Доктор истории из Кишинева Владимир Поливцев рассказывает, что делегатов Совета края фильтровали таким образом, чтобы противников объединения в совете было как можно меньше. Другой аргумент Поливцева состоит в том, что решение об объединении принималось в условиях, когда на территории Бессарабии находились румынские войска, призванные в декабре 1917 года Советом края для охраны складов и железных дорог. Румыны тогда входили сюда с боями, преодолевая сопротивление здешних большевиков.

Румынские военные были не самые вежливые люди: взяв территорию под свой контроль, они расстреляли шестерых наиболее активных противников объединения из числа делегатов Совета края.

Румынский контроль над Бессарабией закончился вскоре после подписания Москвой и Берлином в 1939 году пакта Молотова—Риббентропа. В 1940 году Москва ультимативно потребовала от Бухареста очистить территорию. Унионисты считают, что тогда возобновилась оккупация этой территории Россией, а нынешняя молдавская независимость является последствием этого несправедливого договора, которое необходимо устранить.

В молдавских школах нет предмета «История Молдавии». Там преподают «Историю румын». В учебнике участие Румынии во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии объясняется желанием освободить Бессарабию и Северную Буковину.

В нем полностью приведен приказ тогдашнего руководителя Румынии, маршала Иона Антонеску от 22 июня 1941 года: «Солдаты, приказываю: Перейти Прут. Разбить врагов с Востока. Освободить из-под красного ига большевизма ваших порабощенных братьев».

Глава же о контрнаступлении советских войск в 1943-1944 годах называется так: «Захват Бессарабии советскими войсками».

«Я как историк могу сказать, что мы — часть Румынии. Объединение 1918 года создало Великую Румынию, а потом по пакту Молотова—Риббентропа эта территория стала частью СССР»,— объясняет заместитель главы Страшенского района Молдавии Ион Урсу. Господин Урсу гражданин не только Молдавии, но и Румынии. Недавно он от имени своего района подписал символическую декларацию об объединении с соседней страной. После денонсации пакта, напоминает чиновник, страны Балтии провозгласили независимость и вернулись в ситуацию до 1940 года. Румыния же осталась разделенной. И это несправедливо.

Румыния - мать зовёт

В голове выпускника Военно-морской академии в Констанце, бывшего румынского президента, а ныне сенатора и главного идеолога унионизма Траяна Бэсеску, море цифр, фактов и аргументов в пользу объединения двух стран. Стоит спросить о гипотетической возможности слияния Румынии и Молдавии, и он начинает окатывать собеседника волнами информации.

Харизматичный Бэсеску загибает пальцы, перечисляя примеры торжества исторической справедливости: три балтийские республики обрели независимость, две Германии стали одной страной, объединилась Польша. Все они теперь в ЕС и НАТО. И только Румыния пока не добилась восстановления территориальной целостности.

Унионизм Траяна Бэсеску рос вместе с ним. Он вспоминает, что во время учебы профессора академии показывали студентам карту Великой Румынии, висевшую там с 1918 года:

«Они нам говорили, что когда мы выучимся и будем вокруг света ходить на своих кораблях, то должны помнить, как выглядит настоящая Румыния. Так что мой унионизм — это не политическая инвенция, возникшая на старости лет».

Политик признает, что объединение с Молдавией далеко не главный вопрос в повестке сегодняшней Румынии — основная масса населения больше озабочена уровнем жизни, который заметно отстает от уровня таких локомотивов ЕС, как Германия и Франция. «Но есть социологические исследования, согласно которым 75-80% румын говорят, что поддерживают объединение, хотя и не считают его приоритетом», — указывает Траян Бэсеску.

И напирает: «Вспомните объединение Германии. Не было это приоритетом ни для тех, кто жил в ФРГ, ни для тех, кто жил в ГДР, но когда оно случилось, никто против этого не был».

Бэсеску прав: в Бухаресте действительно не встретишь того, кто возражал бы против объединения. Поэтому мысли сенатора и лидера Партии народного движения больше заняты тем, как и когда оно может произойти. На первый вопрос ответ однозначный — двум странам следует строго придерживаться Хельсинкского заключительного акта 1975 года.

«В его первой статье говорится, что изменение границ в Европе может осуществляться только через политические решения, выработанные на переговорах. Это ответ на вопрос, как может произойти объединение,— излагает Траян Бэсеску.— Теперь отвечу по поводу того, когда это может случиться.

Объединение не может произойти до тех пор, пока этого не захочет 50% населения Республики Молдова».

В момент, когда у этой идеи будет больше 50% сторонников, говорит политик, молдавскому парламенту просто-напросто нужно повторить то, что 100 лет назад в Кишиневе сделал Совет края: проголосовать за объединение.

Траян Бэсеску доволен тем, что успел сделать на этом направлении, работая президентом с 2004 по 2014 год. Он вспоминает, что, когда пришел к власти, уровень поддержки идеи объединения в Молдавии составлял 4%. И тогда он стал действовать.

По его инициативе Бухарест упростил процедуру предоставления румынского гражданства. Теперь — это особый предмет гордости для Траяна Бэсеску — около 800 тыс. молдавских граждан являются и гражданами Румынии, а еще 200 тыс. уже подали в профильные структуры необходимые документы и скоро ими станут. В историческом центре Бухареста у входа в управление Минюста на улице Смырдан, принимают заявления на румынское гражданство. Здесь в любую погоду стоит очередь из жителей Молдавии. Документы несут все: молдаване, русские, украинцы. Румынский паспорт позволяет легально работать в ЕС.

При Бэсеску количество ежегодных бесплатных стипендий для обучения молдавской молодежи в румынских вузах выросло со 120 до 5 тыс. Румыния начала помогать соседям деньгами: десятки миллионов евро тратятся на инфраструктурные проекты вроде ремонта детских садов, выделяются гранты для поддержки СМИ, строится газопровод из Ясс, который планируется дотянуть до Кишинева.

Результатом Траян Бэсеску удовлетворен: число унионистов выросло до 31-32% населения Молдавии. «Это, если хотите, политика рерумынизации. После 60 лет советизации мы пришли со своим ответом. Но мы ответили без того, чтобы высылать людей в Сибирь или Казахстан, предлагая жителям Молдовы то, что есть у нас самих. Так что я оптимист по поводу эволюции унионистского движения в Молдове»,— хитро щурится бывший президент.

В свой актив Траян Бэсеску может занести кое-что еще. Во время его президентства Бухарест и Кишинев подписал договор о режиме границы. Но в силу он так и не вступил: президент Бэсеску не стал направлять документ в парламент для ратификации. «Для меня это был бы жест, который поставил бы меня в один ряд с Молотовым и Риббентропом. Я бы подтвердил то, что они сделали. И я сказал: нет, спасибо»,— не жалеет он о не сделанном.

При Бэсеску зашли в тупик и так из него и не вышли и переговоры с Кишиневом по так называемому базовому договору — о дружбе и привилегированном партнерстве. У Румынии сегодня такие соглашения есть со всеми соседними странами, кроме Молдавии. Это символично: зачем подписывать такой договор с будущей частью собственной страны.

Поддержат ли объединение ЕС, США и Россия? Траян Бэсеску не видит причин для их недовольства, потому что все будет сделано с соблюдением международного права, как это было в случае с объединением Германии и разделом Чехословакии на Чехию и Словакию.

«Румыния не предлагает ничего такого, чего до сих пор не делалось в Европе в плане изменения границ»,— уверяет он. И напоминает о резолюции №148 Сената США от 1991 года. В ней говорится о поддержке «будущих усилий молдавского правительства мирно договариваться, в случае возникновения такого желания, об объединении Румынии с Молдавией и Северной Буковиной, утвержденном Парижским мирным договором 1920 года».

Что касается России, то, по словам Бэсеску, если она не возражала против объединения Германии, то почему должна быть против воссоединения Румынии: «Не так давно говорили, что у Москвы есть стратегические интересы в Молдове, связанные, в первую очередь, с Приднестровьем, где находятся склады с вооружением. Очень хорошо. Но какая стратегическая важность Приднестровья для Москвы после того, как Россия получила Крым? Посмотрите на карту. С точки зрения интересов безопасности России ни Приднестровье, ни Молдова ничего не значат. У нее есть полуостров в сердце Черного моря».

Но на Приднестровье Траян Бэсеску и не претендует: «Румыния не может просить ни сантиметра за Днестром. Проблема Приднестровья, если будет объединение, должна стать предметом переговоров между Бухарестом, Киевом и Москвой».

Движение неприсоединения

В Молдавии есть регионы, к которым унионисты пока не нашли подход, и где отношение к Румынии откровенно враждебное. Самый яркий пример — Гагаузия. Автономия с населением 130 тыс. человек и площадью около 2 тыс. кв. км — заповедник памятников Ленину, которые здесь чуть не в каждом селе, и самый громкий сторонник сохранения нынешней молдавской государственности.

Тюркский, но православный народ живет здесь с конца XVIII века. Каждый гагауз первым делом напоминает, что землю эту им дал русский царь Александр I. Местные жители говорят на русском и гагаузском языках (последний очень похож на турецкий). Государственный, молдавский язык здесь не в почете: его, как правило, не знают, и знать особо не хотят.

Учитель физкультуры в теоретическом лицее села Баурчи 60-летний Константин Курдогло много лет собирает рассказы соплеменников, из которых составляет и издает книги о репрессиях, массовых депортациях, голоде во времена СССР. Его дед, когда эта территория была румынской, был мэром Баурчи. Когда в 1940 году СССР, всегда исходивший из того, что Бессарабия оккупирована Румынией, вернул себе регион, деда Константина Курдогло репрессировали, выслали в Архангельскую область и расстреляли.

На отношение Курдолго к Москве это не повлияло. Он рассуждает так: советская власть натворила здесь много бед, но это уже история. Ее надо знать и помнить, но это не повод не любить Россию: «Нельзя забывать плохое, что было в СССР, но нельзя и озлобиться. Гагаузы не хотят обижать Россию.

Этот же подход не работает в случае Румынии, которая сейчас предоставляет Гагаузии немало помощи. Люди, говорит Курдогло, запомнили румын как жандармов и эксплуататоров: «Били за любую провинность, расстреливали. Так что никто не хочет больше быть под румынами. От помощи не надо отказываться, мы ее и от Турции принимаем, и от России. Мы бедный регион. Помощь надо принимать, но она в умах народа негативное отношение к румынам не перевернет. Не хотим объединяться вплоть до неповиновения».

Возможное неповиновение оформлено законодательно: в Уложении Гагаузии — местной конституции — есть ст. 7, которая гласит, что «в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение».

В 2014 году на референдуме гагаузы 98% голосов приняли закон, определяющий процедуру самоопределения. Механизм, поясняет организатор плебисцита, депутат гагаузского Народного собрания Сергей Чимпоеш, простой: как только Молдавия теряет суверенитет, Гагаузия становится независимой республикой. Объединение он считает неприятной, но вполне реальной перспективой: «В 1990 году тех, кто ратовал за это, было 1,5%. Сегодня 25-35%. Еще какой-то период времени, их станет больше 50%, и этот аншлюс может произойти».

С такими настроениями Гагаузия — это потенциально взрывоопасный регион. Тем более что опыт сепаратизма здесь имеется. В 1990 году гагаузы уже провозглашали независимость от Молдавии. Военного конфликта с молдавскими властями по примеру приднестровского тогда чудом удалось избежать. Территория вернулась под контроль Кишинева на условиях автономии.

Один из основателей просуществовавшей четыре года Республики Гагаузия Михаил Кендигелян объясняет ее создание 28 лет назад как раз серьезными опасениями по поводу вхождения Молдавии в состав Румынии. Он уверен, что этого тогда не произошло благодаря гагаузам и жителям Приднестровья: «Румынии усеченная Молдавия не нужна была. Она нужна была полностью с гагаузами и так далее. Поэтому эти силы не смогли в 1990 году произвести объединение».

Кендигелян против Бухареста не только из-за того, что румынские власти с 1918 года «жестоко эксплуатировали местное население, ничего не построили, а когда уходили в 1940 году забрали все, что плохо лежало, и увезли в Румынию». «Наша-то историческая родина — это Добруджа. Половина ее сейчас в Болгарии, половина в Румынии. Гагаузы неплохо там жили. Но всех ассимилировали, фактически насильно. Вот это историческая память.

Так что румынский сапог топтать гагаузские земли не будет»,— объясняет он неприязнь к западному соседу.

Похожие настроения и в Приднестровье. Но эта непризнанная республика, в отличие от Гагаузии, которую в Тирасполе считают братской, не только не вернулась в состав Молдавии, но создала сильную и хорошо вооруженную собственную армию. С Приднестровьем связана еще одна проблема: город Бендеры, где в 1992 году шли самые кровопролитные бои между молдавскими вооруженными силами и приднестровскими вооруженными формированиями, находится на правом берегу реки Днестр, но контролируется при этом тираспольскими властями. И они его не уступят.

Вместе с районами компактного проживания русскоязычных в северных районах республики, Гагаузия и Приднестровье составляют довольно многочисленный «антирумынский» фронт. В опросах, посвященных перспективам объединения, более 50% выступают против такого сценария.

На эту проблему указывает бывший министр молодежи и спорта Молдавии, историк Октавиан Цыку: «Что будет с Гагаузией в процессе объединения? Что будет с Приднестровьем? Насколько мы готовы потерять Бендеры, Тирасполь или Комрат (столица Гагаузской автономии.— “Ъ”) в случае объединения с Румынией?»

Цыку говорит «мы», поскольку является убежденным унионистом. Но смотрит на вещи под другим углом, чем, например, Траян Бэсеску. Он считает, что две страны могут объединиться уже внутри Евросоюза. Правда, для этого к власти в Кишиневе должны прийти силы, способные обеспечить реальную, а не декларативную, как сейчас, евроинтеграцию.

Бухарестский политолог Арманд Гошу, оговариваясь, что для румын проблема объединения с Молдавией сейчас далеко не на первом месте, полагает, что оно, тем не менее, возможно. Но тут важен международный контекст: «Решение бессарабского вопроса всегда от этого зависело. Бессарабия стала частью России в 1812 году из-за международного контекста. Вошла в Румынию — тоже из-за него. Потеряли румыны эту территорию опять же по геополитическим причинам. Возможно, наступит день, когда сильные игроки придут к Бухаресту и скажут: ребята, займитесь ими, у нас из-за них голова уже болит».

Учитывая все чудеса, которые происходят в Молдавии и вокруг нее в последнее время, этот сценарий не кажется таким уж невероятным.

Ну а Румыния к нему всегда готова. 27 марта 2018 года в Бухаресте прошло совместное заседание двух палат парламента. На него пригласили и молдавских чиновников - вице-премьера по евроинтеграции выпускника МГИМО Юрие Лянкэ и спикера Андриана Канду.

Канду назвал объединение столетней давности «мужественным историческим актом». И получил вопрос от главы палаты депутатов Румынии Ливиу Драгни: «Разве у вас нет достаточно храбрости, чтобы сказать открыто, чего мы хотим? Чтоб никто не сомневался, я скажу честно и открыто: я хочу объединения с Молдовой».

Чтобы ни у кого не было сомнений, насколько это жгучее желание, румынский парламент в тот же день принял декларацию, в которой говорится: «Румыния и ее граждане готовы и всегда будут готовы приветствовать любое проявление унионистских устремлений граждан Республики Молдова как выражение своей суверенной воли».

Возможность выразить свою волю жителям Молдавии представится довольно скоро: на осень в стране запланированы парламентские выборы.


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.