Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М

, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок изучения нового материала по творчеству Ф.М. Достоевского. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые. На уроке применены средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Цель урока:
Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.
Задачи урока:
Развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость; развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале; развивать самостоятельность мысли.
Воспитание гуманного отношения к людям; пробудить живой отклик на проблемы своего времени; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм,
воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни; убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях.
Ход урока
В сегодняшнем мире
тревожный набат Достоевского
гудит неумолчно, взывая к человечности и к гуманизму.
Ч. Айтматов.
I. Вводно-мотивационный этап.
II. Просмотр фильма «…Их воскресила любовь», ведущий Михаил Дунаев, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук.
III. Актуализация прежних знаний.
Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказания?
(Р. Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренные юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляет на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Обратимся к эпилогу.
Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Как каторжники относились к Раскольникову?
…Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны…
…Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть – почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее…
На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, - произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.
- Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.
Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника…

Как каторжники относились к Соне?
…Неразрешим был для него ещё один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!»… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться…
Какой сон приснился Раскольникову на каторге?
…Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих ИЗБРАННЫХ. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей…Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали… Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга…Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были ЧИСТЫЕ и ИЗБРАННЫЕ, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Вспомним, теорию Раскольникова о « делении людей на два разряда».
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»
« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»
Живут в послушании
Переступают закон во имя лучшего
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет…). Эти слёзы – НОВЫЙ РУБЕЖ: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему…
Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
V. Закрепление изученного материала. Тестирование.
Тест.
1. Р.Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
А) Семьи Мармеладовых;
Б) матери и сестры;
В) оправдания своей теории.
2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:
«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
А) Залитов;
Б) Разумихин;
В) Лужин.
3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
А) Дуня Раскольникова;
Б) Соня Мармеладова;
В) девушка на мосту.
4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
А) в Свидригайлове;
Б) в Лужине;
В) в Лебезятникове.
5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейщего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
А) Дмитрий Прокофьич;
Б) Порфирий Петрович;
В) Петр Петрович.
6. О ком идет речь?
«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»
А) Раскольников и Софья Семёновна;
Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;
В) Разумихин и Авдотья Романовна.
7. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?
А) Одну часть, пять частей;
Б) пять частей, одну часть.
8. Кто из героев романа по профессии юрист?
А) Порфирий Петрович;
Б) Заметов;
В) Лужин;
Г) все.
9. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» - как-то дико произнес он»,
А) Всем страдающим женщинам;
Б) всему страдающему человечеству;
В) всем обиженным.
10. Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?...а не
старушонку убил!»
А) «…я Лизавету убил»
Б) «…я мать свою убил»
В) «…я себя убил»
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В В Б А Б А А Г Б В

VI. Просмотр отрывка из фильма «Преступление и наказание». (каторга) (4 ми н)
VII. Заключительное слово учителя.
В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счёте – отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа… Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.
И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
Выставление оценок
Задание на дом : Эссе “Над чем заставил меня задуматься роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Тема: воскрешение человека в Раскольникове (Урок-размышление)

Цели урока:

· сформировать личное отношение к героям романа;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку:« Лучшая служба, которую может сослужить книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней» Э. Хаббард.

Оформление урока:

Оформление урока:

· портрет Ф.М. Достоевского;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание”.

1. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена. А это главное!

Ф.М. Достоевский - страстный поборник

идей гуманизма и справедливости, его роман посвящен истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Рассматривая преступление Раскольникова, важно понять, что писатель выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Размышляя о романе, нельзя не сказать об учении Фридриха Ницше о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. В книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I проблемная ситуация.

В чем состоит необычность преступления, совершенного Р. Раскольниковым?

(Л Н.Толстой: «Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил». Перед нами- идейный убийца, и идея эта носится в воздухе – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Раскольникова-« в мысли», предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в безверии. А все последующие события - расплата за это.

II. Второй проблемная ситуация:

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят 2 группы: адвокаты Раскольникова (речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья проблемная ситуация:

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? (Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное меньшинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников говорит: «Борись, гордый человек”, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление. Совершив же преступление, убиваешь еще и самого себя – все это делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя.)

IV. Четвертая проблемная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”, нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели. Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединив число “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,число мирового порядка(их сумма является символом союза человека с Богом). А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая проблемная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к «обыкновенному» - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами?

VI. Шестая проблемная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Ответы 1-й группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: «О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться».

3. «Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому».

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

« Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”»

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Ответ 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается отпрежнего?

Прежний взгляд:

сосредоточенность на себе;

замкнутость;

презрение к человеку.

Новый взгляд:

расширяется его поле зрения, он начинает всматриваться и вслушиваться сам, по своей воле:

О каторжанах - «как они все любили жизнь, как они дорожили ею…»

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по- иному слышать и видеть, т.е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Ответ 3- й группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя - гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают «бесноватыми и сумасшедшими» Где же искать «чистых»? Уж не среди ли «обыкновенных»? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает Ф.М. Достоевский: «Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез». Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса «Я есмь воскресение в жизнь» – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени»

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: «…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…». «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать, а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: «Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое» Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? («Они положили ждать и терпеть.Им оставалось еще семь лет…»- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина:”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ” «насильно» устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей «обыкновенных».

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске.Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление «героя» расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности «переступившего».

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать « бесконечные источники жизни». Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении

перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя

великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:

высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, -

напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного

сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и

обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет

заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли,

важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление инаказание”.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.

Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.

Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наказание для Раскольникова на-ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача-лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му-чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес-ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру-шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос-подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи-няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове-стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на-слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав-ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле-довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле-довать тайны души человека, осмелившегося про-лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по-нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни-каких сомнений. И даже на каторге он по-преж-нему убежден в своей правоте: «...он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха , который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис-точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь-ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим...» Материал с сайта

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по-тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «...он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь ...» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ-ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне-ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда-ет человеческая натура, побеждает жизнь.

В христианстве воскрешать может только любовь. Ничто другое. Так как Бог есть любовь, а воскрешает именно Бог. И Раскольникова воскресил именно Бог через Соню. Она подобралась к его сердцу, подобрала такие ключи, которые освободили Раскольникова. (здесь надо заметить, что Соня «подбирала» ключи не для выгоды или тщеславия)

Так мы установили, что воскрешает только любовь. Любовь не плотская, которая возникает в результате пошлости, а любовь духовная, природа которой Бог.

Почему же именно Соня оказалась той, кто донес слова истины до Раскольникова? Ведь и раньше Раскольников читал Библию, а сама Мармеладова мало говорила с ним на духовные темы, в большинстве своем несла крест миролюбиво, смиренно.

Теория Родиона, его детище оказалась с гнилой основой. Что-то он пропустил в расчетах экономики, права и арифметики. Пропустил именно то, что является основой для Сони. Если почитать воспоминания зэков, осужденных по политическим статьям, можно заметить, что единственные в лагере кто выполнял норму и даже сверх, кто ел только то, что давала столовая и даже делился этой скудной порцией, всегда всем помогал, были не кто верил в Бога или читал Евангелие, а кто веровал в Бога и жил по Евангелию. Такие несгибаемые всегда вызывали интерес и любопытство многих. Из тех многих немногие становились верующими. Это было своеобразной проповедью, но оружие не только слово, но в основном дело и доброе отношение к людям. Именно такой проповедницей была Соня. Основа её любовь, которой она полностью пропитана. К ней тянулись каторжане, тянулись к истине.

Почему же Раскольников, общаясь и наблюдая Соню, оставался со своей гнилой теорией, а потом чуть ли не в один день освободился от неё? Отчасти его освободила Соня своим несение креста, большею частью его освободил Бог, дав ему совесть. Но ведь совесть дается человеку от рождения, как Бог может её дать в рассвете лет? Ответ заключается в третьей части освобождения – в Раскольникове. Раскольников, преодолев страшную ломку, очистил свою совесть, которая является и гласом Божьим в нас и оком. Без этих трех ступеней воскрешение Раскольникова не состоялась бы, поскольку можно сколько угодно толковать о Благой весте, сколько угодно читать (а если повезет) и смотреть на праведников. И даже совесть будет всегда «говорить», но чтобы встать на путь спасение, этого недостаточно. Человек рожден свободным и ему самому придется сделать выбор, а сделав его, будет сложно победить в себе бесов. А будучи свободным не так легко не допустить их в своё сердце.

Соня, назвав Раскольникова «самым несчастным», взяла на себя миссию всегда быть около него, чтобы спасти, это можно сравнить со спасением раненого воина, брошенного на поле брани, оставь его здесь – погибнет, и не жаждет славы тот, кто решил подобрать бойца. Так и Соня соизмеримо помогала многим: кому советом, кому чудом, а в случаи Раскольникова своей жизнью, так как этот боец получил ранения, которые не сопоставимы с жизнью.