Государства не признанные оон. Сколько в мире непризнанных государств

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, возникших на территориях почти 60 стран. Ниже приводится справочная информация о непризнанных государствах в мире.

Непризнанным может быть названо геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Термин «непризнанные государства» начал активно использоваться с начала 1990-х годов. В некоторых случаях используются также термины «страны де-факто», «спорные страны», «отделившиеся» или «самопровозглашенные» государства.

Непризнанные государства могут сохранять переходный статус, стать полноценными независимыми государствами (например, отколовшаяся в 1993 году от Эфиопии Эритрея). В некоторых случаях они могут быть поглощены страной, от который пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Саарланд в Германии).

Китайская Республика на Тайване

Официальные отношения между центральным правительством КНР и островной провинцией Тайвань прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров.

До 1971 года Китайская республика на Тайване являлась членом ООН, после чего ее место было передано КНР. С 1993 года вопрос о членстве Тайваня в ООН, а также признания независимости государства поднимается регулярно. Признана 23 странами.

Турецкая Республика Северного Кипра

С 1974 года Кипр де-факто был разделен между греческой и турецкой общинами. Подобное разделение возникло после военного вторжения Турции, последовавшего за государственным переворотом, совершенным на Кипре сторонниками правившей в Греции хунты «черных полковников». В 1983 году в северной части острова была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), не признанная мировым сообществом. На севере острова размещен воинский контингент Турции.

Переговоры по объединению острова в федеративное государство ведутся под эгидой ООН, они были прерваны весной 2012 года, после чего возобновились только в феврале 2014 года. Официально признана Турцией.

Республика Абхазия

Декларация о государственном суверенитете Абхазии была принята 25 августа 1990 года Верховным Советом Абхазии. Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии, и последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-1993 годов привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии. Официально признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу.

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)

Приднестровье добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР. Образование суверенного государства Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики было провозглашено 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья по результатам референдумов и сходов граждан 1989-1990 годов.

В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему и вооруженного конфликта, Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу. Официально признана Нагорным Карабахом (2001) и Южной Осетией (1994).

Республика Южная Осетия

Республика возникла после начавшегося в декабре 1990 года после решения об упразднении Юго-Осетинской автономной области вооруженного грузино-осетинского конфликта. Прошедший 19 января 1992 года референдум практически единогласно поддержал провозглашение независимости Южной Oсетии. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости, после чего в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

В августе 2008 года Российская Федерация первой из государств мира приняла решение о признании независимости Республики Южная Осетия. В настоящее время республика признана также Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Тувалу.

Нагорно-Карабахская Республика (армянское самоназвание - Арцах)

Конфликт в Нагорном Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Автономный край Косово и Метохия

Южный край Сербии Косово находился под управлением администрации ООН с лета 1999 года, в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244. Администрация ООН и международные силы КФОР под командованием НАТО были введены в край после 78-дневных бомбардировок Сербии натовской авиацией. НАТО вмешалась в косовский конфликт (1998-1999) на стороне местных албанцев, добивавшихся независимости от Сербии.

17 февраля 2008 года албанские власти Автономного края Косова и Метохии при поддержке США и ряда стран ЕС в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии и создание Республики Косово. Независимость была поддержана отдельными странами мира.

К декабрю 2009 года самопровозглашенное государство признали 63 страны. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других стран отказались признать независимость края.

Также в числе непризнанных государств часто называют республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 года на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».
  6. Неполноценные члены сообщества // Коммерсантъ
  7. , p. .
  8. Маркедонов С. М. Уроки и последствия пятидневной войны в Южной Осетии (Лекция, прочитанная во Владикавказском институте цивилизаций 7 октября 2008 года)
  9. , p. : « 4 What we refer to as ‘partial recognition’ includes what Geldenhuys (2009) has termed ‘paltry recognition’ and ‘patron recognition’. ‘Partial recognition’ is in Geldenhuys’ usage reserved for entities that have been recognized by a significant number of states. We appreciate the potential usefulness of more specific categories, but for the sake of simplicity we will stick to a single category».
  10. О членстве // сайт ООН
  11. , p. : «Although the United Nations cannot in itself confer recognition, UN membership has nevertheless emerged as the single most important symbol of general acceptance of statehood in the contemporary international system. Indeed, UN membership has come to be regarded as nothing less than the "gold standard" of international legitimacy. 2 One could even argue that UN membership has now emerged as the primary objective for any contested state, surpassing recognition by any single country or group of states.».
  12. , p. 22: «Requiring a substantive decision by the Security Council (meaning the approval of all five permanent members) plus a two-thirds majority in the General Assembly, admission to full UN membership is tantamount to collective de jure recognition. 112 The community of states thereby signals its readiness to treat the new member as a full-fledged state with all the attendant rights, duties and responsibilities, both within the UN and beyond».
  13. , p. 22: «Although collective recognition is the hallmark of confirmed statehood, allowance should be made for states that choose to remain outside the UN, like Switzerland did until 2002, without compromising their full-fledged statehood.».
  14. , p. ).
  15. , p. : «Secondly, there are a small number of states, that are members of the UN, but are not recognized by all the other members».
  16. , p. 29: «unilateral secession, which can be driven by factors wholly unrelated to the above offences, is the single most common origin among our selection of contested states.».
  17. , p. 38.
  18. , p. 44.
  19. , p. 36: «While secession is in most instances used as a mode of gaining independent statehood, some communities secede from one state in order to become part of another; consider the case of Transylvanians wishing to exit Romania to join Hungary. Such secessionist-irredentist claims fall outside our inquiry. Either way, secession involves a claim to territory but is not designed to overthrow an existing government. Instead, secessionists want to restrict the jurisdiction of the (original) state so that it does not extend to their group and the territory they occupy.³⁸».
  20. , p. 39.
  21. , p. 20.
  22. , p. 43.
  23. , p. 23.
  24. , p. 9.
  25. , p. 28: «While there is no argument over the condition that it should have a settled population, it is also accepted that the presence of a population in the territory concerned is not a sufficient condition in itself for statehood. Rather, it has come to be accepted that the political leadership of the new state should have come to power via some degree of ‘indigenous capability’ and that it ‘receives popular support’.²⁰ Importantly, this stipulation does not presuppose that independence will be the wish of the entire population living on the territory. Nor does it require some form of democracy as a condition for statehood-although, as will be seen, this is now gaining currency as a condition in some quarters».
  26. , p. 23: «Third, the governments of many contested states may well comply with the criterion of effectiveness in terms of their control over territory and people and some even live up to democratic standards. The challenge facing the rulers of contested states is that their right to govern is widely disputed – a corollary of the rejection of these states’ right of independent existence. So even if it manifestly possesses empirical statehood, a contested state still lacks juridical statehood conferred from outside through de jure recognition.».
  27. Statehood and the Law of Self-Determination
  28. , p. 24.
  29. , p. 28-29: «As for the demand that the state must have some sort of effective administration, this does not just mean that a state has an ability to control its own affairs.²² It must be in a position whereby it is actually doing so. In other words, recognition can be withheld if it is decided that the territory in question does not have real or actual independence. Most obviously, this applies to territories that have been created as a result of invasion and occupation, as was the case with Manchukuo. However, it can also apply when an entity may meet the general requirements for statehood but where it is deemed that there is substantial external control and it can therefore be considered to be a ‘puppet state’.²³ Similarly, recognition may be withheld in cases where a territory is granted purported, but not actual, independence; or where a colonial power continues to exert considerable control.²⁴».
  30. , p. 24: «Contested states in the fourth instance typically have the ability and desire to enter into the standard array of relations (diplomatic, economic, cultural and military) with full fledged states. Confirmed states, however, deny them the opportunity to engage in normal international interactions by refusing them de jure recognition.».
  31. Одесский апелляционный государственный суд. Постановление Архивировано 15 июля 2012 года.
  32. МИД России. О поручениях Президента России Правительству Российской Федерации в отношении Абхазии и Южной Осетии
  33. Словакия признала новые косовские паспорта // Lenta.ru
  34. , p. 39: «In addition to these contested states, it will also briefly highlight the cases of the three secessionist states that have not as yet been recognized by any UN members but are often widely regarded in the literature as meeting the criteria for statehood and may well be recognized in the future: Nagorny Karabakh, Transnistria and Somaliland.».
  35. , p. 8: «Moreover, new contested territories that could be described as de facto states have emerged, most notably the Donetsk People’s Republic and the Luhansk People’s Republics in Ukraine. These two newest additions to the universe of de facto states have started to create some of the trappings of statehood, although the extent of «indigenous roots‟ is still debatable.».

Вы когда-нибудь задумывались, как начинается история государства? Достаточно ли просто собраться горожанам (а в мире и сейчас существуют , состоящие из одного города) и решить, что все, теперь мы граждане новой страны? Так, например, поступили граждане города Фиуме во главе со своим правителем – поэтом Гиабриэле Д’Аннунцио. Но, то ли правитель был слишком непрактичным, то ли звезды не сошлись, но после двух лет существования Республика Фиуме капитулировала. И за два года «жизни» она был признана только одной страной в мире – СССР.
И кстати, в этом и есть смысл нашего рассказа – государство существует, когда его признают. Поэтому будущее всяческих самопровозглашенных государств – спорно. Десять непризнанных и частично признанных государств современности, и их нелегкая судьба – в нашем ТОПе.

1 Китайская республика (год возникновения 1911)

Китайская республика или Тайвань – пример того, как можно потерять все. Ранее она контролировала всю территорию современного КНР, но после революции в 1947 страна не только потеряла всю материковую часть, но и место в ООН, а также признание большинства членов организации. Сейчас Китайскую республику признают только 22 государства из списка ООН.

2 Свободный Кашмир (год возникновения 1947)


Свободный Кашмир (Азад Кашмир) стал «Свободным» после того, как изгнал правителя магараджу Хари Сингха и отделился от Индии. Ироничность ситуации придали воззрения самого правителя, он-то как раз и хотел отделить штат от Индии, и не допустить захвата провинции Пакистаном. В итоге, Пакистан единственный признает Свободный Кашмир. В общем, все как вы хотели, но только без вас.

3 Сахарская арабская демократическая республика (год возникновения 1976)


Сахарская арабская демократическая республика или САДР – одна из наиболее «признанных» (59 государств-членов ООН) непризнанных государств в мире. Проблема государства в другом: ее ближайший сосед, Марокко, категорически с этим не согласен. Большая часть территории САДР де-факто контролируется Марокко, а меньшая представляет собой смесь из буферных зон, зон ограниченного доступа и районов с ограниченным доступом.

4 Турецкая республика Северного Кипра (год возникновения 1983)


1983 знаменит не только тем, что это год рождения Алины Кабаевой. В этом году родилась также и Турецкая республика Северного Кипра – в результате вооруженного нападения Турции. В итоге, новорожденную страну признала только Турция, и такой ситуация остается до сих пор.

5 Палестина (год возникновения 1988)


Ну, про Палестину знают все. Это государство сумело о себе заявить. Во-первых, оно крепко держит Израиль в напряжении, во-вторых, ее признали 137 государств-членов ООН. Правда, это не лишило Палестину внутренних проблем. Сейчас ее территория разделена на две части, управляемые разными формированиями и внутренних проблем здесь полно.

6 Приднестровская Молдавская Республика (год возникновения 1990)


Приднестровье – это тот случай, когда кто-то вовремя подсуетился. Одна из первых «бывших» территорий, которая поняла, что необязательно идти вместе со всеми. Но на самом деле здесь все не так уж «сахарно». Государственный статус ПМР признают Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах – сами по себе страны с очень спорным статусом. И хотя ПМР давно хочет присоединиться к России, последняя на этот шаг не идет.

7 Сомалилэнд (год возникновения 1991)


Сомалилэнд – это 5 из 18 штатов Сомали, где проживает около трети населения страны. История новоиспеченного государства печальна. Несмотря на то, что в 2003 году 99% населения проголосовало за отделение о Сомали, до сих пор ни одно государство Сомалиленд самостоятельным не признало.

8 Южная Осетия и Республика Абхазия (год возникновения 1992 и 1994)


Почему мы объединили два этих субъекта в один номер? Да потому, что оба они – кусочки Грузии (ну, по крайней мере, Грузия так считает). Тем не менее, ряд государств, вроде республики Вануату и Никарагуа, во главе с Российской Федерацией, их признают. И конечно, они обе признают друг друга.

9 Нагорная Карабахская Республика (год возникновения 1991)


Нагорный Карабах – такое смешение границ, контролируемых территорий и интересов других стран, что разобраться во всем этом очень сложно. Однако это не помешало трем странам: ПМР, Республике Южная Осетия и Республике Абхазия признать страну. Правда, они сами непризнанные, так что статусу Нагорного Карабаха это никак не помогло.

10 Республика Косово (год возникновения 2008)


Республика Косово после провозглашения независимости в 2008 году признана 110 странами-членами ООН, а также многими непризнанными государствами. Но этот «кусок» оказался чересчур большим, и северная часть Косово с ее сербским населением не признает Республику. Кроме того, категорически против Сербия, на чью территорию, собственно, и покусилась Республика Косово.

Непризнанные республики разбросаны по всему миру. Чаще всего они образуются там, где соприкасаются политические и экономические интересы современных держав, диктующих либо мировую политику, либо региональную. Таким образом, страны Запада, Россия и набирающий вес Китай сегодня в этой политической игре являются главными действующими лицами, от которых и зависит, будет ли создаваемая республика признанной или останется "персоной нон грата" в глазах большинства стран мира.

Определение термина

Что такое непризнанные республики? Этот термин означает государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти новоявленные республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран. Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик.

Характеристики независимых государств

Суверенные государства должны обладать как минимум пятью основными характеристиками:

Название (официально закрепленное в нормативно-правовых актах и законах самопровозглашенной республики);

Государственные символы (герб, флаг, гимн, иногда даже Конституция);

Население;

Органы государственного управления, причем все три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная (нередко они сосредоточены в одних руках);

Процесс признания государств

Международная правовая основа отношений непризнанных государств между собой и мировым сообществом закладывается стихийно. В связи с чем по предложению экспертов процесс «признания» республик следует рассматривать в трехзвенной формуле: де-факто, де-юре, дипломатическое признание. Чаще всего это не просто звенья, но шаги, которые проходят вновь создаваемые государства.

Первый шаг - де-факто - означает, что конкретная страна объявила о своей независимости и соответствует всем характеристикам государства в международном праве.

Второй шаг - де-юре. В этом плане признанные державы могут иметь двусторонние отношения с различными государствами, при этом второй стороной могут являться непризнанные республики. России и другим странам мира это явление знакомо. Например, в XX веке США узаконили отношения с Тайванем в одностороннем порядке, издав специальный закон.

Третий шаг представляет собою заключение официальных межгосударственных отношений посредством консульств и посольств. Это высшая степень международного признания созданных государств.

История

На политической карте мира уже давно существуют государства, которые признаются не всеми странами мира (с точки зрения дипломатии), но при этом имеют все признаки независимости. Примером одного из первых непризнанных дипломатии можно назвать Манчжоу-Го, созданное Японией в 1932 году на территории Китая.

После окончания Второй мировой войны во всех уголках планеты начинают возникать республики, непризнанные или частично признанные К ним относились бывшие колониальные владения метрополий, расположенные в основном в Африке и Азии.

Самый большой в количественном плане рост непризнанных государств начался в 90-х годах XX века. С этого времени они могут называться «непризнанными», «странами де-факто», «отделившимися», «самопровозглашенными» и т. д.

Способы возникновения

Непризнанные республики мира имеют разную историю. Но образование их, как правило, проходит по схожим сценариям. Таким образом, если изучить мировую политическую практику, можно назвать пять основных вариантов развития событий:

1. В результате революций. Самым ярким примером можно назвать образование республик после октябрьского переворота на территории бывшей Российской империи.

2. В результате национально-освободительной борьбы. Сюда относят самопровозглашенные непризнанные республики, объявившие о своей независимости в результате деклараций, законов или межгосударственных договоров. К таким самопровозглашенным государствам можно отнести США, и др.

3. В результате послевоенного разделения. К примеру, после Второй мировой войны на территории Германии были образованы ГДР и ФРГ. В результате гражданской войны на Корейском полуострове образовались КНДР и Республика Корея. Особенностью в этом случае является то, что первоначально два или несколько созданных государств не признают независимость друг друга.

4. В результате обретения независимости бывших колониальных владений метрополий. Яркий пример - бывшие колонии Британской империи.

5. В результате геополитических игр признанных государств. Это так называемые буферные зоны или «марионеточные государства» - Независимое государство Хорватия и др.

Типология

Все непризнанные республики можно разделить на типы по тем или иным критериям. Определяющим в этом случае является характер контроля над территорией. В результате имеем 4 типа государственных образований:

1. Непризнанные государства, которые имеют полный контроль над своей территорией. К таковым относятся Северный Кипр и Приднестровье.

2. Государства, частично контролирующие часть своей территории, являющиеся непризнанными - Тамил Илам, Южная Осетия и др.

3. Государства, образованные под протекторатом международного сообщества. Например, Косово, юридически считающееся частью Сербии, но реально управляемое ООН с 1999 года.

4. Квазигосударства - этносы, не получившие права на самоопределение. Одними из самых заметных в современной мировой политике являются курды с самопровозглашенным Курдистаном, располагающимся на территории четырех государств: Сирии, Ирака, Турции и Ирана.

Де-факто и де-юре

Весь список непризнанных республик условно можно разделить на 2 больших категории - «де-факто» и «де-юре».

Признание де-факто является неполным и выражает неуверенность в долговечности и жизнеспособности правительства такой страны. При этом могут возникнуть консульские отношения, но они не будут являться обязательными.

Признание же де-юре является окончательным и характеризуется установлением равных международных отношений со всеми странами, входящими в ООН. Как правило, сопровождается официальными заявлениями и соглашениями.

Следует отметить, что в настоящее время в международном законодательстве не существует полного спектра характеристик, согласно которым вновь созданное государство будет являться таковым де-факто или де-юре. В мировой дипломатии есть только отдельные правила признания государств.

Роль непризнанных государств в международных отношениях

Современные непризнанные республики не только имеют место быть в документации самих основателей, но также поддерживают определенные взаимоотношения с признанными государствами или другими непризнанными образованиями.

В этом плане нужно понимать, что на высшем дипломатическом уровне некоторые страны могут быть непризнанными, но в то же время их правительства могут вести сотрудничество с другими государствами. Также могут развиваться экономические торговые взаимоотношения. Немаловажным моментом является сотрудничество в сфере образования.

Абсолютно все эти межгосударственные связи основываются на определенных нормативно-правовых актах, распоряжениях, указах и соглашениях.

Список непризнанных государств достаточно большой, он насчитывает более 100 пунктов. Республики эти расположены в 60 странах мира. В перечень входят частично признанные, непризнанные и частично непризнанные государства.

К первым относятся те, независимость которых признана всего несколькими державами. Например, Абхазия, признанная всего шестью странами, или которую признали только Турция и Абхазия.

Ко второй группе относятся самопровозглашенные страны, не признанные ни одним государством - Сомалиленд, Пунтленд, Нагорно-Карабахская республика и другие.

Частично непризнанным государством можно назвать такое, независимость которого признается большей частью государств-членов ООН, но другие страны не идут на подобный шаг. Например, Армения не признается всего одним государством - Пакистаном, Кипр - Турцией, а Республика Корея - КНДР.

Непризнанные республики СНГ, а точнее расположенные на территории продолжают бороться за свое признание, начиная с распада СССР. В качестве примера можно привести Абхазию. После того как Грузия объявила о своем выходе из состава Советского Союза, она участвовала в референдуме о вхождении в состав ССГ (Содружество суверенных государств), образование которого было сорвано ГКЧП в августе 1991 года, но и по сей день Абхазия является частично признанным государством. Кроме неё, можно назвать еще

Сколько в мире непризнанных республик? Более сотни! Станет ли их меньше в ближайшее время - вопрос очень сложный. Скорее всего, нет. Сегодня проблема непризнанных государств является одной из самых острых, а споры по поводу признания и непризнания отдельных образований не прекращаются ни на день. Дело в том, что после того, как СССР был повержен в ходе холодной войны, Запад посчитал, что только он вправе выступать в роли мирового судьи, в том числе и в отношении признания государств таковыми. Однако современные экономические и политические реалии показывают, что Запад уже не является гегемоном в решении этого вопроса, поэтому факт вхождения Крыма в состав РФ, объявление о самопровозглашении ДНР и ЛНР так остро встречены в Старом Свете, и особенно в США.

Непризнанное государство – это общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Непризнанные государства имеют свою классификацию: непризнанные государства, частично признанные и частично непризнанные государства. Частично признанные и частично непризнанные государства отличаются друг от друга только количеством стран, признавших их.

Например, Турецкая Республика Северного Кипра признана Турцией (член ООН) и Абхазией (такое же частично признанное государство). Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр. Республику Косово признало 108 стран, 19 – собираются это сделать и 64 государства – отказали в признании.

Общеизвестными в Украине непризнанными государствами являются Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Турецкая Республика Северного Кипра. Но таких государств достаточно много. Вот некоторые из них: В Европе – Республика Косово; Турецкая Республика Северного Кипра; Княжество Силенд. В Азии – Халистан на территории штата Пенджаб; Китайская Республика, контролирующая остров Тайвань; государство Ва и государство Шан, непризнанные государства на территории Мьянмы; Исламский эмират Абьян и Исламский эмират Шабва в Йемене; Вазиристан в Пакистане; Исламское государство Азавад в Мали; Султанат Сулу в Малайзии; Народная Республика Нагалим в Индии; Республика Хау Пакумото на острове Муреа, Французская Полинезия; Республика Банксаморо на Филиппинах; Сирийский Курдистан или Западный Курдистан; Исламское государство Фалуджа в Ираке; Государство Палестина.

На африканском континенте – Сахарская Арабская Демократическая Республика, большая часть которой контролируется Марокко; на территории Сомали насчитывается девять непризнанных государств – Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд, Галмудуг, Химан и Хеб, Авдаленд, Азания, Аль Сунна Уаляма’а, Джамаат Аш-Шабааб. В Австралии - Республика Мурраварри и Народная Республика Эуахлаи - Квинсленд.

На территории бывшего СССР - Приднестровская Молдавская Республика на части территории бывшей Молдавской ССР;

Нагорно-Карабахская Республика - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области; Абхазия и Южная Осетия на территории Грузии; и, наконец, Республика Крым на территории Украины.

Сегодня известно несколько способов образования непризнанных государств. Государства могут возникать в результате революций и народно-освободительной борьбы (сепаратизма), при разделении территорий после окончания войн, при обретении независимости колониями от метрополий и, наконец, государства могут возникнуть из-за внешнеполитических конфликтов государств.

Тайвань - одна из провинций Китая, расположенная на одноименном острове между Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями. Это государство возникло, как следствие революции и гражданской войны в Китае. В 1949 г. после провозглашения КНР на остров Тайвань переехало свергнутое гоминдановское правительство и была провозглашена Китайская Республика. Длительное время (с 1949 по 1971 г.) представитель Тайваня занимал место Китая в ООН. КНР рассматривает Тайвань как свою неотъемлемую часть и стремится к воссоединению с ним на основе принципа «одно государство - два строя». Во второй половине XX в. Тайвань имел один из самых высоких в мире темпов роста экономики, сегодня он входит в группу новых индустриальных стран, а с 1997 г. по классификации Международного Валютного фонда - в число экономически развитых стран.

Примером возникновения государства в результате сепаратизма можно считать Халистан. Халистан (буквально Страна Чистых) - проект создания национального сикхского государства на территории индийского штата Пенджаб, где установился синтез ислама и индуизма. Cтолицей сикхов является город Амритсар. Правительство этого государства находиться в изгнании, а территория контролируется Индией.

Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами (например, Эритрея), могут быть поглощены метрополией после определенного периода независимости (например, Ичкерия, Аджария), а могут надолго сохранять свой переходный статус (например, Турецкая Республика Северного Кипра с 1983 г.). Часть непризнанных государств постоянно прекращает свое существование. Причины этого процесса разнятся: одна часть территориальных образований добивается своего признания (так было, например, с новыми посткоммунистическими государствами), другая часть, которая не имеет перспективы признания и лишается помощи со стороны других государств или международных организаций, постепенно уходит в небытие. Так произошло, например, с Республикой Герцег-Босна, которая была фактически упразднена международным сообществом перед подписанием Дейтонских соглашений, при молчаливом согласии властей Хорватии. Самопровозглашенная Республика Биафра, созданная сепаратистскими силами Нигерии в мае 1967 г., смогла просуществовать три года, в течение которых в стране шла гражданская война. Военное поражение мятежников ознаменовало и крах непризнанного государства. Можно предположить, что изменяющийся на наших глазах статус Косово будет еще долго вызывать многочисленные споры, а многие ученые и правоведы по ряду параметров будут по-прежнему относить данное территориальное образование к непризнанным государствам.

Рассмотрим политическое устройство, систему права, правосубъектность и экономические модели некоторых таких государств.

Турецкая Республика Северного Кипра является республикой, которая управляется президентом и имеет парламент – Республиканское Собрание – состоящий из 50 членов, выбираемых по пропорциональной избирательной системе. На территории Турецкой Республики Северного Кипра находится посольство только одно страны – Турции. Дипломатические учреждения и консульские представительства самой Турецкой Республики Северный Кипр расположены в нескольких государствах: в Турции - посольство, в Азербайджане, Великобритании, Италии, США, Пакистане, Катаре, Омане и ОАЭ – представительства, в Киргизстане Турецкая Республика Северного Кипра имеет экономический и туристический офис.

Валюта - турецкая лира. Все экспортно-импортные операции осуществляются через Турцию. Из видов бизнеса в республике наиболее развита отрасль строительства недвижимости, но при этом иностранные граждане, купившие недвижимость на территории Турецкой Республики Северного Кипра, сталкиваются с проблемами оформления прав собственности на эту недвижимость. Притом эта проблема имеет массовый характер. Одной из значительных статей дохода является игорный бизнес для иностранцев.

Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код «+90 392», в котором использованы цифры международного телефонного кода Турции «+90» и обычный турецкий код города. Все морские порты Турецкой Республики Северного Кипра открыты только для турецких судов, суда других стран туда не заходят с 1974 года. Авиасообщение осуществляется при условии обязательного приземления всех самолетов, летящих в Турецкую Республику Северного Кипра, в одном из аэропортов Турции.

Южная Осетия является президентской республикой, имеет также свой парламент. На сегодня существует три посольства Южной Осетии: в Абхазии, в Российской Федерации и в г. Цхинвал, в котором также размещено посольство Никарагуа с резиденцией. Единственной валютой, имеющей свободное хождение в республике, является российский рубль. Другая иностранная валюта не имеет обращения, несмотря на наличие обменных пунктов, на которых можно обменять только три вида валюты: российские рубли, евро, доллары США. Основной продукцией производимой в Южной Осетии являются фрукты, которые поставляются в Российскую Федерацию. Единственным видом транспорта в республике – автомобильный, железнодорожного и авиасообщения в республике нет.

Граждане непризнанных государств, как правило, имеют паспорта, выданные этими государствами. Однако эти паспорта не признаются другими странами, не признавшим данное государство. Для граждан это означает, в первую очередь, невозможность выехать со своим паспортом за границу. Жители Приднестровской Молдавской Республики, Абхазии, Южной Осетии в большинстве своем имеют также паспорта Российской Федерации, которыми пользуются за пределами своих стран.

Из всего этого можно сделать вывод, что непризнанные государства политически и экономически очень сильно зависимы от тех стран, которые их поддерживают.

Если обобщить информацию об уровне экономического развития непризнанных государств, то их экономики находятся в плохом состоянии и очень зависимы от поддержки стран, признающих их. Наверное, единственное исключение, это Тайвань, который является страной с развитой экономикой.

Крым, в отличии от большинства непризнанных государств, обладает большой территорией - 26 860 кв. км и населением более 2 млн. человек. Для сравнения непризнанные государства постсоветского пространства территориально малы, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Так, Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км, населением - 70 тыс. человек и представляет собой наименьшее (по территории и населению) непризнанное государство постсоветского пространства. Приднестровье контролирует территорию в 4163 кв. км, на которой проживают 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана. Все остальные непризнанные государства, если и имеют свою территорию, то она очень незначительна.