Очки виртуальной реальности вредны? Виртуальная реальность и вред для зрения.

Виртуальная реальность, от английских слов Virtual Reality, означает созданный при помощи технических устройств мир, который может ощутить человек зрением, слухом, а также осязанием и обонянием. При этом пользователь буквально погружается в этот мир, так как у него вырабатываются определенные реакции на все происходящее в нём.

Например, пользователь, играя с помощью шлема VR в игры, испытает больше эмоций, чем без него. Данный факт подтверждает проведенный учеными эксперимент, в котором приняли участие 1500 человек, – им предложили поиграть в страшные онлайн игры. В результате, играя без шлема VR, чувство страха испытали 8% участников, а при игре в гарнитуре их количество увеличилось до 80%.

5. Последствия для здоровья

Мы уже отметили, что в 80-х пользователи шлемов зачастую обнаруживали у себя такие симптомы, как тошнота, головокружение, головная боль, дезориентация. Случались даже неожиданные флэшбэки. В 1995 году студентка Чикагского Университета приняла участие в эксперименте, в ходе которого она провела несколько часов в виртуальной реальности.

Фокус в том, что и в 2015 году люди, попробовавшие шлемы, продолжают страдать от тех же болячек. Для этого даже придуман специальный термин - «киберболезнь». Джон Кармак, технически директор Oculus VR, открыто признаёт проблему. В Samsung и вовсе советуют воздержаться от использования Gear VR в случае обнаружения у себя симптомов, и не рекомендуют давать шлем детям до 13 лет.

Большинство причастных к разработке технологии объясняют это относительно низким разрешением и частотой смены кадров. Мол, ещё немножко поработаем напильником - и всё наладится. Однако Маянк Мета (Mayank Mehta), ученый-нейробиолог Калифорнийского Университета, придерживается несколько иной точки зрения.

Кроме того, доктор Мета провел эксперимент с лабораторными мышами. Оказалось, когда грызуны попадают в виртуальность, 60% нейронов гипоталамуса (область мозга, отвечающая за ориентацию в пространстве, память и сновидения) просто… «отключаются», а остальные проявляют аномальную активность. Впрочем, долгосрочные последствия этого явления до сих пор остаются неизвестны. Может быть, мы зря паникуем. Но, знаете, перспектива держать даже самый высококлассный дисплей в сантиметре от глаз выглядит не очень-то здоровой.

Вредвиртуальнойреальностидляглаз

Давайте подробно рассмотрим компьютерные очки, польза или вред от которых волнует многих, кто хочет стать обладателем подобных изделий.

Вред очков для компьютера может быть только в одном случае – если вставлены некачественные линзы или если они не подходят тому или иного человеку.

Линзы нужно подбирать индивидуально, принимая в расчет все особенности зрительного аппарата.

Если при ношении средств для улучшения зрения возникают некомфортные или даже болезненные ощущения, то лучше отказаться их ношения и обратиться за консультацией к офтальмологу.

Разновидностью компьютерных моделей можно назвать очки виртуальной реальности (3d очки). Они представляют собой головной монитор, который позволяет погрузиться в виртуальность.

Вред от VR очков не очень сильный – глаза от них устают даже меньше, чем от стандартного компьютерного монитора. Дело в том, что здесь глаз не концентрируется на одной точке, а следует за движением и не находится в покое.

Таким образом очки виртуальной реальности, вред для зрения от которых минимален и поэтому не представляет опасности в данном контексте.

Однако опасность виртуальных устройств в другом. Чрезмерно погружаясь в виртуальный мир, человек теряет ориентацию в пространстве, что приводит к проблемам вестибулярной системы организма. Поэтому использовать головные мониторы рекомендуется не больше трех часов в день, каждые полчаса делая перерыв.

В вопросе влияния очков виртуальной реальности нет единого мнения. Множество родителей утверждают, что они портят глаза и оказывают плохое воздействие на психику ребенка. Однозначного утверждения на этот счет нет. При длительном ношении очков (более 40 минут в день) возникает сильное напряжение на мышцы глаз, они начинают слезиться, отекать.

При умеренном использовании негативных эффектов не возникает. Производители утверждают, что они менее вредны за монитор компьютера, из-за постоянного движения глаза, а не концентрации его на одной точке. Чрезмерная игра в устройство вызывает головную боль, пространственную и временную дезориентацию, способно ухудшать работу нервной системы.

Может ли нанести вред психике компьютерная игра, фильм или книга? Здесь много факторов - всё зависит от типа личности, от того, насколько человек погружается в виртуальную среду. Шлем виртуальной реальности, пожалуй, действительно даёт больший эффект погружения по сравнению с компьютером, однако данный вопрос ещё нуждается в научных доказательствах.

Однако уже сейчас мы можем констатировать - с осторожностью нужно использовать шлем людям с психологическими нарушениями, такими как нарушения восприятия, проблемы в умственном развитии и т.д. Стоит отказаться от использования шлема и тем, кто находится в состоянии депрессии или тревожного расстройства.

Такие выводы мы смогли сделать благодаря большому опыту работы с данными устройствами: наше учреждение не первый год сотрудничает с факультетом психологии МГУ, где ведутся исследования виртуальной реальности и её воздействия на человека.

Особо невролог отметил, что как и в случае с компьютерными играми, необходимо чётко разграничивать реальную жизнь и жизнь виртуальную: не убегать в красивый виртуальный мир от решения проблем. И главную группу риска здесь представляют дети и подростки, а также люди со склонностью к зависимому поведению.

Мой совет всем сомневающимся перед использованием шлема VR - не полениться и проконсультироваться с психотерапевтом, знакомым с негативным воздействием VR. Несмотря на то, что технология действительно нова и медицинской практики пока нет, психотерапевт наверняка сможет указать вам на возможные осложнения или негативные эффекты, которые могут возникнуть именно у вас.

Универсальные же предостережения таковы - стоит воздерживаться от виртуальной реальности беременным женщинам, пожилым людям и лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией и другими тяжёлыми психическими заболеваниями, а также нарушениями зрения. Не стоит играть с использованием шлемов детям до 13 лет, либо использовать их под контролем взрослых.

Международный институт психосоматического здоровья одним из первых в России начал практиковать лечение некоторых психических расстройств при помощи погружения пациента в виртуальную реальность. Мы не преминули воспользоваться опытом специалистов института и поставили несколько экспериментов. Первый из них был посвящен сеансу терапии с участием пациента, страдающего от арахнофобии (патологической боязни пауков).

Как выяснилось, помимо различных фобий шлемы VR применяются для лечения тревожных расстройств, депрессий, посттравматических стрессовых расстройств, а также для диагностики и тренировки когнитивных функций (памяти, внимания, пространственного мышления и т.д.). Особую продуктивность показывает лечение аэрофобии, распространённого расстройства, при котором человек боится пользоваться самолётами.

В наиболее тяжёлых случаях приступы паники наступают даже при виде некоторых деталей интерьера салона самолета. Благодаря технологии виртуальной реальности пациенту демонстрируют сначала игрушечные модели самолетов, затем всё более похожие на реальные самолёты, предлагают человеку зайти внутрь самолета, взлететь и постепенно увеличивают время виртуального полёта. В сочетании с психотерапией можно получить очень хороший и быстрый результат.

Однако здесь и заключается одна из самых больших опасностей - только по официальной статистике в мире сейчас более 10 миллионов пациентов, страдающих от различных фобий. Если же учесть, что немалая часть людей не признаёт своё психическое расстройство, фактическое число может увеличиться в несколько раз.

Человек, имеющий, предположим, скрытую боязнь открытых пространств (агорафобия) внезапно для себя оказывается в игровой ситуации посреди огромного поля и приходит в состояние паники. Такая стрессовая ситуация в зависимости от силы воздействия может спровоцировать побочные эффекты - от кратковременного расстройства восприятия и плохого самочувствия до сердечного приступа.

Увы, лучше всего изучена «светлая» сторона новой технологии - то есть её применение в психотерапии. Все специалисты сходятся во мнении, что для введения каких-либо регулирующих правил нет ни достаточной статистики, ни клинических исследований. Однако дать рекомендации, которые могли бы уберечь вас и ваших близких, мы можем.

Начнемстогочтосовременныемониторыуженетечтобыли10летназад. Сейчаснамноголучшечастотаобновленияитемсамымнагрузканаглазаоченьмаленькая. Такженазрениедолжновлиятьдолгоезадерживаниеглазводнойобласти. Вочкахвиртуальнойреальностипользовательбудетпостоянносмотретьвозлесебя, вдаль, егоглазабудутпостоянноперемещаться, темсамымухудшениязрениянебудет.

Цены на VR-устройства

Интернет магазин очков виртуальной реальности BESTVR предлагает вам широкий выбор виртуальных очков для смартфонов. При этом сотрудники интернет магазина очков виртуальной реальности окажут вам всю необходимую поддержку в выборе очков виртуальной реальности.

Интернет магазин очков виртуальной реальности BESTVR – мы знаем толк в виртуальной реальности!

Ценовая политика будет зависеть от модели, производителя и типа устройства. Сколько стоят очки виртуальной реальности? Цены варьируются от 300 до 40000 рублей. Так, очки для компьютера обычно дороже очков для смартфона ввиду того, что в конструкции имеют отдельные составляющие.

Очки виртуальной реальности SONY поставляются с обязательной оговоркой, которая гласит, что компания не гарантирует безопасность детей и опасается за их здоровье.

В инструкции к гарнитуре PlayStation VR указано, что она не подходит для детей в возрасте до 12 лет. Об отказе от ответственности уже упоминалось в новом обновлении программного обеспечения для консоли PlayStation 4. Специалисты компании уверены, что будет гораздо полезнее подарить ребенку радиоуправляемые модели машин RC-RACE.RU или конструктор Lego.

Гарнитура, которая подключается к консоли PS4, обеспечивает игроку 360-градусный обзор и полный эффект присутствия. Но руководители компании Sony обеспокоены, что юные игроки во время игры могут получить физические повреждения.

Инструкция гласит: «Перед использованием гарнитуры VR внимательно прочитайте предупреждение об опасности для здоровья. Гарнитура VR не предназначена для детей в возрасте до 12 лет. Примите меры, чтобы домашние животные, дети или другие препятствия не попали в зону игрока. Некоторые игроки могут испытывать головокружение, тошноту, дезориентацию, помутнение зрения или другие неприятные ощущения во время просмотра виртуального контента реальности. При возникновении указанных симптомов, немедленно прекратите игру и снимите гарнитуру VR».

Может компания Sony просто решила, что дизайн гарнитуры не предназначен для детей до 12 лет. Однако действительно существуют некоторые опасения по поводу детей и пожилых людей, которые играя в виртуальные игры в течение длительного времени, могут плохо себя почувствовать.

«Несмотря на то, что виртуальная реальность быстро развивается, она все еще находится в начальной стадии развития, - сказал эксперт Пол Джеймс. – И мы еще так мало знаем об использовании VR и ее влиянии на физиологию и психологию пользователей. До недавнего времени в широкую продажу она не поступала. Поэтому ясно, почему компании, предложившие в этом году гарнитуру VR, избегают рискованных последствий ее применения».

Конкурентная компания Oculus VR при запуске гарнитур Rift и Gear VR включила в их инструкции подобные предупреждения, ограничив возраст своих игроков до 13 лет.

PS VR, как ожидается, поступит в продажу в этом году. На конференции в Сан-Франциско, которая пройдет 15 марта, руководители компании Sony намерены сообщить день, когда покупатели смогут получить в свои руки захватывающую игрушку. Именно тогда станет ясно, сколько же она будет стоить. Предполагается, что ее цена составит около 650 долларов США, однако, поклонники надеются, что гарнитура будет стоить дешевле, так как это почти в два раза больше, чем PS4 в настоящее время.

В этом посте я постараюсь доказать, что дисплей виртуальной реальности полезнее монитора, планшета или телефона при косоглазии, близорукости и кривой осанке.

На Geektimes появилось много постов про устройство глаза и про работу зрительной системы человека. Эта статья дополняет этот список описанием проблем наших глаз.

Disclamer / аксиома: дисплеи вредны, т.к. излучают собственный свет, а не отражают. Вот главные враги для глаз гика: неестественная яркость, пульсация ламп подсветки и то, что мы забываем моргать. Но сейчас я их рассматривать не буду.

Идея 1. Косоглазие при использовании VR будет исправляться


Косоглазие чаще всего проявляется в возрасте до 3 лет. Медицина знает более 20 вариантов, но осложнение всегда одно - мозг «зависает» в режиме, когда изображение с одного глаза игнорируется, чтобы избежать двоения. (Амблиопия или ленивый глаз) Упражнениями следует сознательно «подключать» косой глаз и начинать разрабатывать мышцы и связки до соосности.


Интернет знает множество приборов для лечения, как эффективных, так и работающих от «люстры Чижевского».

Внутри находятся 2 разделенных канала изображения, где изображен контрастный объект, за который ухватывается здоровый и «ленивый» глаз. Ожидается, что концу сеанса глаза сойдутся по оси и будут смотреть в одну точку вдали. Терапия выполняется за несколько сеансов.

VR предлагает доступ заменить сложную механическую технику. Дисплей сможет отображать контрастную картину, а стоимость Google Cardboard - равна 1$ c доставкой на Aliexpress. В следующей статье я расскажу про компанию, которая построила успешный бизнес на этой идее.

Согласитесь, что внутри данного устройства находится механические зеркала, управляемые тросиками и шестеренками. А красным я выделил лампочку накаливания. (это даже не светодиоды - это лампа Ильича!)

Согласитесь, что если у ребенка нет необходимости сгибаться, то его осанка не будет страдать от учебы.

Следовательно я оставлю возможность исправления осанки при помощи VR без объяснения. (тем более, что я не имею аргументов против излишней тяжести шлемов и смещенного центра тяжести).

Здоровья всем и если будут ошибки, то пишите в личку.

«Нельзя назвать комфортным или полезным для здоровья постоянное использование монитора прямо перед вашими глазами»

Данное решение обеспечивает комфортное для глаз использование технологии виртуальной реальности. Глазу человека кажется, что мы смотрим на изображение, которое находится на достаточном расстоянии. Длина этого виртуального промежутка может быть разной для каждого устройства. Например, в Oculus Rift DK1 оптическое изображение находится бесконечно далеко. А в Oculus Rift DK2 создается иллюзия того, что оно расположено примерно в 1,4 метрах .

В данной статье описывается работа линз в идеальных условиях. Далеко не все устройства виртуальной реальности могут их предоставить. Поэтому иногда возникают своеобразные помехи. Например, геометрические искажение и хроматическая аберрация. О них мы поговорим в следующий раз.

Заметка:

Работая уже практически год на Российском рынке виртуальной реальности в нашем клубе побывало более 3000 человек , которые впервые попробовали погрузиться и испытать все ощущения от шлемов, контроллеров, симуляторов и игр виртуальной реальности. Мы проводили опросы и тесты VR-шлемов на фокус-группах, узнавали мнения и анализировали результаты от большого количества посетителей Virtuality Club . Основываясь на своей практике, мы сделали вывод, что подавляющее большинство игроков, попробовавших виртуальную реальность, остаются с положительными впечатлениями. Всего 15% от общего числа опрошенных сообщили о незначительном дискомфорте после опыта использования Oculus Rift DK2 . Большинство негативных ощущений присуще игрокам, использующим очки и страдающих проблемами со зрением. В данный момент в комплекте с DK2 идут дополнительные линзы, для людей с незначительной близорукостью, но мы надеемся, что разработчики шлемов в будущих версиях придумают механизм линз, адаптирующихся под людей с дефектами зрения.

Виртуальная реальность заманивает все больше людей, особенно молодого возраста. Игра захватывает подлинностью событий и ощущений. И для погружения в загадочный мир достаточно лишь смартфона и очков для передачи сюжета. Но, как бы ни была интересна игра, встает резонный вопрос: а не вредны ли очки для виртуальной реальности? Чтобы ответить на него, следует рассмотреть основные характеристики приспособления.

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

Вес устройства

Если не считать проводов, то вес самого устройства, на первый взгляд, небольшой, около 300 граммов. Это примерно столько же, сколько весят мониторные наушники. И здесь следует провести параллель и вспомнить, каковы ощущения от наушников после того, как просидите в них на протяжении часа. Болеть начинают не только уши, но и голова, макушка, шея. Это происходит из-за напряжения мышц шеи. Такие же симптомы возникают и после продолжительного ношения очков.

Кроме того, шлем надевается на голову и обхватывает весь ее объем. Несмотря на наличие эластичных ремней, которые предназначены для смягчения давления, шлем давит не только на голову, но и на переносицу. В результате, кроме головной боли, появляются и болевые ощущения в области носа.

Конечно, судить о вреде очков по данному параметру нельзя. Ведь все зависит от времени в них проведенном.

Интересно! За полчаса дискомфорт будет не ощутим, но уже через час появятся первые признаки усталости

Отрешение от реального мира

Все чаще в новостях появляются сюжеты о молодых людях, которые во время игры в виртуальной реальности полностью отрешаются от действительности. Они забывают есть, пить, спать. Потеря счета времени приводит к серьезным последствиям для здоровья. Это проявляется не только в моральной и физической усталости, но и в истощении. В некоторых случаях спасти заигравшегося до потери пульса человека не удается. Он умирает от обезвоживания или голодания.

Но говорить о конкретном вреде именно очков в данном случае тоже нельзя. Ведь виновато не само устройство, а захватывающий сюжет игры, восприимчивая и увлекающаяся натура игрока.

Вредные последствия

Еще в 80-е годы прошлого столетия, после игры с виртуальными очками, появлялись не только головные боли, но и головокружение, тошнота, вплоть до рвоты. Несмотря на технологический прорыв и усовершенствование очков, проблема актуальна и на сегодняшний день. Все это последствия психологического и физического напряжения.

Кроме того, после продолжительной игры часто наступает дезориентация. Это связано с тем, что в действительности мозг получает сигналы на различные действия от нескольких органов чувств. Все они согласованны между собой, и потому сбоя не происходит. В виртуальной реальности органы чувств работают не синхронно, а потому и происходит разлад. Зафиксированы случаи, когда во время или после продолжительной игры человек лил напиток не в рот, а например, в глаз.

С точки зрения ученых это происходит из-за низкого разрешения и частой смены кадров в игре.

Важно! Ученые и врачи не рекомендуют использование очков для игры детей до 13 лет

Вред для зрения

Но и самый главный вопрос: вредны ли очки для зрения? Здесь мнения не только игроков, но и многих экспертов разнятся. Большинство считают, что шлем для глаз опасен не больше, чем компьютерный монитор со средней диагональю.

Другая же половина уверена, что очки оказывают большую нагрузку на зрение, в результате чего оно портится. И данные, подтверждающие этот факт, есть. Долгое и частое сидение в виртуальном шлеме, так же, как и за компьютером, со временем приведет к ухудшению остроты зрения.

Долгое пребывание в виртуальном мире может привести и к аномалии рефракции зрения. В таком случае возникают такие заболевания глаз, при которых изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней.

Сказать однозначно, наносят ли вред очки для виртуальной реальности здоровью и зрению нельзя. Здесь все зависит от многих факторов: продолжительности нахождения в вымышленном мире, психики и эмоционального состояния игрока, качества устройства.

Одно можно сказать точно: главное – знать меру, и тогда можно получить удовольствие от сюжета без вреда здоровью.